Оценочный анализ и ведение записей в социальной работе

Важной чертой работы с отдельными клиентами, в частности с пожилыми людьми и инвалидами, является оценочный анализ. Оценочный анализ – это продолжительный процесс, целью которого является понимание людей во взаимосвязи с окружающей их средой: это основа планирования того, что необходимо сделать, чтобы сохранить, улучшить или изменить состояние человека или окружающей его обстановки[1]. Навык проведения оценочного анализа, получения результатов зависит от административного таланта социального работника в совокупности с навыками человеческих взаимоотношений. Для такой работы нужен человек, который может организовать, систематизировать и проанализировать полученную информацию, при этом он должен тонко чувствовать обстановку и быть способным понять уникальность каждой конкретной ситуации. Основные данные, такие как факты, очень важны, но не менее важны мысли, чувства и интуиция социального работника.

Иногда начинающие путают термины «оценка» и «оценочный анализ». Разница между ними заключается в том, что оценочный анализ представляет собой исследовательский процесс изучения, а не просто оценку, т.е. не составление досье на кого-то для представления в суд, а длительный процесс постоянного накопления данных, включающий анализ мыслей, чувств клиента для того, чтобы сформулировать план его «лечения».

Традиционно оценочный анализ в социальной работе стремится следовать по пути, ведущему к источникам (ресурсам), а не по пути потребностей, разделяющие цели и средства.

Хорошие практические результаты вытекают из широкого, всеобъемлющего оценочного анализа, а не узкого, ориентированного лишь на социальные услуги. Такой более широкий подход позволяет увидеть недостатки системы услуг и возможно, устранить их.

Разумеется, анализ такого рода в отношении лиц пожилого возраста и инвалидов может побудить к усовершенствованию услуг: клиенты смогут дольше жить независимо, качество их жизни и тех, кто за ними ухаживает, улучшится. Иллюстрацией этому может быть такой пример: группа старых людей, которые пренебрегали едой оттого, что у них не было аппетита или они не могли готовить себе сами, или забывали поесть, стали собираться вместе в доме помощи по месту жительства, где им выдавались обеды, и эта служба была создана специально для них.

В реальности, конечно, следование принципу удовлетворения потребностей невозможно, если не хватает ресурсов. В социальной работе мы всегда находимся в ситуации, когда потребности превышают средства, поэтому многие службы при оказании помощи придерживаются принципа приоритета.

Исследования, касающиеся того, что должно быть выявлено в процессе оценочного анализа показывают, что, в зависимости от конкретных обстоятельств данного клиента, собирается большой объем информации социального, психологического, экономического, политического и духовного плана, характеризующей сущность индивида.

Оценочный анализ – это процесс отбора, организации, разделения на категории и синтезации данных. Он возможен в результате систематического и тщательного рассмотрения потребностей клиента, а не просто оказания возможных услуг. Используемыми методами могут быть: вопросы, самооценка, ролевая игра, проверочные тесты, зарисовки, дневники и т.д.

Оценочный анализ предполагает возможность ошибки или предубежденного отношения социального работника. Чтобы избежать этого следует проводить перекрестные проверки данных.

Исходя из этого, можно рекомендовать:

1. Развивать самоконтроль при рассмотрении полученных данных;

2. Быть способным противостоять обладающим более высоким статусом или властью и выступать против их мнения, если это необходимо;

3: Рассматривать все оценки как рабочие гипотезы, которые должны наполняться содержанием по мере поступления информации и знаний.

Междисциплинарные оценочные анализы. Главной целью обслуживания людей является создание ориентированных на конкретного человека мобильных структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг независимыми, добровольными и государственными организациями, он также ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами разного рода. В связи с этим, менеджер (тот, кто руководит работой с конкретным клиентом) организует и координирует проведение междисциплинарного оценочного анализа. В случае оценки здоровья пожилых людей, это может происходить на дому, в дневном центре или больнице.

Ведение записей, ранее считавшееся рутинной обязанностью, отнимающей время от контрактов с клиентами, начинает признаваться как основное умение, причем в ведении записей, где возможно, принимают участие и клиенты. В записях фиксируются водные факты, свидетельства, чувства, решения, предпринятые и планировавшиеся действия, мониторинг, обзор, оценочный анализ и значимая информация. Они могут принимать форму детального отчета, обстоятельного обобщения каждого факта и контакта, форму для записей, в которой записывается закодированная информация, или могут включить в себя длинные социальные истории, программы индивидуальных планов.

