Средства массовой информации в воспитании
Общеизвестна огромная роль средств массовой информации в воспитании. Крупнейшие радио-, телекомпании, газеты и журналы систематически готовят специализированные вос-питательно-образовательные программы. Среди средств массовой информации по интенсивности и масштабности воздействия на школьников лидирует телевидение. Редкие семьи в ведущих странах мира не имеют видеотехники. Телевидение существенно влияет на школьную молодежь. Выявлено, что ученики проводят у телеприемников до 8 часов в день. Вместе с тем телепередачи меньше смотрят в регионах с более высоким уровнем культуры. Это объясняется прежде всего тем, что люди с высоким интеллектом предпочитают выбо-рочный просмотр телевизионных передач.
Учебное телевидение является незаменимым средством становления детской личности, поскольку позволяет довольно полно и адекватно приобщать школьников к ценностным ориентациям взрослых.
В США учебные программы транслируют до 200 телекомпаний и более 700 студий кабельного телевидения. Министерство образования координирует ряд национальных учебных телепрограмм. Разработкой и внедрением новых учебных программ занимаются несколько педагогических центров (наиболее известный находится в Станфордском университете, штат Калифорния).
Прочные позиции занимает учебное телевидение в Западной Европе. Так, английская компания Би-би-си ежегодно транслирует учебные передачи объемом до 400 часов. Передачи смотрят практически во всех школах Великобритании.
Во Франции государственный канал телевидения систематически — трижды в неделю — ведет учебные передачи. Подготовкой учебных видеоматериалов в масштабах страны руководит Национальный центр аудиовизуального обучения в Ванве.
В Японии по каналам столичного и провинциального телевидения предлагаются различные образовательные передачи для детей всех возрастов.
Немалый опыт накоплен учебным телевидением в России. Так, до 1996 года регулярно выходила в эфир передача «Российские университеты».
Во Франции в настоящее время создаются общенациональные фонды аудио-, видеодокументации. Был осуществлен масштабный эксперимент, получивший название
«Активный юный телезритель». В его задачи входило научить школьников критически пользоваться телеинформацией для самообразования, расширения кругозора. Подростки получали консультации от учителей и собственных родителей, которые прошли особые стажировки в аудиовизуальных учебных центрах. В эксперименте участвовали до 25 тыс. подростков, 2 тыс. взрослых, в том числе 1300 преподавателей. Анкетирование и тестирование большой группы школьников в начале и по окончании эксперимента показали, что все они заметно продвинулись вперед в своем развитии.
Среди проблем, которые возникают в связи с влиянием на молодежь средств массовой информации, особую тревогу порождает опасность дегуманизации личности школьника. По мнению многих специалистов, жестокость, насилие, низкопробные в художественном и эстетическом отношении материалы, которыми наполнены средства массовой информации, пробужают в подрастающем поколении самые темные и низменные наклонности и желания. Ученые и практики, представители общественности обеспокоены, что средства массовой информации, новейшие технологии гасят фантазию и воображение детей, отодвигают на задний план ничем не заменимые при воспитании человеческие контакты. «Где же тут общение?» — вопрошает американский фантаст Р-Брэд-бери, описывая оснащенную всяческой техникой школу будущего. Встревоженность писателя не беспочвенна. Уже се-годня телевидение, компьютерные игры нередко заменяют школьникам общение с родителями, сверстниками, преподавателями.
Японский ученый Тонака Казиа считает в этой связи, что средства массовой информации должны интегрироваться в процесс воспитания крайне осторожно, чтобы развивать, а не разрушать личность ребенка.
Чтобы сделать управляемым воздействие средств массовой информации на учащихся, ученые-педагоги предложили несколько вариантов использования новейших технологий в воспитании и образовании. Один из них получил название «мультимедиа». Его смысл состоит в комплексном использовании новейших технических средств информации для школьного воспитания и образования. Учитывается, что всякое техническое новшество в сфере информации и связи имеет свои специфические особенности и потому должно стать особым звеном в системе мотивации учащихся.
