Концептуальные позиции
v Усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку.
v Принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний – убеждений.
v Художественность: «об искусстве – языком искусства»; урок литературы строится по законам искусства (художественный анализ художественного произведения), закон трех о: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем.
v Принцип обучающего воспитания: обучение - не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания; анализ литературного произведения должен вырастать в этическую проблему.
v В процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны нравственные основы и важнейшие качества личности, такие как патриотизм, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, уважение и готовность к труду.
v Идти к ребятам не только с темой урока, а с жгучей проблемой.
v Знание через общение и общение через знание - это двуединый процесс нравственного развития.
v Сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравственный облик, идейная убежденность и педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан своей родины.
v Педагогика экспрессии: «слово + чувство».
v Формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать.
v Метод духовного контакта.
v Демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю.
v Учитель – предметник, художник, врач, создатель самой тонкой – душевной культуры ребенка.
v Работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленять.
Особенности содержания
Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, Ильин ставит так, чтобы:
а) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым;
б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице);
в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.
Особенности методики
В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта Личности – к Анализу художественного произведения и от него – к Книге.
Особенности метода преподавания литературы Ильина – внимание к деталям. Этот своего рода дедуктивный метод исследования литературы оказывается чрезвычайно эвристичным для учеников, активизируя их собственный поиск и понимание.
Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» – «вопрос» – «проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.
Урок литературы – это:
– человекоформирующий процесс; урок – общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;
– своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов – писателя и учителя;
– открытия, а не аргументы и факты;
– совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.
Жизнь. Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило, более реальную – соседка по квартире, друзья по двору, иногда собственный отец, сбившийся с пути. Учителю надо учитывать обе эти программы.
Воздействие на «вторую программу» идет на каждом уроке: здесь и сочинения о своих друзьях, родных и близких, и индивидуальное воздействие на личность яркими примерами из литературы, и оригинальные домашние «нравственные задания», беседы «по душам» на уроке и вне урока и многое другое.
Сверхзадачей урока является: помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.
Рекомендуемая литература
1. Иванихин В.В. Почему у Ильина читают все. - М., 1990.
2. Ильин Е.Н. Воспитаем читателя. (Советы родителям). - С-Пб., 1995.
3. Ильин Е.Н. Герой нашего урока. - М.: Педагогика, 1991.
4. Ильин Е.Н. Деловой человек и книга. - С-Пб., 1995.
5. Ильин Е.Н. Из блокнота словесника. – С-Пб., 1993.
6. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1982.
7. Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. – М.: Школа-Пресс, 1994.
8. Ильин Е.Н. Как увлечь книгой. (Учитель - учителю). - С-Пб., 1995.
9. Ильин Е.Н. Лев Толстой в зеркале «Войны и мира»: Пособие для учителей и учащихся. – М.: Школа-Пресс, 2000.
10. Ильин Е.Н. Минувших дней итоги… - Л.: Лениздат, 1991.
11. Ильин Е.Н. Мои ключи…: Об искусстве художественной детали. – С.-Пб., 1999.
12. Ильин Е.Н. Путь к ученику. - М.: Просвещение, 1988.
13. Ильин Е.Н. Рождение урока. - М., 1986.
14. Ильин Е.Н. Роман Шолохова «Поднятая целина». - М., 1985.
15. Ильин Е.Н. Уроки практической грамотности: Заметки учителя литературы. – С.-Пб., 1997.
16. Ильин Е.Н. Урок продолжается. - М., 1973.
17. Ильин Е.Н. Шаги навстречу. - М., 1986.