Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады иконкурсы
Формы организации самообразования
Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
Недостатки:
· эпизодичность прохождения курсов;
· время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы;
· качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.
Получение второго высшего образования или второй специальности.
Главные достоинства такой формы самообразования:
· возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;
· система "ученый-учитель", при которой обучение ведут ученые-специалисты.
Недостатки:
· нехватка у педагогов свободного времени;
· дороговизна обучения.
Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады иконкурсы.
· Главные достоинства такой формы самообразования:
· возможность пройти их в удобное для педагогов время;
· возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
Недостатки:
· дистанционные курсы проводятся на платной основе;
· документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.
4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
· научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
· посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
· участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
· посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
· теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
Однако, как бы ни был высок уровень способностей учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, – отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации и др.
5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.
Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
· использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
· самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
· освоение информационных концепций, знаний и навыков;
· наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
· обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
· методическая помощь является персональной и адресной;
· попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
6)С целью стимулирования педагогических и руководящих работников, роста их профессионального уровня, повышения качества учебно-воспитательного процесса, развития творческой инициативы, а также обеспечения социальной защищенности педагогов в условиях рыночных экономических отношений в России с 1972 г. была введена их аттестация. Одной из задач аттестации является также установление соответствия между качеством работы учителя и его зарплатой, что осуществляется путем присвоения педагогу квалификационной категории в соответствии с уровнем его профессионализма.
За время, прошедшее после первой аттестации, документы об аттестации педагогических работников неоднократно дополнялись с учетом тех изменений, которые происходили в системе образования.
Принципы аттестации - добровольность, открытость, системность и целостность экспертных оценок, обеспечивающие объективное, корректное, бережное и доброжелательное отношение к педагогическим работникам.
Аттестация учителей проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога и на основе экспертной оценки труда, его результативности и качества учебно-воспитательного процесса. Учитель сам определяет категорию и форму аттестации (демонстрация серии уроков, внеклассных занятий с учащимися, «экзамен» (собеседование) по определенной программе, творческий отчет, защита научно-методической или опытно-экспериментальной разработки и др.).
Педагогическим работникам, не изъявившим желания проходить аттестацию на присвоение категории, разряда по единой тарифной сетке, оплата устанавливается в зависимости от образования и стажа. Иногда аттестация может проводиться по инициативе администрации, Совета школы или педагогического совета для определения уровня педагогической квалификации учителя и его соответствия занимаемой должности.
В соответствии с действующим Положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации (1993) создается три вида комиссий, каждая из которых рассматривает круг вопросов своей компетенции и принимает решение о присвоении квалификационной категории или отказе. Присвоение звания происходит на основе документальных материалов (стаж, характеристика, документ об окончании курсов повышения квалификации учителей), анализа преподавательской деятельности и результатов работы учителя.
Действующим Положением установлено три квалификационные категории - высшая, первая и вторая категории. Высшую может присвоить главная аттестационная комиссия, первую категорию - районная (окружная, муниципальная) или городская комиссия, вторую категорию присваивает аттестационная комиссия школы.
Оценка деятельности преподавателя или руководителя осуществляется по двум комплексным показателям: обобщению итогов деятельности и экспертной оценке практической деятельности.
По первому показателю учитель представляет творческий отчет, научно-методическую или опытно-экспериментальную работу.
По второму показателю он проходит психолого-педагогическую экспертизу (диагностику) в различных вариантах. Для этих целей используются компьютерная технология, тестирование, методы экспертных оценок. Механизм диагностирования и обобщения опыта педагогической деятельности уточняется и корректируется соответствующей аттестационной комиссией.
Общие требования к оценке труда учителя характеризуются по следующим критериям: критерий результата (результат педагогической деятельности) и критерии процесса.
О качестве знаний учащихся по предмету, их воспитанности (критерий результата ) судят по:
● запасу фактических знаний по предмету;
● умению пользоваться полученными знаниями;
● пониманию сути процессов и явлений в природе и обществе;
● степени самостоятельности учащихся, умению добывать знания;
● отношению к делу, поведению в школе, активности в общественно полезной трудовой деятельности.
При всей важности результатов учебной и воспитательной работы недопустимо этим ограничить показатели труда учителя, поэтому вводятся критерии процесса. С этой целью изучаются:
● работа учителя над повышением своей квалификации;
● качество уроков, учебная и воспитательная работа;
● умение учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания;
● работа с родителями и помощь семье в воспитании детей.
Для прохождения аттестации необходим следующий набор документов: заявление на аттестацию, копия документа о результатах повышения квалификации, экспертное заключение о результатах выполнения контрольных и других квалификационных работ; аттестационный лист, выписка из приказа руководителя образовательного учреждения.
Аттестация учителей проводится в несколько этапов:
1) создание аттестационной комиссии, ее утверждение руководителем учреждения; назначение ответственных лиц за организацию аттестации;
2) организация оценки уровня квалификации учителя, результативности его профессиональной деятельности;
3) принятие решений аттестационными комиссиями и издание приказа по результатам аттестации о присвоении педагогическим работникам квалификационных категорий.
Достоверная оценка результативного компонента образовательного процесса возможна только как итог всестороннего изучения личности учителя и эффективности его учебно-воспитательной деятельности.