Для реализации идеи «мультимедиа» при министерстве образования Франции действует Координационный центр,
который занят разработкой и внедрением методик использования материалов средств массовой информации в учебно-воспитательном процессе. Центр систематически публикует и распространяет информационные обзоры для школьников и преподавателей (школьный видеорепортаж, школьное радио, школьный журнал и пр. ). Центр издает общеевропейский журнал «Факс», материалы которого собираются в течение 24 часов по факсовой связи из школ всей Европы.
На особом месте среди форм воспитания, черпающих материал в средствах массовой информации, находится деятельность, получившая наименование «пресса в школе». Она по-пулярна в старших классах и способствует педагогически целесообразному усвоению информации, поступающей из газет и журналов. «Прессе в школе» отводится важная роль в модернизации школьного воспитания. За нее ратуют ведущие западные издания — американская «Нью-Йорк Тайме», французская «Монд», итальянская «Карьера дела серра». Учреждены учебно-методические журналы прессы в школе — «Читать газету» (Франция), «В зеркале прессы» (Германия). Созданы специальные педагогические центры в Германии, Италии, Франции. Издаются особые газеты для школьников, первой из которых была английская «Болтон ивнинг ньюс». В 1985 году в Париже состоялся первый международный симпозиум «Пресса в школе» с участием издательств, педагогов, ученых, бизнесменов. Прошедшая в 1996 году в Суздале очередная международная конференция «Пресса в школе» означала подключение к эксперименту и российских педагогов.
Особое значение воспитанию в рамках «прессы в школе» придают в США. Здесь выходит еженедельник «Новая газета в классе» (тираж около 7 млн экземпляров), где публикуется информация по различным политическим вопросам. «Нью-Йорк Тайме» выпускает еженедельное приложение «Пресса в школе». Богато иллюстрированное, это издание содержит информацию по социальным и политическим темам национального и мирового масштаба. Материалы изданий «прессы в школе» перепечатывают провинциальные газеты. Стиль, язык публикаций вполне доступны подросткам.
В Западной Европе активно применяют «прессу в школе» во Франции, например, во многих средних школах подростков приучают систематически следить за политическими событиями, делать подборки материалов на темы внутренней и международной политики. Действуют клубы «прессы в школе». Участники клубов обсуждают актуальные проблемы — от
отмены смертной казни до перспектив европейской интеграции. В клубах ведется пацифистская, экологическая пропаганда, обсуждаются материалы, разоблачающие неофашизм. Периодически происходят общенациональные кампании «прессы в школе». Одна из них, например, происходила в январе—марте 1991 года. В ней были задействованы около 2,5 тыс. учебных заведений. В течение нескольких месяцев школьники из Бордо делились в прямом телевизионном эфире со сверстниками из других городов опытом подготовки школьной газеты.
Использование средств массовой информации в школьном воспитании и образовании позволяет выводить подготовку подрастающего поколения на уровень современных общест-венных требований, привлекать ранее неизвестные резервы повышения эффективности деятельности школы.
Вопросы-задания
1. Назовите недостатки учебно-воспитательного процесса в современной школе. Объясните разницу и сходство между радикальным и умеренным подходами к проблеме преодоления этих недостатков.
2. Охарактеризуйте традиционный урок. Попытайтесь найти сходство и различие между традиционным уроком и новыми моделями обучения. Приведите примеры таких моделей в разных странах мира.
3. Попытайтесь составить классификацию экспериментальных школ. Укажите их роль в развитии образования и воспитания. Приведите примеры влияния экспериментальных школ на обычное образование и воспитание.
4. Подумайте, что привлекает современных педагогов в опыте экспериментальных школ прошлого? Приведите примеры использования такого опыта в современных экспериментальных школах различных стран.
5. Какую эволюцию прошли лицеи и гимназии в России с конца 80-х до середины 90-х годов?
6. Какие реформы предпринимаются для того, чтобы укрепить взаимосвязь школы и внешкольного воспитания и образования?
7. В чем вы видите главные функции новейших технических средств обучения? Приведите примеры из опыта ведущих стран мира.
8. Что положительного и отрицательного, на ваш взгляд, несет использование в школе новейших технических средств?
