Сексуальная символика в народной культуре
Проблема отношения полов всегда была актуальна в сфере супружеских взаимоотношений. Разные авторы, размышляя на эту тему, акцентировались на разных ее сторонах: полоролевые стереотипы, половой диморфизм, психология половых различий, психология сексуальности, понятие-представление о маскулинности и феминности.
В обыденной жизни люди, взаимодействуя друг с другом, накапливают богатый психологический опыт. Таким образом, первоначально знания житейской психологии существуют неотрывно от деятельности и поведения человека, в последующем и способы практического действия, и субъективные состояния получают свое отражение, начинают существовать в человеческой речи, фиксируются в языке. В слове субъективные переживания как бы отделяются от их носителя и становятся доступными анализу и осмыслению. Многие слова используются и в житейской, и в научной психологии, но содержание терминов может существенно расходиться. Опыт житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, в устном народном творчестве: сказках, пословицах, поговорках, притчах и т. п.
Становлению половой идентичности придавалось большое значение в народной культуре, свидетельством чего является сексуальная символика фольклора. Приведем это подробнее, используя анализ известной исследовательницы фольклора, калининградского психолога М. П. Зыковой.
Мифологическое (синкретическое) мышление предков уравнивало реальность с ее символическим выражением. Обряды и ритуальные действа либо в символическом виде создавали желаемую реальность, либо таким же образом уничтожали нежелательную.
С течением времени человек перестал отождествлять символ с реальностью. Тем не менее, на уровне коллективного бессознательного символы широко представлены знаками реальности. Известно, что произведения фольклора насыщены символами. Значительная часть этих символов относится к сексуальной сфере человека. Анализ текстов произведений русского фольклора показывает, что определенная их часть иллюстрирует образцы сексуального поведения через символы. Разумеется, значение символов вряд ли до конца понятно человеку. Тем не менее, сексуальная символика фольклора как содержание коллективного бессознательного оказывает влияние на формирование психики человека. Кроме того, часть символов вполне может быть разъяснена самым доступным образом. Особенно явно это можно увидеть, анализируя произведения фольклора.
Материалом для анализа послужат обрядовые песни весеннего цикла — веснянки («заклички»), весенние хороводные песни, песни троицко-семицкого цикла.
Закликание весны открывало цикл весенне-летних праздников, связанных с плодородием, рождением, совокуплением, пробуждением земли, и человека как ее части.
Часть веснянок имеет, условно говоря, один смысл. Общая тема таких веснянок — побуждение и просьба к весне «прилететь», просьба к жаворонкам «принести весну».
В цитируемой далее веснянке действие строится вокруг одного из культовых предметов — зеленого венка. В русской языческой культуре зеленый веночек был символом девичества, невинности, но и пробуждающейся сексуальности.
В системе символов венок (фактически — круг с отверстием) означает женские половые органы, цвет указывает на невинность, возможно, незрелость, и в то же время — жизнеспособность.
Далее обратимся к тексту веснянки:
Выйди, выйди, Иванку,
Заспивай нам веснянку!
Зимовали, не спивали,
Весну дожидали.
Весна, весна, наша весна,
Да и что ты нам принесла?
Да и бабам по кийочку (по палке)
Младым девкам — по веночку.
Я брала веночек вчора,
Вчора — вчора со вечора.
В мене мати отбирала,
Тай нелюбому отдала.
В мене мати отбирала
Тай нелюбому отдала.
Лучше б я его розирвала,
Ниж нелюбому отдала.
Очевидно, что речь идет не только и не столько о зеленом веночке, сколько о сложившейся системе сексуальных отношений.
Для молодых (девственных) девушек приход весны обозначал возможность начала сексуальных контактов (весна принесла им по веночку, то есть ее приход означает готовность к началу половой жизни).
Как явствует из текста веснянки, именно мать принимает решение о начале сексуальной жизни дочери (мать отбирает веночек, то есть отдает «невинность» девушки тому половому партнеру, которого выбрала сама).
Здесь же декларируется и принцип свободы выбора: лучше потерять невинность, чем отдать ее нелюбимому.
