Современное состояние и проблемы дальнейшего развития физической культуры и спорта (1990 - 2010 гг.)
53. Законодательная основа развития физической культуры и спорта в России на современном этапе.
54. Олимпийское движение нового времени.
Развитие спортивной науки.
Олимпийцы Кубани.
Ответы
1. Предмет, задачи истории физической культуры. Источники, используемые при изучении истории физической культуры.
История физической культуры (ИФК) представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний. Она является важным разделом науки о физической культуре. Предмет её изучения – общие закономерности возникновения, становления и развития физической культуры и спорта на разных этапах развития общества.
Предмет ИФК – изучение средств, форм и методов, идей, теорий и систем физической культуры.
Задачей ИФК является выявление и раскрытие закономерностей развития физической культуры на протяжении всей истории человечества.
В основу периодизации ИФК положено учение о закономерностях развития общества: 1-й период – история физической культуры Древнего мира (первобытный, рабовладельческий строй); 2-й период – история физической культуры средних веков (феодальный строй); 3-й период – Нового и Новейшего времени (капиталистический, социалистический строй).
Курс ИФК состоит из трех частей:
1) история ФК и спорта зарубежных стран;
2) история ФК и спорта на территории России;
3) история современного спортивного и олимпийского движения.
При изучении истории физической культуры используют следующие источники:
1) археологические и этнографические данные, свидетельствующие о применении физических упражнений и игр;
2) памятники изобразительного искусства, художественную литературу, кино-, фото- и фономатериалы, отражающие проблематику физического воспитания;
3) архивные материалы, летописи, книги, брошюры, журналы, газеты, и другие письменные источники, содержащие сведения по физической культуре и спорту;
4) правительственные документы, труды ведущих ученых и государственных деятелей;
5) практические данные по развитию физической культуры у разных народов.
Методы изучения истории физической культуры – исторический анализ, обобщение систематизация исторических материалов; проведение исторической аналогии, сопоставления и сравнения; письменный опрос, беседа, интервью; обобщение практики, изучение опыта развития истории физической культуры.
ИФК изучает происхождение, закономерности и специфич. принципы развития ИФК. Включает в себя: историю и систему ФВ, историю ведущих идей, факторов, категорий и понятий в области ФК, историю методов, форм организации и средств ФВ, историю спортивных сооружений, оборудования и инвентаря, историю ФО.
ИФК включает в себя знания из гражданской и военной истории, истории педагогики, культуры, медицины, ТиМФВ, спортивно-педагогический и медико-биологических дисциплин. В задачу предмета ИФК входит не только накопление и описание факторов из области ИФК, но и их интерпретация.
Ведущий метод познания истории ФК и спорта - исторический. И ее правомерно рассматривать как отрасль исторической науки. Специфика ИФК: она находится на стыке 2х наук - истории и ФК. Объектом науки истории в данном случае является ФК. Источники: официальный док-ты правительственных и неправительственных организаций, архивные материалы, летописи, письм.источники (книги, газеты, журналы), археологические и этнографические данные), памятники изобразительных искусств, кино и фотоматериалы.
Знание ФК позволяет лучше понять процессы, происходящие в физкультурном движении в наст.время, позволяет предвидеть тенденции его развития, прогнозировать его будущее. Структура: история ФК зарубежом, история Отечественной ФК, история международного спортивного движения. Периоды: первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический.
2. Физическая культура в первобытном обществе. Теории возникновения физической культуры.
Физическое воспитание (ФВ) как специфическая сфера общественной деятельности, обособленная от физического труда, возникло 80-8 тыс. лет назад.
О появлении физических упражнений как таковых можно говорить лишь тогда, когда они отделены от трудовой деятельности. Занятия физической культурой (ФК) отличаются от других видов деятельности (в т.ч. и трудовой) прежде всего тем, что они направлены на развитие наших собственных физических кондиций, т.е. двигательных умений, физических качеств, функциональных возможностей и т.п. А физический труд, например, своей целью ставит изготовление определенного продукта. Многие трудовые операции тоже воздействуют на физическое состояние человека, но это влияние во многом зависит от особенностей содержания и условий производства и может быть различным (в т.ч. и отрицательным). Цель ФК – положительное воздействие на жизненно важные функции организма человека. В этом одна из основных причин понимания первобытными людьми того, что, совершенствуя свои двигательные возможности, можно не только успешнее трудиться, охотиться, воевать, но и физически развивать самого себя. Это (т.е. субъективный фактор) стало существенным толчком к возникновению ФК.
В зарождении физических упражнений (ФУ) важную роль сыграла и объективная биологическая предпосылка – двигательная деятельность является естественной потребностью человека.
