Ведение записей о наблюдениях за ребенком

Для того чтобы обеспечить организованность заня­тий, необходимо вести учет уже проделанной вами ра­боты, намечать содержание ее на будущее. Большую помощь в этом могут оказать дневниковые записи, в которых вы должны отмечать свои наблюдения за общим и речевым развитием ребенка.

В качестве примера мы приведем несколько выписок из дневников родителей глухонемых детей.

Мать 3-летней Леночки Г. пишет:

«...Леночка меня сегодня порадовала и крайне уди­вила. Я ей назвала кур тип-тип, в это время пробежала кошка; девочка посмотрела на меня, потом стала звать кошка па-па-па; когда я ей сказала мяу, она чуть слышно повторила мяу».

«...Сегодня по случаю дождя нам пришлось зани­маться в комнате. Леночка подошла к окну и стала пока­зывать, что идет сильный дождь, при этом сделала хму­рую гримаску, потом увидела корову и сказала: му-му пруа, показывая ручкой на улицу».

«...Картинки от лото заинтересовали Леночку, и я за­метила, что по старым картинкам она даже не хочет за­ниматься. Сегодня она мне называла: баба (бабочка), ляля (кукла), тва-а-а (гуси), пи-пи (птичка)».

«...Теперь Леночка очень часто встречается с кошкой п утками: кошку она называет очень отчетливо мяу, при­чем у продолжительно тянет. При назывании уток у нее получается у-а, по-видимому, звук т она произносить еще не может».

«...Леночка увидела огромную зеленую лягушку и по­казала мне, как она прыгает, говоря бы-бы. Тогда я на­шла ей лягушку-картинку, назвала ее ква-ква и вместе с Леной стала прыгать. Леночка смеялась и говорила /:а-ва».

«...Сегодня у Леночки был маленький экзамен — и отобрала все знакомые ей картинки и, сложив по по­рядку, не давая ей рыться в них, спрашивала название каждой. Она знает 23 слова: му (корова), прр (лошадь), ну! папа, пруа (гулять), бо-бо (больно), ам-ам (собака), ме (овца), уф-уф (свинья), утя, те-а-а (гуси), баба (ба­ночка), ляля (кукла), пи-пи (птичка), Вова, ах! (цве­ток), Ми-а-а (медведь), попу (попугай), во-о (волк), е-о-о (ежик), nay (паук), ва-ва (лягушка), дуду (пароход)».

Мать Верочки П. пишет:

«...Заниматься я начала с Верочкой с двух лет. Заня-ши вначале были слишком непродолжительными (2— Г) мни.). Приходилось пользоваться всякой минутой, в ко­торую можно было бы сосредоточить ее внимание на моем лице, что сделать первое время было довольно трудно. Когда же она поняла, что каждая вещь имеет свое название, которое можно отличить по движениям губ, тогда работать с ней стало легче. Занятия дали такие ре­зультаты: на 4-й день говорила с голосом прр, на 11-й день как будто начала понимать значение движений губ. Через 1 месяц 7 дней — читала с губ: прр, му, ам, пи, мяу, папа. Когда я называла предметы, она все время шевелила губами, подражая мне. Через 6 месяцев гово­рила: упал(а), бо-бо-па (больно пальчик), мяу-па.

Через 8 месяцев произносила и показывала мне раз­ные вещи, для того чтобы я их называла, а сама шеве­лила губами.

Через 9 месяцев говорила: папа, мама (когда прило­жит ручку к щечке); папа бай-бай, му бай-бай, бя бай-бай, ее (вода), уа(луна).

Через 14 месяцев стала много понимать по чтению с губ: кушать, гулять, паровоз (у-у), (пи-пи) пьет воду, Вера кушает суп, пальчик бо-бо.

При игре в лошадки все время говорила прр, при игре в паровоз говорила у-у\

Через 17 месяцев говорила: вота (вода), уп (суп), ву-ву (свинья), ква (лягушка), бабу (кошка), ам (собака).

Узнавала с губ и подавала все картинки игры «Петя Черный». Она стала называть те карточки, которые хо­тела получить от меня, называя так: «собачка — ам, кошка — бабу, свинья — вуву, птичка — пи-пи-пи, утка или гусь — пе-у; лягушка — ва, белочка, зайка, лиса, мышка — называет без голоса, шевеля губами, но так, что я ее понимаю. Стала быстро запоминать названия предметов. Стоит раз-два назвать предмет, и она очень хорошо читает с губ это слово. Теперь мы понимаем друг друга с очень редкими затруднениями. За два года Ве­рочка усвоила более 70 слов (лепетных)».

КАК НАДО ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ПОСТУПЛЕНИЮ

В ШКОЛУ

Уже с 6-летнего возраста постепенно подготавливайте ребенка к поступлению в школу. В беседах с ребенком знакомьте его со школой, школьниками; объясняйте, что и он пойдет в школу, будет учиться с другими детьми, сделайте экскурсию в школу, возбудите у ребенка инте­рес к ней и желание учиться.

Когда ваш ребенок достигнет 7-летнего возраста, сле­дует принять меры для подготовки его к моменту пере­хода из родной семьи в новую среду—специальную школу.

Мы знаем, как трудно обыкновенно родителям пере­дать своего ребенка в среду посторонних людей, но это неизбежно, так как только специальное обучение сло­весной речи может дать вашему ребенку хорошую речь и дальнейшее образование.