Джуринский А. Н. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1998. - 176 с.
Литература к курсу "Сравнительная педагогика"
Основная:
- Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. М.-Воронеж, 1996.
- Вульфсон Б.Л. Образовательное пространство на рубеже веков: учебное пособие. М., 2006.
- Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. М., 1993.
- Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 2004.
- Никандров Н.Д. Образование и культура / Мир образования - образование в мире. 2003. №4.
- Образование в мире на пороге XXI века: Сб. научн. трудов. М., 1991.
- Реформы образования в современном мире. М., 1995.
- Педагогика народов мира: История и современность. М., 2001.
- Современное состояние систем образования в некоторых зарубежных странах / Авт.-сост. Гаврилова Т.Н. и др. Ярославль, 1999.
- Сравнительная педагогика: история и современное состояние / Под ред. В.А. Капрановой. М., 1998.
Дополнительная:
- Александри В. Из истории французской революции XVIII в. Обзор коллекции Марка-Антуана Жюльена де Пари / Борьба классов. М., 1935. № 5.
- Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире // Педагогика. 2002. № 7. С. 88-95.
- Андреев В.И. Введение в европейскую сравнительную педагогику. М., 2001.
- Бенавидес Л., Арредондо В. К новой парадигме планирования образования // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. М., 1992. № 1/2. С. 123-136.
- Бондаренко Е.А. Состояние медиаобразования в мире // Педагогика. 2000. №3. С. 88-98.
- Боревская Н. Образовательная политика в Китае и России: сравнительный анализ // Педагогика. № 1. М., 1996. С. 94-103.
- Бородько М.В. ЮНЕСКО: история создания и современное состояние // Педагогика. 2000. №1. С. 81-89.
- Быблюк М. Существует ли опекунская педагогика? (из польского опыта) // Педагогика. 1993. №4. С. 117-119.
- Вайлер Г.Н. Политика, образование, развитие // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. № 4. М., 1985. С. 39-52.
- Визальберги А. Целесообразно ли экономить на образовании? // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. №2. М.,1987. С. 85-92.
- Вопросы сравнительной педагогики. Выпуск IV. Сборник трудов Московского пед. института им. В.И. Ленина. М., 1976.
- Воробьев Н.Е. Модернизация учебного процесса в средней школе Германии // Педагогика. 2002. №7. С. 96-106.
- Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур // Педагогика. 2000. № 2. С. 105-107.
- Вульфсон Б.Л. Высшее образование на Западе на пороге XXI века: успехи и нерешенные проблемы // Педагогика. 1999. №2. С. 84-93.
- Вульфсон Б.Л. Модернизация содержания гуманитарного образования в школах Запада // Советская педагогика. 1991. №1. С. 124-130.
- Вульфсон Б.Л. Управление на Западе: тенденции централизации и децентрализации // Педагогика. 1997. №2. С. 110-117.
- Гаргай В.Б. Повышение квалификации учителей на Западе: новые подходы // Педагогика. 1993. №1. С. 110-116.
- Гарова В. Австралия: традиции обучения // Учитель. 2000. №2. С. 77-82. №3. С. 89-93.
- Гарридо Х.Л.Г. Сравнительная педагогика в системе педагогических наук // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. М., 1990. № 3. С. 53-61.
- Говорова Н.В. Экономика знаний: европейские реалии и перспективы // Современная Европа. 2006. №4. С. 110-119.
- Гофман Г.Г. Сопоставительный анализ школьной политики и педагогики двух социальных систем // Советская педагогика. 1983. № 8. С. 111-114.
- Давыдов Ю.С. Болонский процесс и российские реалии. М., 2004.
- Далин В.М. Марк-Антуан Жюльен после 9 термидора // Далин В.М. Люди и идеи. М., 1970.
- Джуринский А.Н. Модернизация обучения и воспитания в США. М., 2000.
- Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире. М., 2002.
- Дорошевская У. Частные школы в Польше: надежды и сомнения // Семья и школа. 1991. №10. С. 45-46.
- Жюльен М-А. Обеты гражданок // Литературное наследство. Т. 29-30. М., 1937. С. 545-575.
