Самоактуализирующаяся личность

Самоактуализирующаяся личность(от лат.actualis–деятельный)—характер-а личности, автор Маслоу.В развитии индивида,после удовлетворения его базовых потребностей (физиолог-х в безоп-ти,в принадлеж-ти,в уважении),возникает возмож-ть выхода на нов уровень развития,на уровень самоактуализации.Для самоактуализирующейся личности свойственны кач-ва:

—лучшее восприятие реальности;

—лучшее принятие себя, др,окружающ мира;

—увеличение спонтанности поведения;

—способность концентрироваться на проблеме;

—эмоц-я незав-ть,богатая внутр-я жизнь;

—автономия и способность противостоять соц-му натиску;

—зрелость чув-в;

—опыт трансперсон-х переживаний;

—лучшее понимание чел как чел-ка (с соц-х клише);

—улучшение межчел-х взаимоотношениях;

—демократич-е признаки в собственном хар-ре;

— усиление креативности;

—более объективная система оценок.

Группа.Виды групп.

Термин «группа» в социологии,пс\х,соц-й пс\х,политологии употребл-ся широко,в различ-х контекстах его содержание варьирует от:«множ-во людей,объедин-х на основании определ-го объект-го критерия»-в этом случае группой можно назвать женщин,мужчин, инженеров,жильцов дома,до:«устойчивая организов-я общн-ть людей,объедин-х общ интересами,социально значимыми целями,совместной деят-тью и соответствующ внутригруп-й организацией».Классиф-ция групп в соц-й пс\х м. произв-ся по различ-м основаниям.Наиболее распространена дихотомическая классиф-ция.Выделяют условные и реальные(члены кот связаны м\у собой объектив-ми взаимоотнош-ми),лаборат-е и естеств-е группы.По колич-ву членов выделяют большие группы–количественно неогранич-е общности.К организов-м большим группам относятся нации,партии,общест-е движения,к неорганиз-м–выдел-е на основании демограф-х или соц-х признаков,также по фактору места,времени и обстоят-в(толпа,аудитория,публика).Малые группы- немногочис-е по составу(до30-50чел)группы,члены кот объединены общ социал-й деят-тью и наход-ся в непосредственном личном общении,что явл основой для возникновения эмоц-х отношений,групп-х норм и групп-х процессов.По уровню развития выделяют становящиеся и высокораз-е группы.Принято следующ поуровневое определение развитости групп:диффузные группы–группы с еще не установивш-ся взаимоотношениями и совместной деят-тью;ассоциативные группы–группы,в кот взаимоотношения членов определ-ся лично значимыми целями;кооперативные группы– группы,в кот сформирована реально действующорганизац-я структура,отношения м\у членами определ-ся соучастием в совместной деят-ти;корпоративные группы–группы,в кот сформирована многоуровневая развивающ-ся организац-я структура,развит корпорат-й дух,члены корпорации руководств-ся прежде всего корпоративными целями.В отеч-й социал-й пс\х широко распространено понятие «коллектив»-высокоразвитая,устойчивая во времени группа взаимодействующ людей,объед-х целями совместной общественно-значимой (общественно-полезной) деят-ти,отличающаяся высоким уровнем взаимопонимания,также слож динамикой формал-х и неформал-х взаимоотношений.Выделяют формальные (с внешне заданной структурой) и неформал-е группы.Или формальную и неформальную структуры группы.Также выделяют группы членства и референтные группы(те группы,ценности и нормы кот разделяет индивид).

Малая группа.

Отличит-ми признаками малой группы:1)пространств-е и врем-е соприсутствие ее членов,что обеспечивает возмож-ть личных контактов,наличие всех аспектов общения;2)наличие постоян-й цели совмес-й деят-ти;3)наличие в группе организ-го начала;4)распредел-е внутригруп-х ролей;5)наличие эмоц-х отношений м\у членами группы,что формирует структуру межлич-х отношений;6)выработка групп-й культуры: норм,правил,стандартов,традиций,что формирует групповые ожидания и определяет групп-ю динамику;7)свойств-й группе микроклимат.

Социально-психолог-й анализ малой группы предполагает выявление типа группы,ее состава,ее динамич-й структуры,что предполагает определение функционально-ролевых взаимосвязей,коммуникаций,межлич-х предпочтений,также групп-х процессов, приводящих к формированию относительно стабильных групп-х образований.Развитие межличн-х отношений в группе представляет собой един-во процессов интеграции и дифференциации,приводящее к возникновению групп высокого уровня развития. Проявлением и результатом интеграции группы явл:ценностно-ориентацион-е един-во ее членов;коллективистское самоопределение каждого члена группы,возложение и принятие каждым ответств-ти за успехи и неудачи группы;сходство функционально-ролевых ожиданий.Проявлением и резул-том дифференциации явл:деловое лидерство;референтность и авторитет-ть; эмоц-е лидерство.Основ-е процесс:

Групповая сплоченность характер-ет степень приверженности группе ее членов.Картрайт дал развернутую характер-ку групп-й сплоч-ти.Он выделил св-ва сплоч-й группы:1) привлекат-ть членов группы друг для друга;2)сходство ценностей,установок,стереотипов членов группы;3)соответствие групповых целей потребностям членов группы,четкость целей,успех в их достижении;4)переплетенность кооперативной и конкурен-й стратегий взаимодействия;5)удовлетвор-ть групповой деят-тью;6)действит-е участие членов группы в выработке групп-х решений;7)доброжелат-я групп-я атмосфера.

Групповое давление.Каждая малая группа вырабатывает систему групповых норм–совок-ть правил и требований,выполняющ роль сред-ва регуляции поведения,общения, взаимодействия и взаимоотношений членов группы.Выполнение членами группы групп-х норм–условие сохр-я целост-ти группы,достижения ее целей.

Принятие групп-го решения.- выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информ при решении общ для всех членов группы задачи.Групповое решение,т.е. решение инициированное группой и поддержанное всеми присутствующими,повышается в своей ценности,превращается в групповую норму.

Лидерство–групповой феномен,заключающ-ся в выдвижении и признании определ-го одного или нескольких членов группы,способных мотивировать остальных к совместной деят-ти и вести за собой группу.Лидер демонстрирует более высокий,чем др члены группы,уровень активности,принимает на себя дополнит-е лидерские фун-и:направлять и организовывать деят-ть группы,контролировать,убеждать,воодушевлять,определяющим образом влиять на формир-е и изменение целей,ценностей и норм группы.Сущес-т различ подходы к определению происхождения и сущности лидерства:теория черт личности лидера,концепция ситуат-го лидерства,групп-я теория лидерства.Лидерство в чистом виде имеет место в неформал-х группах.В формальных группах процессы лидерства и руководства в большей или меньшей степени сливаются содержательно) и персонально.

Наши рекомендации