Вы не должны показывать ребенку своих душевных переживаний, пусть он не почувствует их. Наоборот, сумейте побороть себя и радостно внушить ему, что и для него настал момент поступления в школу, что и ои, как другие дети, будет учиться. Это поможет вашему ребенку весело и с некоторым воодушевлением отнестись к переезду, и школа станет для него близкой и интерес­ной. Ваше отношение к школе позволит ребенку созна­тельно отнестись к поступлению в школу, к школьным занятиям, он охотно будет ходить (если эта школа для приходящих) в школу и, возвращаясь домой, делиться с вами своими впечатлениями.

Если ребенку придется поступить в интернат, то пред­варительно познакомьте его посредством картин со шко­лой, со школьной жизнью. На календаре можете вместе с ним заранее отметить цветным карандашом день, когда ему нужно будет отправиться в школу.

При поступлении в школу снабдите его сумкой с ин­тересными и новыми принадлежностями — красками, ки­стями, тетрадями, новой ручкой для письма и открыткой для первоначального письма вам.

Все вещи надо пометить его именем, чтобы он знал, что это его пособия; объясните ему необходимость береж­ного отношения к вещам.

Дома у вас должны быть фотографические снимки членов вашей семьи и самого ребенка — это все приго­дится для переписки с ребенком. Полученные в письме снимки будут дороги ребенку и весьма полезны для классных занятий. На обратной стороне напишите четко, печатными буквами имена родных, чтобы сам ребенок мог их читать.

Отправляя ребенка в школу, вы должны объяснить ему, что в продолжение некоторого времени он будет оста­ваться там без вас, что там его ожидает много интерес­ного, там много детей таких же, как и он, веселых и счастливых, что ему будет с ними весело, он научится говорить, читать, писать и что он скоро с вами увидится.

Несколько слов о письмах.

Не ждите от вашего ребенка больших писем, доволь­ствуйтесь короткими фразами и, отвечая ему, используйте его фразы, так как они будут ему вполне понятны и ваши письма будут читаться им самим без затруднений и с большим интересом.

Ваши письма учительница использует не только для расширения понятий вашего ребенка, но и его товарищей.

Не торопитесь навещать его.

Сообщения учительницы о том, что ваш ребенок здо­ров, весел, учится хорошо, привык к школе, должны удовлетворять вас. Раннее посещение может взволновать ребенка, отвлечь от занятий, и ребенок ваш, привыкнув уже к жизни школы, снова заскучает по семье. С вашим приездом он может вообразить, что настало1 время воз­вращения домой, и разлука будет настоящим разочаро­ванием, которое может потрясти его.

Мы бы советовали родителям ждать первого свида­ния до зимних каникул, когда действительно можно будет взять ребенка домой, тогда он увидит, что и другие дети уезжают, и будет сознавать возвращение в семью как временное.

Это ясней всего объяснит ему необходимость подчи­ниться правилам школы. Он легче смирится с мыслью отпустить вас и остаться в школе.

Со временем воздержание от частых посещений будет уже излишним, и ваш приезд или приход будут только радостью для вас и ребенка, и вы сможете убедиться в том, что школа стала для вашего ребенка местом, где он получает много интересного, радостного и полезного.

Пребывание ребенка в семье в выходные дни или во время каникул следует использовать для закрепления имеющегося у него словаря. С этой целью необходимо, чтобы родители получали от классного педагога слова и фразы, которые ребенок приобрел за время занятий в школе, и пользовались ими в разговоре с ребенком.

Кроме того, очень полезно, чтобы родители сами вели запись тех новых слов и фраз, которые ребенок приобрел за время пребывания в семье. Этот новый словарь сле­дует передавать классному педагогу, когда ребенок пой­дет в школу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. М. И. Калинин, О коммунистическом воспитании и обу­чении, изд. АПН РСФСР, 1948.

2. Н. К. Крупская, Избранные педагогические произведения, изд. АПН РСФСР, 1948.

3. «Руководство для воспитателя детского сада», Учпедгиз, 1953.

4. Е. Ф. Р а у, О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи, 1950.

5. Н. А. Ра у, Дошкольное воспитание глухонемых, Учпедгиз, 1947.

6. Проф. Ф. А. Р а у и доц. Ф. Ф. Ра у, Методика обучения глухонемых произношению, Учпедгиз, 1956.

7. А. И. Дьячков, Статья «Глухонемые дети и возможности их развития» («Ученые записки дефектологического факультета .Моск. гос. пед. института имени В. И. Ленина», вып. 4-й, 1950).

8. «Воспитание ребенка в семье от 3 до 7 лет», Учпедгиз, 1950.

9. Программно-метЮдические указания о работе с глухонемыми дошкольниками, Учпедгиз, 1951.

10. С. А. Зыков, Б. Д. Корсунская, А. Ф. П о и г и л ь-с к а я, Ф. Ф. Pay, H. С. Рождественский, Обучение глухо­немых языку, Учпедгиз, 1950.

11. С. А. Зыков, Букварь для школ глухонемых, Учпедгиз, 1951.

12. А. И. Дьячков, Учебник арифметики для приготовитель­ного класса школы глухонемых, Учпедгиз, 1951.

13. Дж. М и р - К а с и м о в а, Записки одной матери, Дст-пшиздат, Баку, 1948.

14. Проф. О. Г. Агеева-Майкова, Предупреждение глухо­немоты у детей, Медгиз, 1951.

«Книга для учителя школы глухонемых», изд. АПН РСФСР, 1949.


Наши рекомендации