- Иванова Н.Л. Образование в западных странах на рубеже веков (проблемы интеграции). Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999.
- Карной М. Реформа и планирование образования в условиях экономического кризиса // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. М., 1987. № 2. С. 53-64.
- Кинг Э. Эволюция сравнительных исследований в образовании // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. М., 1990. №3. С. 62-75.
- Киселёва Е.В. Миссия М.-А. Жюльена в Бордо // Французский ежегодник. 1972. М., 1974.
- Колобашкин Н.А. О положении с заработной платой учителей в странах Европейского Союза // Перемены. 2004. №4. С. 51-54.
- Корзинский Е.В. Западноевропейская интеграция в сфере образования // Советская педагогика. 1990. №7. С. 124-128.
- Коптаж Г. Непрерывное образование: основные принципы // Вестник высшей школы. 1991. №6. С. 52-62.
- Кумбс Ф. Г. Кризис образования в современном мире: системный анализ / Пер. с англ. М., 1970.
- Кучеряну М.Г. Особенности подготовка учителей для разных типов учебных заведений в Великобритании // Формирование успешного человека: стратегия и тактика: материалы чтений
К.Д. Ушинского. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. С. 240-246. - Латыш Н.И. Образование на рубеже веков. М., 1990.
- Левин К. К проблеме финансирования образования // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. № 2. М.,1987. С. 65-84.
- Лысова Е.Б. Проблемы содержания образования во французской педагогике // Педагогика. 1999. №3. С. 101-108.
- МГПИ им. В.И. Ленина. Сборник трудов. Вып. 4. Вопросы сравнительной педагогики. М., 1976.
- Методологические проблемы сравнительной педагогики: сб. научн. трудов. М., 1991.
- Микаберидзе Г.В. Образование в новых индустриальных странах Восточной Азии // Советская педагогика. 1991. №11. С. 127-133.
- Микаберидзе Г.В. США-Япония: чья школа лучше? // Педагогика. 1995. №1. С. 83-88.
- Митина В.С. Частные школы в развитых странах Запада // Педагогика. 1996. №4. С. 87-91.
- Молоков Д.С. Влияние "спутникового шока" на реформирование западного образования в 60-80-е годы ХХ века // Формирование успешного человека: стратегия и тактика: материалы чтений
К.Д. Ушинского. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. С. 65-70. - Молоков Д.С. Зарубежный опыт управления в сфере образования // Материалы второй заочной научно-практической конференции "Менеджмент в образовании". Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006.
- Никандров Н.Д. Сравнительная педагогика: уроки и надежды // Советская педагогика. М., 1988. № 10. С. 129-134.
- Никитин Э.М. Зарубежный опыт повышения квалификации педагогических кадров. М., 1995.
- Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции // Педагогика. 2000. №3. С. 68-74.
- Образование: сокрытое сокровище // Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века. ЮНЕСКО. М., 1997.
- Образование в условиях формирования нового типа культуры. Спб, 2003.
- Ордон У. Особенности профессионального развития польского учителя // Народное образование. 2005. №1. С. 149-154.
- Ордон У. Приоритеты образовательной политики ЕС: взгляд из Польши // Педагогика. 2005. №3. С. 91-95.
- Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Бим-Бада. М., 2002.
- Прогностические модели систем образования в зарубежных странах. М., 1994.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред.
В.В. Давыдов. М., 1998. - Соколов В. С. О государственной политике в области образования // Педагогика. № 6. М., 1994. С. 13-17.
- Соколова М.А., Кузьмина Е.Н., Родионов М.Л. Сравнительная педагогика. М., 1978.
- Статистический ежегодник образования. М., 2005.
- Столяренко А.М. Сравнительная педагогика: учебник авторизованного изложения. М., 1992.
- Таршис Е.К. О сравнительно-педагогических исследованиях в Англии // Критика буржуазных течений в педагогике. М., 1977. С. 3-15.
- Титов В.А. Сравнительная педагогика: конспект лекций. М., 2003.