В российских обрядовых песнях часто используется образ воды как символ женского начала. Известно, что знаменитый купальский обряд символически означал совокупление Воды и Солнца. Солнце представало в образе мужского, активного, действующего начала (Ярило), а вода — женского, подчиненного, более пассивного. На самом деле название праздника не имеет отношения к купанию, поскольку Купо — божество зрелой природы, а не воды. Тем не менее, смысл обряда заключался в совокуплении Воды и Солнца как мужского и женского начал, а название праздник получил по времени его проведения, когда символически «царствовал» Купо.
Образ воды как женского начала объясняет простую, казалось бы, весеннюю обрядовую песню:
ладо-ладо,
На горе-горе
Петухи поют,
Ой, ладо-ладо,
Петухи поют!
Под горой-горой
Озеро с водой.
Ой, ладо-ладо,
Озеро с водой.
Озеро с водой
Всколыхнулося.
Ой,
Всколыхнулося.
Красны девицы
Разыгралися.
Ой, ладо-ладо,
Разыгралися.
Казалось бы, смысл песни сводится к простому описанию природы, представляет собой «картинку», пейзаж. Но, учитывая то, что древнейшие жанры фольклора всегда насыщены символикой, можно попытаться «расшифровать» внешне простой смысл.
Итак, петух практически во всех народных культурах предстает как символ мужского начала. Поющий петух — символ активной, призывной мужской сексуальности. Она является доминирующей, подчиняющей по отношению к женской — озеру (обратите внимание: петухи поют «на горе», а озеро с водой находится «под горой»).
Логическим следствием мужского сексуального призыва становится пробуждение женской сексуальности («озеро с водой Всколыхнулося»).
Из этого контекста становится понятным и логичным продолжение — «Красны девицы разыгралися». Таким образом, эта песня дает представление о нормах сексуального поведения наших предков, об их представлениях о мужском и женском сексуальных началах.
Еще одна песня представляется весьма интересной для анализа. В ней разрабатывается образ полового акта как символического убийства.
Вспомним, мужское начало в фольклоре — это охотник, совокупление — убийство жертвы.
Знание уже перечисленных выше символов (воды как символа женского начала; птицы, часто хищной, — как мужского; птицы женского рода как женского начала) поможет восстановить сакральный смысл этой обрядовой свадебной песни, игравшейся и как весенний хоровод:
Вдоль по морю,
Вдоль по морю — морю синему.
Плыла лебедь,
Плыла лебедь — лебедь белая.
Откуль взялся,
Откуль взялся сизый селезень?
Он бил — убил,
Он бил лебедь сналетаючи.
Он пух пустил,
Он пух пустил по сине море.
А перышки,
А перышки вдоль по бережку.
Сбирала пух,
Сбирала пух красна девица-душа.
Милу дружку,
Милу дружку на подушечку.
Итак, ориентируясь на образно-символический строй этой обрядовой песни, можно восстановить ее содержание. Очевидно, речь идет о ритуальном совокуплении (свадебном) жениха и невесты; жених предстает в образе «сизого селезня», само совокупление предстает в виде охоты или убийства («он бил — убил лебедь сналетаючи»).
По поводу текста «он пух пустил» могут быть различные толкования: это может означать лишение девственности (пух как символ лона).
Вероятно, последние строки песни появились сравнительно позже, хотя и они являются иллюстрацией грядущих сексуальных отношений (сбирание пуха на «подушечку милу дружку» явно предвещает сексуальные отношения).
Схожий смысл можно выделить в другой весенней песне, относящейся и к календарным весенним, и к свадебным:
Что на нашей улице
Широкое озеро.
Рано, рано
Широкое озеро.
Что но тому озеру
Серы гуси плавали.
Рано, рано
Серы гуси плавали.
Налетел, налетел
Сиз орел на речку.
Рано, рано
Сиз орел на речку.
Ухапил, ухапил
Гусочку за крыльце.
Рано, рано
Гусочку за крыльце.
Гусочку за крыльце,
За белые перья.
Рано, рано
За белые перья.
Интересно отметить, что даже в песнях, которые по своему содержанию могут быть отнесены к трудовым, очень часто присутствуют образы, связанные с сексуальностью. Объясняется это тем, что языческая обрядность построена на началах аграрной магии, где переплетены процессы и действия, происходящие в природе, с процессами, происходящими между людьми.