Возникновение ФК было обусловлено условиями жизни первобытных людей, где основными средствами существования было собирательство, охота, рыболовство и т.д. Постоянно соперничество с дикой природой заставляло древнего человека заранее готовиться к этим видам трудовой деятельности. Эта подготовка происходила в ходе магического церемониала, обрядовых танцев, посвящений, игр, имитирующих трудовые, военные и другие действия. У некоторых племен Африки, например, до сих пор сохранились обрядовые и ритуальные танцы, которые использовались как подготовка к охоте. Суть этих церемоний сводилась к тому, что люди изображали то животное, на которое предстояло охотиться и, имитируя процесс охоты, метали в это изображение камни или копья. Смысл магии заключался в том, что древний человек считал, что если победит изображение животного или врага, то и в действительности одержит над ним верх. С другой стороны, через выполнение этих действий осуществлялась передача опыта в выполнении тех или иных движений (а это уже зарождение элементов физического воспитания), а выполняемые движения можно характеризовать как физические упражнения, т.к. они не являлись собственной трудом, военным делом и др.
Древней формой ФК были и игры. Существует несколько теорий их возникновения. Из них основные – две. Согласно первой, т.н. биологической теории (Бохер, Гросс – Германия, Летурно – Франция и др.), «игра старше труда» и отражает якобы стремление индивида уйти от трудностей жизни в мир фантазии, а в играх человек участвует потому, что «накоплен избыток сил».
Сторонники другой концепции (Плеханов – Россия, марксисты) считают, что игра предшествует труду, но труд старше игры, т.к. дети (даже истощенные, больные) в своих играх копируют трудовую деятельность взрослых, и «игра есть дитя труда».
При смене первобытной общины родовой происходит усиление борьбы за существование и, как следствие, увеличивается потребность в подготовке воинов. В родовом обществе большую роль играли инициации (посвящения) при приеме в племя или род, при вступлении в брак.
По мере развития общества появляются новшества и в ФК:
- 12-6 тыс. лет назад появление лука → стрельба из лука;
- приручение животных → верховая езда, игры с быком;
- 3 тыс. лет назад народы Севера изобрели лыжи → ходьба на лыжах.
В период разложения родового строя и появления частной собственности ФК становится неоднородной, ФУ все чаще проводятся в форме соревнований, появляются игры с мячом.
Большинство современных видов физкультурно-спортивной деятельности уходит своими корнями в трудовую деятельность (игры с мячом, поднятие тяжестей, охота, стрельба из лука и др.), в военное дело (стрельба, метания, бег на различные дистанции, единоборства, современное пятиборье и др.), в необходимость преодолевать значительные расстояния, препятствия, естественные силы природы (конный спорт, гребля, конькобежный и лыжный спорт, кросс, плавание, барьерный бег и др.). Накопленный жрецами, знахарями опыт врачевания дал толчок к возникновению лечебной физической культуры, массажа, спортивной медицины, гигиены.
Выводы:
Для ФК первобытного строя характерно следующее:
1. Зарождение ФУ, т.е. начало обособления их от добывания материальных благ, необходимых для существования людей;
2. ФК носила бесклассовый характер, т.к. ее ценности принадлежали всему обществу;
3. ФК носила элементарный, т.е. зачаточный характер;
4. ФУ выполняли исключительно прикладную функцию, будучи максимально приближены к трудовой деятельности.
3. Особенности развития физической культуры в рабовладельческом обществе. Физическая культура в странах Древнего Востока: Вавилоне, Египте, Индии, Китае, Персии.
Рабовладельческое общество возникло в IV-III тыс. до н.э., что явилось закономерным этапом на пути дальнейшего развития человечества. Основой общественных отношений в рабовладельческом обществе стала собственность рабовладельца на орудия и средства производства, а также на рабочую силу рабов, которых они жестоко эксплуатировали. Эти глубокие изменения в структуре общественных отношений нашли свое отражение во всех сферах материальной и духовной культуры, в том числе и области физического воспитания и
спорта. Каковы же особенности физической культуры в этот период?
1. Физическая культура приобрела классовый характер и служила интересам господствующего класса. Рабы физического воспитания не получали.
2. Физическая культура потеряла связь с трудовой деятельностью и стала средством военно-физической подготовки рабовладельцев.
3. Физическая культура выделилась в самостоятельную часть культуры общества и широко применялась в семейном воспитании, учебных заведениях, армии, быту, культовых обрядах. В этих целях во всех рабовладельческих государствах были созданы системы физического воспитания и военно-физической подготовки. Появились специальные учреждения, стали складываться зачатки науки о физическом воспитании.
