Тема 5. Задачи, методы, средства коррекционно-профилактического физического воспитания
Задачи изучения темы:
1. Формировать представления о системе коррекционно-профилактического физического воспитания.
2. Способствовать формированию навыков сравнения средств физического воспитания для нормально развивающихся детей и детей с проблемами в развитии.
Форма отчетности: таблица.
Дети | Задачи ф.в. | Методы ф.в. | Средства ф.в | Формы организации ф.в. |
Дети с нормальным ф.р. | ||||
Дети с проблемами в развитии: -с нарушением интеллекта - с ЗПР -с нарушением слуха - с нарушением зрения -с РДА -с НОДА -с нарушением речи |
Форма организации: диалог.
Вопросы и задания к изучению темы:
1. Сравните использование задач, методов, средств, форм физического воспитания детей с нормой и проблемами в развитии.
2. Раскройте специфику физического воспитания детей с нарушением речи, ЗПР, интеллекта, с нарушением слуха, зрения, с НОДА и др.
Литература к теме:
1. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура : уч. пос. / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова.– М., 2000.
2. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения / Л.С. Сековец.– Н.Новгород, 2001.
3. Семенова В.П. Диагностика физического развития детей в норме и патологии / В.П. Семенова.– Орел, 2007.
4. Ноткина Н.А. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Н.А. Ноткина, Л.П. Казьмина, С.П. Войнович.– СПб., 2003.
Раздел II.ЛФК в системе коррекционно-педагогической работы по преодолению психомоторных нарушений
Тема 1. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Задачи изучения темы:
1.Формировать представления об особенностях двигательного развития детей с разными формами нарушений опорно-двигательного аппарата.
2.Познакомить со структурой и содержанием занятий по ЛФК при сколиозах и плоскостопии.
3. Учить выделять основные направления коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений при ДЦП.
4. Формировать представления о средствах коррекции двигательных нарушений: лечебной гимнастике, физкультурных занятиях, массаже, гидрокинезотерапии, ритмике.
5. Формировать навыки определения задач физического воспитания и лечебной гимнастики.
Форма отчетности: конспекты, методические советы по содержанию работы инструктора по ЛФК с детьми ДЦП, значению занятий педагога-воспитателя в развитии и коррекции двигательной сферы ребенка с церебральным параличом, способах развития движений и закрепления двигательных навыков в процессе организации всей коррекционно-педагогической работы в группе детей с ДЦП.
Форма организации: деловая игра.
Вопросы и задания к изучению темы:
Разработка разных вариантов программ коррекции двигательного развития с учетом индивидуальных особенностей детей. Составление конспекта занятия по ЛФК.
Литература к теме:
1. Лечебная физическая культура / под ред. С.Н. Попова.– М.: Физкультура и спорт, 1988.
2. Лечебная физическая культура : Справочник / под ред. В.А.Епифанова.– М.: Медицина,1987.
3. Ловейко И.Д. Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей / И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев.– Л.: Медицина, 1988.
4. Учебник инструктора по лечебной физкультуре / под ред. В.П. Правосудова.– М.: Физкультура и спорт, 1980.
5. Физическая реабилитация : учебник для академий и институтов физической культуры / под общ. ред. проф. С.И. Попова.– Р/н/Д.: Феникс,1999.
6. Лечебная физическая культура. Примерные комплексы упражнений лечебной гимнастики : методическое пособие / сост. Н.П. Горбунов.– Пермь: Перм.гос.ун-т., изд.4-е, перераб. и доп.– 2005.
Тема 2. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями интеллекта
Задачи изучения темы:
1.Формировать представления студентов об особенностях раннего психомоторного развития детей с нарушениями интеллекта.
2. Определить направления коррекционной работы по совершенствованию моторного развития, принципах комплектации подгрупп, содержании занятий по ЛФК и их дифференциация в зависимости от структуры психомоторного нарушения.
3. Формировать умения выделять адекватные средства нормализации физического и двигательного статуса, определять соотношение методов и методических приемов при обучении движениям.
Форма отчетности: технологическая карта организации работы по ЛФК с детьми, имеющими нарушения интеллекта.
Схема технологической карты.
1. Цель и задачи коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта.
2. Содержание ЛФК с детьми с нарушением интеллекта (программа по физическому воспитанию детей).
3. Средства нормализации физического и двигательного статуса детей с нарушением интеллекта.
4. Методы и методические приемы обучения движениям.
5. Формы организации работы по ЛФК с детьми, имеющими нарушения интеллекта.