- Тихомиров В.П. Виртуальная образовательная среда: предпосылки, принципы, организация. М., 1999.
- Филиппов В.П. Некоторые тенденции развития классических университетов // Высшее образование в России. 1996. №3. С. 13-16.
- Франко Р., Эспиндола Э. Образование и второе поколение реформ в Латинской Америке // Латинская Америка. 2002. №5. С. 46-54.
- Хамадаш А. Неформальное образование: концепции, состояние, перспективы // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. № 1/2. М., 1992. С. 138-155.
- Холмс Б. Эволюция сравнительной педагогики // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. М., 1986. № 2. С. 45-65.
- Хорольский В. С. О некоторых методологических аспектах "сравнительной педагогики" // Политика капиталистических государств в области образования / Под ред. З.А. Мальковой и др. М., 1983. С. 92-102.
- Шкатулл В. Положение учителя и ребенка в современном мире. М., 1995.
- Шривер Й. Предметный дуализм сравнительной педагогики // Перспективы. Вопросы образования. ЮНЕСКО. М., 1990. № 3. С. 85-104.
- Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европы и США. М., 1989.
Литература на иностранных языках:
- Arnove R.F. Comparative Education and World Systems Analysis // Comparative Education Review. N.Y., 1980. 24, № 2. Р. 48-62.
- Beauchamp E. Japanese and U.S. Education Compared. Bloomington, 1992. P. 7.
- Bereday G. Comparative Method in Education. N.Y., 1964.
- Conference of ministers of education and those responsible for economic planning in Africa member states. Final Report. Paris: UNESCO, 1982.
- Curriculum Guidelines for Compulsory Education in Norway. Oslo, 1990
- Di Rienzo E. Néo-jacobinisme et question italienne dans les manuscrits de Marc Antoine Jullien de Paris // Annales Historiques de la Révolution française. 1998. N 313;
- Education Reform Act. London, 1988.
- Gozzar G. School Curricula and Social Problems // Prospects. 1990. Vol. ХХ. N. 1.
- Holmes B. Comparative Education: Some Considerations Of Method. London, 1981.
- Idem. Marc-Antoine Jullien de Paris (1789/1848). Una biografia politica. Napoli, 1999.
- Kazuo I. School Education in Japan. Tokio, 1989. P. 25.
- Noah H.J., Eckstein M.A. Toward a Science of Comparative Education. London, 1969.
- Palmer R.R. From Jacobin to Liberal. Marc-Antoine Jullien, 1775-1848. Princeton, 1993.
- Templeton R. The Study of Comparative Education in the United States // Harvard Educational Review. Harvard, 1954. 24, № 3. Р. 141-158.
- Theories and Methods in Comparative Education / Ed. by Schriver J., Holmes B. Frankfurt am Main, 1978.
- Vargas P. de. L'héritage de Marc-Antoine Jullien, de Paris à Moscou // Annales historiques de la Révolution française. 1995. № 301.
- World Class Standards for American Education. Wash., D.C., 1992.
- UNESCO Statistical book 1996. Table 4.3. Paris, 1997.
- U.S. Chaudhari. Issues in Advaances in Education. Delhi, 1986.
Источники в сети Интернет:
- http://education.unesco.ru (Деятельность ЮНЕСКО).
- http://old.prosv.ru/metod/dgur/3.html (Практика школьного воспитания в странах мира).
- http://www.zn.ua/3000/3300/25840 (Корсак К. Компаративистика: кому она нужна? // Зеркало недели. №6. 12-18 февраля 2000).
- http://www.4todakak.ru/md/mod/tex/view/1753/ (Российская педагогическая энциклопедия).
- http://teacher-enc.info/index.php (Энциклопедия педагогики).
- http://www.itiprao.ru/index.htm (Лаборатория изучения образования и педагогики в зарубежных странах Института теории и истории педагогики)
- http://comparative.edu.ru:9080/PortalWeb/Msg?id=6666.
- http://www.tandf.co.uk/journals/titles/03050068.asp.
- http://rescentr.ablaikhan.kz/ebooks/sravn_pedagog/R1.htm.
- http://www.dictionary.fio.ru.