Первые известные нам следы физической культуры Древнего мира были обнаружены в районе, примыкающем с востока к Средиземному морю, а также в Месопотамии в IV тыс. до н.э. К сожалению, сохранились лишь разрозненные сведения о физической культуре государственных образований, часто сменявших друг друга в результате войн. Активное участие в поддержании и развитии физической культуры принимало свободное сельское население, из которых набирали простых воинов. Важную роль в развитии физической культуры Месопотамии, а затем и в странах Ближнего Востока сыграло изобретение во втором тысячелетии до н.э. колесницы на конной тяге. Среди памятников, свидетельствовавших об этом событии, основное место занимает «Книга тренинга» митаннийца Киккули, которая является самым древним из известных методических пособий по тренингу лошадей. Из различных источников было установлено, что в Месопотамии изготавливали палки из очищенного стержня листа финиковой пальмы, в дальнейшем служившие для игры в мяч с битой, а затем и в конное поло.
Этому же району принадлежит самый древний памятник культа борьбы на поясах, в основе которой лежали боевые приемы пленения противника, – бронзовая статуя, изготовленная примерно в 2800 году до н.э. (сейчас она выставлена в Багдадском музее). О развитии физической культуры Вавилона свидетельствуют терракотовые изображения охоты, загона животных, стрельбы из лука, кулачного боя и состязания на колесницах. Из древней Персии до нас дошли записки древнегреческих историографов Геродота и Ксенофонта, которые красноречиво свидетельствуют о том, что они обучали своих детей (в возрасте 7-16 лет) в воспитательных домах, действовавших при дворах сатрапов, борьбе, бегу, верховой езде, метанию копья, стрельбе из лука и правдивости. (В дальнейшем из этих заведений образовались так называемые дома развития силы, которые сохранились вплоть до распространения современного школьного физического воспитания и спортивных организаций Ирана.) Последующей подготовке юношей служили обязательные охотничьи испытания на смелость, состязания по конному пол и игра индийского происхождения «шатранг шахматнах», воспитывавшая способность к стратегическому мышлению. В Древнем Египте примерно в 3000 году до н.э. мифический царь Менес основал первую единую империю. Наиболее древний из известных рельефов на спортивную тематику изображает победу Джосера (2778 – 2723 гг. до н.э.) в культовом состязании по бегу. Бег древнеегипетского царя-бога объясняется желанием победить и быть достойным избранником. Затем испытания в беге были вытеснены борьбой, лучше показывающей превосходство в силе и ловкости. Требование, чтобы цари обладали всесторонней физической подготовкой, соответствовало сущности примитивного классового государства, где фараоны обладали безграничной централизованной властью.
По мере распространения рабовладения в физической культуре происходили важные изменения. Магический обряд уходил на второй план, все большее значение стал носить эстетический аспект зрелищности. Фараоны Среднего царства (2040 – 1730 гг. до н.э.), чтобы повысить уровень развития физических качеств у служащих им людей, стали создавать училища для подготовки и отбора храмовых танцовщиц и акробатов. К этому периоду относятся и описания парных игр с мячом. Все вышесказанное свидетельствует о том, что фараоны и знать меньше стали уделять внимание собственной спортивной форме, но с большим удовольствием наблюдали за ловкостью движений своих рабов. В период Нового и Позднего царства (1562 – 332 гг. до н.э.) физическая культура обогащается новыми чертами. Появляются изображения с соревнованиями гребцов и воинов, бегущих за колесницами, а также состязания лучников и кулачных бойцов. На праздниках царя Рамзеса II (1290 – 1223 гг. до н.э.) проводятся соревнования по борьбе и фехтованию на палицах с нубийцами, ливийцами и др. народами, результат этих соревнований оценивали судьи. Египтяне не следовали обычаям других народов. Этот факт подтверждается тем, что среди памятников физической культуры Древнего Египта не встречается следов, свидетельствовавших о соревнованиях на колесницах, играх в пешее и конное поло, получивших распространение почти у всех народов Древнего мира.
Население Древней Индии располагало наиболее ценными традициями в области ритуальной оздоровительной гимнастики, танца и самообороны без оружия. Советы по снятию боли в различных частях тела с помощью нажимов и растирания свидетельствуют о развитом искусстве массажа.
