И учебно-профессиональной деятельности обучающихся
Тема | Виды учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности | Формируемые знания, умения, компетенции | Обоснование вы-бора вида деятель- ности |
► Задание 41. Опираясь на представленный в информационном блоке далее материал и используя выполненные задания 38–39 и 40, составьте содержание урока (учебного занятия) по экономи-ке, менеджменту, маркетингу (на выбор) в виде поурочного плана и конспекта урока с представлением технологической карты заня-тия.
Порядок выполнения задания:
1. Определите организационную структуру учебного материала на основе его анализа.
2. Составьте план урока относительно учебного материала:
– поставьте тему урока;
– сформулируйте цели и задачи урока;
– определите тип урока (комбинированный, урок изучения нового материала, урок закрепления знаний);
– выделите общие методы, приемы работы учащихся;
– определите средства наглядности, источники информации;
– опишите ход урока и его содержание;
– определите виды заданий для домашней работы;
– обозначьте итог урока.
3. Распределите время на урок отит штата плана урока.
☺ Подготовка преподавателей к уроку общепрофессио-нальных и специальных предметов - элемент, составная часть подготовки преподавателей к занятиям, включающей планиро-вание урока, конкретизацию тематического планирования при-менительно к каждому отдельно взятому уроку, продумывание и составление плана и конспекта урока после того, как опреде- лены основное содержание и направленность урока.
В планировании урока и разработке технологии его прове- дения выделяются две взаимосвязанные части: 1) обдумывание цели урока, каждого его шага; 2) запись в специальной тетради в той или иной форме плана урока.
План урока отражает объем и содержание изучаемого мате-риала, последовательность этапов урока (считая этапом вид ра-боты преподавателя, а также учащихся под его руководством), виды деятельности обучающихся, оснащение, объем домашнего
задания.
Его структура зависит от особенностей личности учителя, его работы, от контингента учащихся. План можно составлять в виде конспекта, тезисов, форма должна быть удобной для само-го преподавателя.
В плане урока указывается его материально-техническое оснащение, если оно недостаточно полно отражено в перспек-тивно-тематическом плане, а также время, планируемое на каж-дый его этап. Это ориентирует преподавателя на рациональное использование времени и способствует организованному про-ведению урока. Многие преподаватели при составлении плана урока оставляют «чистое поле» после каждого его элемента, куда вносят уточнения, поправки, дополнения. Особенно это важно в тех случаях, когда план используется при проведении уроков в параллельных группах.
Наиболее подробно фиксируется план изложения нового материала. Примеры, иллюстрации, расчеты, демонстрации в плане урока обычно не раскрываются, на них делаются ссылки с указанием источника.
Объем плана урока во многом зависит от содержания и цели урока, его места в учебном процессе, опыта преподавателя, от способности его держать в памяти основные излагаемые поло-жения. У начинающего педагога план урока более детальный, а следовательно, и более объемный, чем у опытного.
Однако не следует чересчур мельчить и детализировать план – таким планом сложно пользоваться. Нормальным счи-тается план урока, составленный на двух-трех страницах тетра-ди. В нем отражается тема урока и группа, в котором он про-водится, цель урока с конкретизацией его дидактических задач, краткое содержание материала, изучаемого на уроке; определя-ются форма организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, методы, средства обучения, система заданий и за-дач, в ходе выполнения которых успешно будет осуществлять- ся актуализация ранее усвоенных опорных знаний и способов деятельности, формирование новых научных понятий и спо-собов деятельности и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности обуча-ющихся и их поступательное движение от незнания к знанию, от неумения к умению совершать на этом пути необходимые и достаточные познавательные и практические действия при ре-шении запланированных на уроке учебно-познавательных и практических задач.
В плане урока уточняется его структура, определяется примерная дозировка времени на различные виды работы, предусматриваются приемы проверки успешности учения, конкретизируются фамилии тех, кого планируется опросить, проверить и т.п.
В практике работы преподавателей широко применяется со-ставление конспектов изучаемого учебного материала. Конспект представляет собой краткое, в большинстве своем тезисное из-ложение основной сущности учебного материала, включает не-обходимые расчеты, построения, выводы формул, табличные данные, схемы и т.п.
Конспект составляется целиком на тему или подтему, если тема очень крупная. Конспект готовится на основе учебника или учебного пособия с использованием дополнительных ис-точников. Конспект – документ длительного пользования, его постоянно дополняют выписками из новых книг, материалов научно-технической информации, журналов, брошюр но обме-ну опытом, вырезками из газет и др.
Обычно конспекты составляются на отдельных листах и комплектуются в тематические папки. Па уроке конспект явля-ется подсобным справочным материалом, к которому препода-ватель обращается но мере необходимости.
Конструирование урока. Содержательной основой выделе-нии этапов учебного занятия является логика процесса усвое- нии знаний. Такой подход предусматривает максимальный на-бор этапов учебного занятия (табл. 20).
Конструирование урока (учебного занятия)
Все рассмотренные этапы учебного занятия в основном охватывают логику учебной деятельности при усвоении знаний.
Таблица 20