Так, например, в Духов день полагалось петь «Посеяли девки лен»; «играние» этой песни было обязательным, так как от этого, по мнению предков, зависел урожай льна.
Посеяли девки лен,
Ладо-ладо, девки лен.
Посеяли, пололи,
Ладо-ладо, пололи.
Белы ручки кололи,
Ладо-ладо, кололи.
Повадился во ленок,
Ладо-ладо, во ленок
Бел-кудрявый паренек,
Ладо-ладо, паренек.
Весь леночек испримял,
Ладо-ладо, испримял.
В Дунай-речку побросал,
Ладо-ладо, побросал.
Дунай-речка не приймай,
Ладо-ладо, не приймай.
Ко бережку прибивай,
Ладо-ладо, прибивай.
Ко зелену ко лужку,
Ладо-ладо, ко лужку,
Ко боярскому двору,
Ладо-ладо, ко двору.
На боярском на дворе
Разыгрался сивый конь.
Он бьет землю копытом
До желтого до песка,
До белого камешка.
Песня, начинаясь как трудовая, и играется соответственно: участники хоровода показывают, как посеяли, пололи лен, кололи руки. Далее, однако, содержание песни, если его воспринимать без учета значений символов, становится малопонятным. Расшифровка же символов позволяет восстановить сакральное содержание и смысл песни.
Лен (ленок) как символ всегда связан с женским (девичьим) началом. Испримять (в вариантах — истоптать, истрепать) ленок — возможный символ совокупления.
Дунай-речка — символ женского начала. Конь, бьющий землю копытом, — также возможный символ совокупления (конь — активное мужское начало, земля, которую пробивают копытом «до желтого песка и белого камешка», — женское начало).
Учитывая то, что песня относится к троицко-купальскому циклу, необходимо знать, что в это время женщинам и девушкам позволялось и даже предписывалось свободное «разгульное» сексуальное поведение, а сам праздник заканчивался массовыми совокуплениями оргиастического характера. Совокупления носили ритуальный характер, в качестве основного смысла выступал побудительный: разбудить к совокуплению силы природы, что в будущем обеспечит хороший урожай (символически воссоздать желаемую реальность).
Следовательно, рассматриваемое произведение фольклора повествует о ритуальном совокуплении со «случайным» «бел-кудрявым пареньком»; тем не менее, оно как бы не является настоящим, не принимается в качестве реального: «Дунай-речка, не приймай». Учитывая то, что в символике брачных отношений жених (муж) обычно назывался боярином, можно предположить, что в последнем разделе песни повествуется о грядущем замужестве и грядущих совокуплениях, ограниченных, однако, рамками брака («леночек» «прибивается» к «боярскому двору», где уже ждет «конь», бьющий землю копытом).
Таким образом, обратившись к историческому опыту наших предков, можно увидеть, что в рамках народной педагогики существовала система сексуального просвещения, причем она была построена именно в форме фольклорных игр. Здесь необходимо отметить, что часть таких игр является принадлежностью исключительно детского репертуара. Другая часть перешла от взрослых к детям.
В ходе исторического развития человек утратил значительную часть фольклорного богатства, а вместе с ним и адекватные средства сексуального просвещения. Тем не менее, половая самоидентификация, формирование адекватного поло-ролевого поведения, проблема отношения полов по-прежнему остаются насущными задачами житейской и научной психологии. В настоящее время эти проблемы особенно актуальны.
Сексуальная культура
Пока сексуальность выглядят биологически-инстинктивной, она кажется опасной альтернативой культуры. Однако оба полюса оппозиции «секс и культура» сконструированы искусственно. Сексуальность не существует вне конкретной культуры, а культура, в свою очередь, невозможна без сексуально-эротических компонентов.
В повседневной жизни и в медико-гигиенической литературе сексуальной культурой обычно называют сумму знаний и умений, позволяющих людям наиболее успешно и безопасно достигать своих сексуальных целей. Человек, который не знает анатомии и физиологии репродуктивной системы, не умеет пользоваться контрацепцией, имеет ограниченный репертуар сексуальных позиций и т.д., является в этом смысле сексуально необразованным и имеет меньше шансов реализовать свои запросы и возможности, чем тот, кто такими знаниями обладает и умеет пользоваться ими.