В древнеиндийских описаниях впервые встречаются упоминания и о таких формах поединка и единоборства, стиль которых характеризуется нанесением ударов рукой или ногой по чувствительным к боли частям тела противника, а также проведением удушающих приемов и создание системы йоги. Установить точно происхождение йоги пока не удалось. В то же время является фактом, что в ходе раскопок в окрестностях Гаранны в Пенджабе была найдена каменная пластина-печатка, изготовленная в III тыс. до н.э., в центральной части которой изображена фигура человека, сидящего строго в соответствии с позой «лотос» (падмасана). Характерной особенностью физической культуры Древней Индии является ее деление по кастовой принадлежности – каста арийцев (привилегированные касты): брахманов (священников), кшатриев (военное дворянство), вайтья (занимавшиеся почетными ремеслами). Неарийцы (сельские жители) – каста шудров. Потомки рабов парии (неприкасаемые) не принадлежали ни к одной касте. Так, для неарийских каст стали «неприкосновенными» верховая езда, все упражнения с оружием, йога. Кшатрии почитали неприемлемыми для себя танцы шудров, упражнения с чучелами, кубиками, обручами и др. видами состязаний.
О физической культуре арийских каст больше всего можно узнать из Вед и древнеиндийских эпосов, свидетельствующих об атлетических соревнованиях, состязаниях по самообороне, с оружием и без него, скачках и соревнованиях на колесницах, игре в мяч с битой, игре на доске чату-ранга (чатур – 4 и анга – боевой порядок). Ходы шахматных фигур из этой игры – раджи (короля), боевых колесниц (ладьи), кавалериста (коня), пехотинца (пешки) – остались неизменными до наших дней. Система философии йоги основана на том, что человеческий организм есть уменьшенная копия вселенной, равновесие которой обеспечивается праной (дыханием, жизненной силой). Внутри человеческого тела находятся семь расположенных один над другим центров праны (чакры), в нижнем, в одном из нервных узлов поясничного отдела позвоночника, свернувшись, дремлет «источник жизненной силы», так называемая «змея кундалини». Она под влиянием упорно выполняемых человеком умственных и физических упражнений просыпается и ползет вверх от чакры к чакре, достигая макушки. В этот момент йог достигает стадии самадхи, т.е. состояния физического и психического равновесия, покоя, далекого от земных забот. После этого остается лишь одна ступень, на которой кундалини покидает последнюю чакру, в результате чего йог – через покинувшее его тело «второе-Я» – приобретает сверхъестественную оккультную силу и начинает свое слияние с божеством.
В Китайских хрониках, относящихся к периоду VIII –VI вв. до н.э., сообщалось, что первые ростки физической культуры, получившие развитие в долине Хуанхе и Янцзы,
появились в начале III тыс. до н.э. В 2698 г. до н.э. была написана книга «Кунфу», в которой впервые систематизированы распространенные среди народа, различные упражнения лечебной гимнастики, болеутоляющего массажа, ритуальных танцев, исцеляющих от болезней, бесплодия, а также боевых танцев. Записи в хрониках свидетельствуют о том, что в этот период мальчиков воспитывали в специальных заведениях. Судя по письменным памятникам и результатам раскопок, можно сделать вывод, что древняя китайская физическая культура достигла расцвета во время господства династии Чжоу (XI – III вв. до н.э.). Народ, за исключением рабов, играл в игру – предшественницу современного футбола – «чжу кэ». Эта игра использовалась как дополнительное средство для развития скорости, ловкости и находчивости в подготовке пеших воинов. В центре игровой площадки, на расстоянии 4 м друг от друга, в землю вкапывались 2 бамбуковые палки высотой около 4 м, между которыми натягивали сетку. В верхней части сетки вырезали отверстие диаметром 60 см. Это были «ворота». Игроки передавали друг другу мяч, нанося по нему удары ногами и руками, используя при этом около 70 различных видов ударов по мячу. Существовало и около 10 правил игры. Проходили также соревнования по борьбе, кулачному бою, поднятию тяжестей, перетягиванию каната, танцам и соревнования на воде. В Древнем Китае сложилась своя система идеалов в области физической культуры, которая нашла выражение в принципе «сань мэй». В этом принципе, как и в различных жанрах искусства, нашли отражение требования принесения пользы для общества, обладая способствующей моральному воспитанию волей и развитым вкусом. В соответствии с принципом «цзинь и цзянь» «сань» выражал внутреннее, а «мэй» – внешнее совершенство. Особый упор делался на формирование воли и характера. Если участник игры в мяч или борец грубили, судьи и зрители клеймили его как «сяо цзянь», что означало высокую степень общественного презрения. Во время кулачного боя, носившего
характер борьбы теней, высоко ценилось не само попадание в противника (цзянь), а ловкое увертывание от ударов противника с тем, чтобы вызвать у него внутреннее смятение (цзинь).