Ведение записей о наблюдениях за ребенком
Для того чтобы обеспечить организованность занятий, необходимо вести учет уже проделанной вами работы, намечать содержание ее на будущее. Большую помощь в этом могут оказать дневниковые записи, в которых вы должны отмечать свои наблюдения за общим и речевым развитием ребенка.
В качестве примера мы приведем несколько выписок из дневников родителей глухонемых детей.
Мать 3-летней Леночки Г. пишет:
«...Леночка меня сегодня порадовала и крайне удивила. Я ей назвала кур тип-тип, в это время пробежала кошка; девочка посмотрела на меня, потом стала звать кошка па-па-па; когда я ей сказала мяу, она чуть слышно повторила мяу».
«...Сегодня по случаю дождя нам пришлось заниматься в комнате. Леночка подошла к окну и стала показывать, что идет сильный дождь, при этом сделала хмурую гримаску, потом увидела корову и сказала: му-му пруа, показывая ручкой на улицу».
«...Картинки от лото заинтересовали Леночку, и я заметила, что по старым картинкам она даже не хочет заниматься. Сегодня она мне называла: баба (бабочка), ляля (кукла), тва-а-а (гуси), пи-пи (птичка)».
«...Теперь Леночка очень часто встречается с кошкой п утками: кошку она называет очень отчетливо мяу, причем у продолжительно тянет. При назывании уток у нее получается у-а, по-видимому, звук т она произносить еще не может».
«...Леночка увидела огромную зеленую лягушку и показала мне, как она прыгает, говоря бы-бы. Тогда я нашла ей лягушку-картинку, назвала ее ква-ква и вместе с Леной стала прыгать. Леночка смеялась и говорила /:а-ва».
«...Сегодня у Леночки был маленький экзамен — и отобрала все знакомые ей картинки и, сложив по порядку, не давая ей рыться в них, спрашивала название каждой. Она знает 23 слова: му (корова), прр (лошадь), ну! папа, пруа (гулять), бо-бо (больно), ам-ам (собака), ме (овца), уф-уф (свинья), утя, те-а-а (гуси), баба (баночка), ляля (кукла), пи-пи (птичка), Вова, ах! (цветок), Ми-а-а (медведь), попу (попугай), во-о (волк), е-о-о (ежик), nay (паук), ва-ва (лягушка), дуду (пароход)».
Мать Верочки П. пишет:
«...Заниматься я начала с Верочкой с двух лет. Заня-ши вначале были слишком непродолжительными (2— Г) мни.). Приходилось пользоваться всякой минутой, в которую можно было бы сосредоточить ее внимание на моем лице, что сделать первое время было довольно трудно. Когда же она поняла, что каждая вещь имеет свое название, которое можно отличить по движениям губ, тогда работать с ней стало легче. Занятия дали такие результаты: на 4-й день говорила с голосом прр, на 11-й день как будто начала понимать значение движений губ. Через 1 месяц 7 дней — читала с губ: прр, му, ам, пи, мяу, папа. Когда я называла предметы, она все время шевелила губами, подражая мне. Через 6 месяцев говорила: упал(а), бо-бо-па (больно пальчик), мяу-па.
Через 8 месяцев произносила и показывала мне разные вещи, для того чтобы я их называла, а сама шевелила губами.
Через 9 месяцев говорила: папа, мама (когда приложит ручку к щечке); папа бай-бай, му бай-бай, бя бай-бай, ее (вода), уа(луна).
Через 14 месяцев стала много понимать по чтению с губ: кушать, гулять, паровоз (у-у), (пи-пи) пьет воду, Вера кушает суп, пальчик бо-бо.
При игре в лошадки все время говорила прр, при игре в паровоз говорила у-у\
Через 17 месяцев говорила: вота (вода), уп (суп), ву-ву (свинья), ква (лягушка), бабу (кошка), ам (собака).
Узнавала с губ и подавала все картинки игры «Петя Черный». Она стала называть те карточки, которые хотела получить от меня, называя так: «собачка — ам, кошка — бабу, свинья — вуву, птичка — пи-пи-пи, утка или гусь — пе-у; лягушка — ва, белочка, зайка, лиса, мышка — называет без голоса, шевеля губами, но так, что я ее понимаю. Стала быстро запоминать названия предметов. Стоит раз-два назвать предмет, и она очень хорошо читает с губ это слово. Теперь мы понимаем друг друга с очень редкими затруднениями. За два года Верочка усвоила более 70 слов (лепетных)».
КАК НАДО ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ПОСТУПЛЕНИЮ
В ШКОЛУ
Уже с 6-летнего возраста постепенно подготавливайте ребенка к поступлению в школу. В беседах с ребенком знакомьте его со школой, школьниками; объясняйте, что и он пойдет в школу, будет учиться с другими детьми, сделайте экскурсию в школу, возбудите у ребенка интерес к ней и желание учиться.
Когда ваш ребенок достигнет 7-летнего возраста, следует принять меры для подготовки его к моменту перехода из родной семьи в новую среду—специальную школу.
Мы знаем, как трудно обыкновенно родителям передать своего ребенка в среду посторонних людей, но это неизбежно, так как только специальное обучение словесной речи может дать вашему ребенку хорошую речь и дальнейшее образование.