6. Условия и направления коррекционной работы по совершенствованию моторного развития детей с нарушенным интеллектом.
7. Результаты занятий ЛФК с детьми с нарушениями интеллекта.
Форма организации: семинар-практикум.
Вопросы и задания к изучению темы
Раскройте методику адаптивной физической культуры детей с нарушением интеллекта:
1. Дайте медико-физиологическую и психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением интеллекта.
2. Особенности физического развития и двигательных способностей детей.
3. Особенности методики адаптивной физической культуры с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии.
4. Основные и специфические задачи.
5. Средства адаптивной физической культуры.
6. Методы и методические приемы, используемые в процессе занятий физическими упражнениями.
7. Коррекция основных нарушений у детей с умственной отсталостью.
8. Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей с умственной отсталостью.
9. Дополнительное физкультурно-спортивное образование детей и учащейся молодежи с легкой степенью умственной отсталости.
10. Разработка разных вариантов программ коррекции двигательного развития с учетом индивидуальных особенностей детей. Составление конспекта занятия.
Литература к теме:
1. Лечебная физическая культура / под ред. С.Н. Попова.– М.: Физкультура и спорт, 1988.
2. Лечебная физическая культура : Справочник / под ред. В.А.Епифанова.– М.: Медицина,1987.
3. Ловейко И.Д. Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей / И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев.– Л.: Медицина, 1988.
4. Учебник инструктора по лечебной физкультуре / под ред. В.П. Правосудова.– М.: Физкультура и спорт, 1980.
5. Физическая реабилитация : учебник для академий и институтов физической культуры / под общ. ред. проф. С.И. Попова.– Р/н/Д.: Феникс,1999.
6. Лечебная физическая культура. Примерные комплексы упражнений лечебной гимнастики : методическое пособие / сост. Н.П. Горбунов.– Пермь: Перм.гос.ун-т., изд.4-е, перераб. и доп.– 2005.
Тема 3. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями зрения
Задачи изучения темы:
1. Формировать представления студентов о структуре двигательных нарушений при слабовидении и слепоте; значении разных анализаторов в развитии движений при слабовидении и слепоте.
2. Способствовать формированию знаний о задачах физического воспитания и ЛФК; принципах комплектования групп для занятий ЛФК; противопоказаниях к выполнению физических упражнений и нагрузке.
3. Учить использованию средств наглядной информации для создания представлений о движении, тренажеров для развития и коррекции двигательного статуса при нарушениях зрения, видах упражнений по развитию глазных мышц и обогащению зрительного восприятия, используемых на занятиях по физическому воспитанию и ЛФК.
Форма отчетности: доклады студентов.
Форма организации: деловая игра.
Вопросы и задания к изучению темы
1. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением зрения.
2. Характеристика детей с нарушением зрения.
3. Характеристика зрительной функции.
4. Зрительные дисфункции у детей школьного возраста.
5. Особенности психического развития детей с нарушением зрения.
6. Особенности физического развития и двигательных нарушений.
7. Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения.
8. Задачи и средства адаптивного физического воспитания.
9. Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания.
10. Методы и методические приемы обучения, коррекции и развития.
11. Использование и развитие сохранных анализаторов.
12. Особенности регулирования психофизической нагрузки. Показания и противопоказания к физическим нагрузкам.
13. Особенности общения и регуляции психоэмоционального состояния.
14. Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения.
15. Методика обучения плаванию младших школьников с нарушением зрения.
16. Коррекция и профилактика нарушений зрения.
17. Разработка разных вариантов программ коррекции двигательного развития с учетом индивидуальных особенностей детей. Составление конспекта занятия.
Литература к теме:
1. Лечебная физическая культура / под ред. С.Н. Попова.– М.: Физкультура и спорт, 1988.
2. Лечебная физическая культура : Справочник / под ред. В.А.Епифанова.– М.: Медицина,1987.
3. Ловейко И.Д. Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей / И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев.– Л.: Медицина, 1988.
4. Учебник инструктора по лечебной физкультуре / под ред. В.П. Правосудова.– М.: Физкультура и спорт, 1980.
5. Физическая реабилитация : учебник для академий и институтов физической культуры / под общ. ред. проф. С.И. Попова.– Р/н/Д.: Феникс,1999.
6. Лечебная физическая культура. Примерные комплексы упражнений лечебной гимнастики : методическое пособие / сост. Н.П. Горбунов.– Пермь: Перм.гос.ун-т., изд.4-е, перераб. и доп.– 2005.