В общественных науках «сексуальная культура», как и вообще культура, имеет другое, неоценочное значение.
Важнейшие структурные компоненты сексуальной культуры:
Ø установки и ценностные ориентации, в свете которых люди воспринимают и конструирует сексуальное поведение;
Ø социальные институты, в рамках которых протекает и которыми регулируется сексуальная жизнь, например, формы брака и семьи;
Ø культурные знаки и символы, в которых осмысливается сексуальность, включая представления о природе половых различий, сущности полового акта и т.п.;
Ø нормативные запреты и предписания, регулирующие сексуальное поведение;
Ø обряды и обычаи, посредством которых оформляются соответствующие действия (брачные обряды, инициации, оргиастические праздники) и от которых во многом зависит их значение для участников;
Ø типичные структуры и формы (паттерны) сексуальных отношенийи действий.
Содержание сексуальной культуры различно в разных цивилизациях, у разных народов, классов, поколений и возрастных групп одного и того же общества. В этом смысле нет «культурных» и «некультурных» народов, а сравнение национальных сексуальных культур является не столько количественным, сколько качественным. Причем каждое общество имеет не одну, а несколько разных сексуальных культур или субкультур: мужские сексуальные ценности отличаются от женских, молодежные от «взрослых», бытовые – от официальных и т.д.
Между разными нормами и определениями сексуальности идет постоянное соперничество, каждая свою универсальность, утвердиться в качестве всеобщей нормы. Этот плюрализм особенно очевиден при историко-антропологическом изучении сексуальности.
Культура определяет эротический код, ритуал ухаживания и сексуальную технику. Хотя эрогенные (наиболее сексуально чувствительные) зоны тела детерминированы физиологически, разные народы придают им неодинаковую ценность. У большинства народов женская грудь является важным эротическим объектом, а полинезийцы-мангаиа к ней равнодушны, полагая, что она может интересовать только голодного младенца. Весьма различны нормы половой стыдливости, причем не только количественно, но и качественно (что именно скрывается или, наоборот, подчеркивается).
По всем показателям сексуального здоровья России является одной из самых отсталых стран мира. По числу незапланированных беременностей и абортов она опережает западные страны в десятки раз. Распространение СПИДа и болезней, передающихся половым путем, в некоторых регионах приняло эпидемические пропорции. Население жадно смотрит и читает примитивные полупорнографические телепередачи и книги, но в стране нет ни одной научно-просветительской теле- или радиопрограммы. Очень велик и разрыв поколений в этих вопросах.
Выводы:
Исходя из вышеизложенного, я понимаю, что тема сексуальной символики очень многогранна. Не замечая того, мы каждый день соприкасаемся с ней, даже сами того не замечая. Видно из исторического опыта наших предков, что в рамках народной педагогики существовала система сексуального просвещения, причем она была построена именно в форме фольклорных игр.
В ходе исторического развития человек утратил значительную часть фольклорного богатства, а вместе с ним и адекватные средства сексуального просвещения. Тем не менее, половая самоидентификация, формирование адекватного поло-ролевого поведения, проблема отношения полов по-прежнему остаются насущными задачами житейской и научной психологии.
В настоящее время эти проблемы особенно актуальны.
Я считаю, что сексуальная культура – это не только и не столько проблема того, как заниматься сексом, сколько раз и как получить от этого максимум удовольствия. Это, прежде всего, вопрос эмоциональных взаимоотношений, сексуальной гармонии, духовного роста личности. Секс может быть и лекарством, и ядом. Как использовать этот удивительный дар природы, зависит от человека, от его внутренней культуры, заботы о своем здоровье – физическом и нравственном.
Список используемой литературы
1. И.С. Кон. Введение в сексологию
2. И.С. Кон. Сексуальность и культура. СПб: СПб. ГУП, 2004.
3. И.С. Кон. Сексуальная культура в России: Клубничка на березке. М.: О.Г.И, 1997
4. Сексология// Большая медицинская энциклопедия. М., 1984. Изд. 3-е
5. Информационный сайт http://www.krugosvet.ru/