Вы не должны показывать ребенку своих душевных переживаний, пусть он не почувствует их. Наоборот, сумейте побороть себя и радостно внушить ему, что и для него настал момент поступления в школу, что и ои, как другие дети, будет учиться. Это поможет вашему ребенку весело и с некоторым воодушевлением отнестись к переезду, и школа станет для него близкой и интересной. Ваше отношение к школе позволит ребенку сознательно отнестись к поступлению в школу, к школьным занятиям, он охотно будет ходить (если эта школа для приходящих) в школу и, возвращаясь домой, делиться с вами своими впечатлениями.
Если ребенку придется поступить в интернат, то предварительно познакомьте его посредством картин со школой, со школьной жизнью. На календаре можете вместе с ним заранее отметить цветным карандашом день, когда ему нужно будет отправиться в школу.
При поступлении в школу снабдите его сумкой с интересными и новыми принадлежностями — красками, кистями, тетрадями, новой ручкой для письма и открыткой для первоначального письма вам.
Все вещи надо пометить его именем, чтобы он знал, что это его пособия; объясните ему необходимость бережного отношения к вещам.
Дома у вас должны быть фотографические снимки членов вашей семьи и самого ребенка — это все пригодится для переписки с ребенком. Полученные в письме снимки будут дороги ребенку и весьма полезны для классных занятий. На обратной стороне напишите четко, печатными буквами имена родных, чтобы сам ребенок мог их читать.
Отправляя ребенка в школу, вы должны объяснить ему, что в продолжение некоторого времени он будет оставаться там без вас, что там его ожидает много интересного, там много детей таких же, как и он, веселых и счастливых, что ему будет с ними весело, он научится говорить, читать, писать и что он скоро с вами увидится.
Несколько слов о письмах.
Не ждите от вашего ребенка больших писем, довольствуйтесь короткими фразами и, отвечая ему, используйте его фразы, так как они будут ему вполне понятны и ваши письма будут читаться им самим без затруднений и с большим интересом.
Ваши письма учительница использует не только для расширения понятий вашего ребенка, но и его товарищей.
Не торопитесь навещать его.
Сообщения учительницы о том, что ваш ребенок здоров, весел, учится хорошо, привык к школе, должны удовлетворять вас. Раннее посещение может взволновать ребенка, отвлечь от занятий, и ребенок ваш, привыкнув уже к жизни школы, снова заскучает по семье. С вашим приездом он может вообразить, что настало1 время возвращения домой, и разлука будет настоящим разочарованием, которое может потрясти его.
Мы бы советовали родителям ждать первого свидания до зимних каникул, когда действительно можно будет взять ребенка домой, тогда он увидит, что и другие дети уезжают, и будет сознавать возвращение в семью как временное.
Это ясней всего объяснит ему необходимость подчиниться правилам школы. Он легче смирится с мыслью отпустить вас и остаться в школе.
Со временем воздержание от частых посещений будет уже излишним, и ваш приезд или приход будут только радостью для вас и ребенка, и вы сможете убедиться в том, что школа стала для вашего ребенка местом, где он получает много интересного, радостного и полезного.
Пребывание ребенка в семье в выходные дни или во время каникул следует использовать для закрепления имеющегося у него словаря. С этой целью необходимо, чтобы родители получали от классного педагога слова и фразы, которые ребенок приобрел за время занятий в школе, и пользовались ими в разговоре с ребенком.
Кроме того, очень полезно, чтобы родители сами вели запись тех новых слов и фраз, которые ребенок приобрел за время пребывания в семье. Этот новый словарь следует передавать классному педагогу, когда ребенок пойдет в школу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. М. И. Калинин, О коммунистическом воспитании и обучении, изд. АПН РСФСР, 1948.
2. Н. К. Крупская, Избранные педагогические произведения, изд. АПН РСФСР, 1948.
3. «Руководство для воспитателя детского сада», Учпедгиз, 1953.
4. Е. Ф. Р а у, О работе с детьми раннего возраста, имеющими недостатки слуха и речи, 1950.
5. Н. А. Ра у, Дошкольное воспитание глухонемых, Учпедгиз, 1947.
6. Проф. Ф. А. Р а у и доц. Ф. Ф. Ра у, Методика обучения глухонемых произношению, Учпедгиз, 1956.
7. А. И. Дьячков, Статья «Глухонемые дети и возможности их развития» («Ученые записки дефектологического факультета .Моск. гос. пед. института имени В. И. Ленина», вып. 4-й, 1950).
8. «Воспитание ребенка в семье от 3 до 7 лет», Учпедгиз, 1950.
9. Программно-метЮдические указания о работе с глухонемыми дошкольниками, Учпедгиз, 1951.
10. С. А. Зыков, Б. Д. Корсунская, А. Ф. П о и г и л ь-с к а я, Ф. Ф. Pay, H. С. Рождественский, Обучение глухонемых языку, Учпедгиз, 1950.
11. С. А. Зыков, Букварь для школ глухонемых, Учпедгиз, 1951.
12. А. И. Дьячков, Учебник арифметики для приготовительного класса школы глухонемых, Учпедгиз, 1951.
13. Дж. М и р - К а с и м о в а, Записки одной матери, Дст-пшиздат, Баку, 1948.
14. Проф. О. Г. Агеева-Майкова, Предупреждение глухонемоты у детей, Медгиз, 1951.
«Книга для учителя школы глухонемых», изд. АПН РСФСР, 1949.