Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу. Ведение календаря природы и труда.
Экскурсии в зоопарк или на ферму, к цветнику, в сад.
Практическая работа по уходу за животными в уголке живой природы; по уходу и выращиванию комнатных растений; участие в работах на пришкольном участке.
Просмотр диафильмов: «Зимующие и перелетные птицы», «Труд колхозников в разное время года».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- называть конкретные предметы, давать обобщенные названия, устанавливать простейшие связи;
- высказываться по поводу проведенных наблюдений, выполненном порученном деле;
- устанавливать простейшие взаимосвязи между трудом людей и временами года;
- приводить примеры представителей растений и животных;
- обрабатывать почву, ухаживать за растениями.
Учащиеся должны знать:
- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;
- основные правила охраны природы и необходимости бережного отношения к ней;
- различия неживой и живой природы.
Предметно-практическая деятельность,
конструирование, ручной труд
(I–V классы)
(7–13 лет)
Пояснительная записка
Занятия по предметно-практической деятельности представляют собой специальный предмет в начальных классах обучения детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Целью данных занятий является коррекция недостатков восприятия, внимании, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей, речи используя различные многообразные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструктивная, действия с разборными игрушками, ручной труд и т.д.)
Обучение учащихся с умеренной и глубокой интеллектуальной недостаточностью в начальных классах является сложным и специфическим периодом. По своим психофизическим особенностям эти дети страдают тяжелыми нарушениями интеллекта, поведения, деятельности и всей личности. У них затруднено принятие и понимание задачи, в ее решении их затрудняет не столько овладение отдельными действиями и звеньями задачи, сколько установление связей и отношений между ними. Они не могут организовать свою деятельность, не используют образец. У детей с выраженным нарушением интеллекта отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы систематической умственной деятельности: различения и идентификации, группировки и обобщения, сравнения, анализа, классификации, им недоступен осознанный выбор адекватного способа действия, перенос усвоенного приема и т.д. Даже имеющимися у них элементарными знаниями они не умеют пользоваться в практической деятельности.
Между тем, формирование всех этих основных навыков и приемов умственной деятельности у детей данной категории в младшем возрасте возможно именно на самом элементарном, сенсорном, предметно-практическом уровне.
Как пример, приведем часто используемую методику исключения четвертого лишнего предмета из категории. Обычно она дается детям на картинках, изображающих знакомые предметы из различных категорий (одежда, посуда, овощи и т.д.). Ребенок должен выполнить операцию обобщения предметов одной категории и исключения предмета, относящегося к другой категории. Для младшего школьника эта задача непосильна. Однако эти же умственные операции он большей частью выполняет, если они даются на сенсорном материале. Так, если ребенку дать четыре палочки, из которых три — красные и одна — синяя, то почти без дополнительной помощи он выбросит «лишнюю». (Так же можно предложить три кубика и один шарик одинаковые по цвету; три столовых ложки и одну чайную и пр.).
Темп развития ребенка с выраженными интеллектуальными нарушениями чрезвычайно замедлен. Без специального обучения с самого младшего возраста это развитие протекает с глубокими качественными отклонениями. Все это приводит к тому, что к началу школьного возраста уровень умственного развития этих детей чрезвычайно низок. Поэтому коррекция учащихся младшего возраста (примерно до 12 лет) должна осуществляться в большой мере в тех видах деятельности, которые характерны для детей дошкольного возраста т.к. наиболее доступны, мотивированны, интересны детям данного возраста.
Тяжелые нарушения моторики, в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях и результатах предметно-практической деятельности детей, требует проведения игр и упражнений. Проведение дидактических игр и упражнений на уроках предметно-практической деятельности способствует коррекции нарушений развития. На эти виды работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Сенсорное развитие этих детей осуществляется по разработанной системе в предметно-манипулятивной деятельности и дидактических играх.
Достижение поставленных перед данным предметом единых задач (развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий, координация работы анализаторов, развитие пространственных ориентировок, ручной умелости, развитие наглядного мышления) осуществляется в различных видах содержательной деятельности (игра, конструирование, продуктивная деятельность, ручной труд и др.). Необходимо обеспечение максимально возможной динамичности, гибкости, взаимосвязи получаемых детьми знаний, умений и навыков, создание межпредметных межфункциональных связей. Многие виды работ, которые вводятся и отрабатываются на этих уроках, затем широко применяются на всех других уроках.
Указанные в программе предметно-практической деятельности игры не исключают применения других игр на других уроках: подвижных игр на уроках физкультуры, направленных на общее физическое развитие учащихся, речевых игр на уроках русского языка, различных дидактических игр на уроках счета и т. д. В данную программу отобраны и включены такие игры, дидактические задачи которых в наибольшей степени согласуются с целями и задачами данного предмета.