Тема 4. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями зрения
Задачи занятия:
1. Формировать представления об особенностях физического и двигательного развития дошкольников с нарушениями зрения.
2. Углублять знания студентов о проблеме гиподинамии и организации двигательного режима в условиях специализированного учреждения.
3. Формировать навыки определения задач физического воспитания и ЛФК, содержании занятий по ЛФК, видах упражнений для детей с нарушением зрения.
Форма отчетности:конспекты.
Форма организации:дискуссия.
Вопросы и задания для изучения темы:
1. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением зрения.
2. Характеристика детей с нарушением зрения.
3. Характеристика зрительной функции.
4. Зрительные дисфункции у детей школьного возраста.
5. Особенности психического развития детей с нарушением зрения.
6. Особенности физического развития и двигательных нарушений.
7. Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения.
8. Задачи и средства адаптивного физического воспитания.
9. Коррекционная направленность адаптивного физического воспитания.
10. Методы и методические приемы обучения, коррекции и развития.
11. Использование и развитие сохранных анализаторов.
12. Особенности регулирования психофизической нагрузки. Показания и противопоказания к физическим нагрузкам.
13. Особенности общения и регуляции психоэмоционального состояния.
14. Методика и организация подвижных игр с детьми с нарушением зрения.
15. Методика обучения плаванию младших школьников с нарушением зрения.
16. Коррекция и профилактика нарушений зрения.
Литература к теме:
1. Лечебная физическая культура / под ред. С.Н. Попова.– М.: Физкультура и спорт, 1988.
2. Лечебная физическая культура : Справочник / под ред. В.А.Епифанова.– М.: Медицина,1987.
3. Ловейко И.Д. Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей / И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев.– Л.: Медицина, 1988.
4. Учебник инструктора по лечебной физкультуре / под ред. В.П. Правосудова.– М.: Физкультура и спорт, 1980.
5. Физическая реабилитация : учебник для академий и институтов физической культуры / под общ. ред. проф. С.И. Попова.– Р/н/Д.: Феникс,1999.
6. Лечебная физическая культура. Примерные комплексы упражнений лечебной гимнастики : методическое пособие / сост. Н.П. Горбунов.– Пермь: Перм.гос.ун-т., изд.4-е, перераб. и доп.– 2005.
Тема 5. Содержание и организация работы по ЛФК с детьми с нарушениями речи
Задачи изучения темы:
1. Способствовать формированию представлений об особенностях физического и двигательного развития дошкольников с нарушениями речи разного генеза, значении коррекции двигательной сферы для преодоления речевых нарушений.
2. Формировать навыки определения задач и содержания работы по развитию и преодолению нарушений двигательного статуса, организации двигательного режима.
3. Углублять представления о преемственности в содержании, методах обучения на логопедических занятиях и занятиях по нормализации двигательного развития. Роль педагога-воспитателя в развитии двигательной сферы дошкольников с нарушениями речи.
Форма отчетности: доклады.
Форма организации: деловая игра.
Вопросы и задания к изучению темы
1. Методика адаптивной физической культуры при нарушениях речи.
2. Понятие о нарушениях речи детей: классификация, этиология.
3. Сопутствующие заболевания и вторичные нарушения.
4. Речевые и психические отклонения.
5. Двигательные нарушения.
6. Двигательная реабилитация детей с нарушениями речи.
7. Адаптивное физическое воспитание детей логопатов .
8. Нетрадиционные формы занятий.
9. Оценка эффективности занятий адаптивной физической культурой при нарушениях речи.
10. Разработка разных вариантов программ коррекции двигательного развития с учетом индивидуальных особенностей детей.
11. Составление конспекта занятия.
Литература к теме:
1. Лечебная физическая культура / под ред. С.Н. Попова.– М.: Физкультура и спорт, 1988.
2. Лечебная физическая культура : Справочник / под ред. В.А.Епифанова.– М.: Медицина,1987.
3. Ловейко И.Д. Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей / И.Д. Ловейко, М.И. Фонарев.– Л.: Медицина, 1988.
4. Учебник инструктора по лечебной физкультуре / под ред. В.П. Правосудова.– М.: Физкультура и спорт, 1980.
5. Физическая реабилитация : учебник для академий и институтов физической культуры / под общ. ред. проф. С.И. Попова.– Р/н/Д.: Феникс,1999.
6. Лечебная физическая культура. Примерные комплексы упражнений лечебной гимнастики : методическое пособие / сост. Н.П. Горбунов.– Пермь: Перм.гос.ун-т., изд.4-е, перераб. и доп.– 2005.