Главной целью ведения записей является улучшение качества услуг.

Одной из трудностей для начинающих социальных работников является определить, на какой необходимой информации им надо сосредоточиться.

Неопытность ведет к длинным отчетам, в которых много лишнего и не хватает качественной информации.

Как минимум в записях должны содержаться: суть проблемы или ситуации; доступные и необходимые источники и ресурсы; краткосрочные, средне-, и долгосрочные цели; план действия и точка зрения клиента.

Систематические записи ведутся по четырем отдельным разделам: документ оценки, карта мониторинг, формы для периодических записей, информация о расходах. Документ оценки может быть создан для сохранения баланса между структурной заранее закодированной информацией и для записей личных характеристик каждого клиента пожилого возраста. Его шесть секций охватывают такие основные записи как: возраст, адрес, источник обращения, формальные и неформальные контакты, включая информацию от помощников по дому и государственных служб, жилищные и финансовые условия и также такие детали как отопление, канализация, выплаты; возможность справляться с основными ежедневными обязанностями: уход за собой, работа по дому; физическое и умственное здоровье отражается в пятом и в шестом разделах, сюда обычно относится и невозможность двигаться, головокружение, недержание, интеллектуальная неполноценность, отношение клиента к помощи, включая услуги неформальных помощников[2].

Карта мониторинга состоит из одного листа, на котором изображена матрица – 7 дней недели. По вертикали – дни недели, по горизонтали –критические периоды дня, такие как часы приема пищи, время сна.

Формы для периодических записей, используемые каждые три месяца для проверки процесса оказания помощи, считаются наиболее ценными в период кризиса или перемен. В них входят детали, касающиеся самих проблем и достигнутых изменений, намечающиеся изменения, деятельность социального работника, других служб, практические услуги и требуемые, но недоступные ресурсы.

Четвертым документом является информация о расходах. Это запись, израсходованных социальным работником средств на оплату помощникам, за помощь на дому, «обед на колесах», дневной уход и уход в учреждениях. Эта информация была поделена на тридцать еженедельных блоков, записей. Каждая страница охватывала стоимость содержания каждого клиента за квартал каждого года.

Итак, в ходе исследования, было выявлено, что оценочный анализ – это процесс отбора, организации, разделения на категории и синтезации данных, а ведение записей начинает признаваться как основное умение, где возможно, принимают участие их клиенты.

Особая роль при оказании помощи инвалидам отводится соци­альному работнику в учреждениях здравоохранения.

В задачу медико-социального специалиста, обладающего зна­ниями психофизиологических особенностей инвалидов соответст­венно причине, приведшей человека к такому состоянию, входит определение степени возможности его участия в трудовой деятель­ности, помощи в адаптации к новым условиям, определение режима питания и формирование соответствующего образа жизни.

При оказании медико-социальной помощи инвалидам социаль­ный работник руководствуется как запросами самого инвалида, так и целесообразностью и полезностью проводимых мероприятий в конкретных условиях проживания и пребывания пациента (в доме-интернате, в других учреждениях). Большое значение имеет заинте­ресованность самого инвалида в проведении социальных программ.

Следует отметить, что медико-социальные услуги удовлетворяют те потребности инвалида, которые не находят своего решения в реальной действительности, в условиях экономического кризиса и зарождающихсярыночных отношений в нашей стране. Социаль­ный работник, оказывая медико-социальную помощь, ликвидирует неудовлетворенность этой категории населения деятельностью органов практического здравоохранения и тем самым создает опре­деленное равновесие в вопросах медицинского обеспечения.

Осуществляя уход за инвалидами, решая в определенной степени вопросы врачевания, социальный работник воздействует на образ жизни пациента, способствует его психической реабилитации.

При патронажной работе особую заботу социальный работник проявляет к семьям, имеющим детей-инвалидов. Важно не только поставить на учет ребенка-инвалида, но и проанализировать соци­альную обстановку в семье. Дети-инвалиды нуждаются в постоян­ном уходе и наблюдении, что составляет немалые трудности для родителей при повседневном общении с ними, обеспечении их жиз­ненных потребностей (кормление, одевание, купание и т.д.).

В обязанности социального работника входит организация ме­дицинской помощи инвалидам. Социальный работник совместно с медицинскими работниками территориальной поликлиники или диспансера оказывает организационную помощь при проведении медико-социальной реабилитации в условиях стационара или на дому, помогает в организации санаторно-курортного лечения, спо­собствует приобретению необходимых тренажеров, средств пере­движения, корригирующих аппаратов, организует по показаниям медико-генетическую консультацию родителей больных детей. Часто возникает необходимость обеспечить диетическим питанием детей инвалидов, страдающих диабетом, почечной недостаточностью и другими заболеваниями.

Немаловажную роль в медико-социальной помощи играют дома-интернаты, целью которых является адаптация инвалидов к жизни в новых условиях, вне стен родного дома. Здесь они обретают определенные соци­альные гарантии и защищенность.

Инвалидам, проживающим в стационарных учреж­дениях социального обслуживания, предоставляются следующие виды услуг: материально-бытовые, услуги по организации питания, быта, досуга, санитарно-гигиенические и социально-медицинские, организация получения образования инвалидами с учетом их физических и умственных возможностей и способностей, услуги, свя­занные с социально-трудовой реабилитацией, правовые услуги, со­действие в организации ритуальных услуг.

Дополнительные услуги, оказываются и специализированны­ми отделениями помощи на дому создаваемыми в муниципаль­ныхЦСО или при органах социальной защиты населения, — это обслуживание на дому (включает наблюдение за состоянием здоровья, оказание экстренной помощи), выполнение медицин­ских процедур (перевязок, инъекций по назначению лечащего врача), оказание санитарно-гигиенических услуг, кормление ос­лабленных больных, проведение санитарно-просветительской работы.

Услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи (срочное социальное обслуживание предусматривает ока­зание разовых услуг остро нуждающимся в социальной поддерж­ке): обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, оказание материальной помощи, содействие в предоставлении временного жилого помещения, обеспечение бес­платным горячим питанием или продуктовыми наборами, органи­зация экстренной медико-психологической помощи, содействие в трудоустройстве, организация юридических и иных консультаций.

Услуги, предоставляемые в полустационарных условиях (отде­лениях дневного (ночного) пребывания), в том числе для лиц без определенного места жительства: услуги по организации питания, быта и досуга, социально-медицинские, включение подопечных в посильную трудовую деятельность в соответствии с их физичес­кими и психическими способностями, правовые услуги.

Целью деятельностиЦСО является осуществление социально­го обслуживания инвалидов. Из этого вытекает ряд задач, от решения которых зависит эффективность и каче­ственность выполнения поставленной цели, а именно:

- выявление и учет граждан, нуждающихся в различных видах социального обслуживания;

- оказание социально-бытовой, медицинской, психологичес­кой, консультативной и иной помощи гражданам;

- содействие в оптимизации у граждан, обслуживаемых цент­ром, возможности реализации своих потребностей;

- обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преиму­ществ, установленных действующим законодательством;

- анализ уровня социально-бытового обслуживания населения района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения, внедрение в прак­тику новых видов и форм помощи в зависимости от характе­ра нуждаемости граждан и местных условий;

- привлечение различных государственных и негосударствен­ных структур к решению вопросов оказания социально-бы­товой помощи нуждающимся слоям населения и координа­ция их деятельности в этом направлении.

Эти задачи детерминируют структурную организацию центра, в которую помимо аппарата входят следующие подразделения: от­деление социального обслуживания на дому, отделение дневного пребывания, отделение срочного социального обслуживания, чьи характеристики представлены ниже.

Отделение социального обслуживания на дому (ОСО). ОСО со­здается для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания помощи гражданам, частично утратившим способность к самооб­служиванию и нуждающимся в посторонней поддержке, социаль­но-бытовой помощи в надомных условиях. Деятельность ОСО на­правлена на максимально возможное продление пребывания граж­дан в привычной среде обитания и поддержания их социального, психологического и физического статуса. Обслуживание граждан на дому осуществляется путем предоставления им в зависимости от степени и характера нуждаемости социально-бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в перечень гарантированных государством, а также оказание по их желанию дополнительных услуг, не входящих в перечень гарантированных.

ОСО создается для обслуживания 60 граждан, проживающих в сельской местности и 120, проживающих в домах со всеми удоб­ствами. Обслуживание граждан осуществляется социальными ра­ботниками, медсестрами, состоящими в штабе центра.

Наши рекомендации