III. Изучение нового материала. У. Сейчас вы услышите тропарь праздника.Кто знает,чтотакое тропарь?

У. Сейчас вы услышите тропарь праздника.Кто знает,чтотакое тропарь?

Д. Церковное песнопение.

У. Тропарь - это церковное песнопение, объясняющеесмыслпраздника.

Звучит запись тропаря.

-- Посмотрите на доску, там написаныслова тропаря: Рож­дество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума; в нем бо звездам служащий звездою учахуся Тебе кпанятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе.

Тропарь Рождества Христова, как и все молитвы, написан на церковно-славянском языке, поэтому некоторые слова не очень понятны. По-русски эта молитва будет звучать так:

«Рождество Твое, Христос Бог наш, осветило мир светом разу­ма. Через него поклонявшиеся звездам были научены звездой поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знатьТебя - Восток,сошедший с высоты. Господи, слава Тебе».

Кто такие поклонявшиеся звездам?

Д. Волхвы.

У. Как вы думаете, кого в тропареназывают Солнцемправ­ды и Востоком?

Д. Иисуса Христа.

У. Почему? Что бываетна Востоке?

Д. Восходит солнце.

У. Спасителя называют Солнцем правды иВостоком, пото­му что Он принес людям весть о Жизни Вечной,то естьдал им надежду, свет.

А теперь давайте послушаем тропарь ещераз.

60 КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Звучит запись тропаря.

У. Когда наступает церковный праздник,то посреди церк­ви ставится икона праздника. Вот и на Рождество Христово в церкви поставят такую икону. (Показывает икону.)Что вы на ней видите?

Д. Пещеру, Вожию Матерь, Младенца, ангелов.

У. Что мы видим в центре иконы?

Д. Пещеру, в которой лежит Младенец, иДеву Марию,

У. Вы помните, почему Младенец родилсяв бедной пещере?

Д. Им не хватило места в гостинице.

У- Кто изображен наверху?

Д. Ангелы.

У, Что пели ангелы вночь РождестваХристова?

Д. Слава в вышнихБогу, и на земли мир, в человецех благово­ление.

У. Кто изображен справа?

Д. Пастухи.

У. Как они узнали, что родился Спаситель?

Д. Им явился ангел и сказал, что произошло в этуночь.

У, Кто изображен на иконе слева?

Д. Волхвы.

У. А как они узнали о рождении Младенца?

Д. Они шлиза звездой.

У- Видите ее на иконе? Кто находится внизуиконы?

Д. Иосиф.

У. А еще внизу изображено, как омывают Младенца.

Вы заметили, что на иконе изображены все события сразу, и если уметь видеть икону, то можно узнать обо всех событи­ях праздника.

А еще о событиях праздника говорится в церковном песно­пении, которое называется кондак. Посмотрите, на доске за­писаны слова кондака, это как бы икона праздника в песнопе­нии.

Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит;ангепи с пастырьми славословят, волсви жесо звездоюпутешествуют; нас бо радиродися Отроча младо, Превечный Бог.

Подготовка к празднику Рождества Христова61

У. Прочитайте начало кондака,

Д. «Дева днесь Пресущественнагораждает».

У. Что значит днесь?

Д. Сегодня.

У. О чем говорится здесь?

Д. О том, что сегодня Дева родилаПресущественного.

У. Пресущественный - Тот,Кто выше всего существующе­го. О чем говорится дальше?

Д. О том, что земля принесла Ему вертеп,

У. Вертеп - это пещера, в которой родилсяСпаситель. Чтоделают ангелы?

Д. С пастухами славятБога.

У. Кто такие «волсви»?

Д. Волхвы - мудрецы.

У. Что они делают?

Д. Путешествуют со звездой.

У. Какими словами заканчиваетсякондак?

Д. «Нас бо ради родися Отроча младо, ПревечныйБог».

У. Как вы понимаете эти слова?

Д. Ради нас родился Младенец, Предвечный Бог.

У. Давайте теперь послушаем записьэтого кондака.

Звучит кондак.

- Когда Спаситель сошел на землю,каждое из больших творений принесло Ему свои дары.

Перечитайте слова кондака и скажите,о каком даре в нем говорится.

Д. Земля принесла в дар пещеру.

У. Как вы думаете,что принесли Емунебеса?

Д. Звезду.

У. А ангелы?

Д. Свой гимн.

У. Что принесли Спасителюволхвы?

Д. Золото, ладан и смирну.

У. Золото волхвы преподнесли, почитая в ИисусеЦаря икак бы платя Ему дань; ладан - поклоняясь Ему как Богу, Ведь ладаном кадят во время богослужения; а смирну - как человеку, который должен умереть, поскольку тогдабыло Принято помазывать ею тело умершего.



КОНСПЕКТЫ УРОКОВ



Род человеческий принес в дар Непорочную Деву Марию.А как вы думаете, что принесли в дар пастухи, ведьони былибедны?

Д. Веру.

У. Мы тоже можем принести в дар веру, надеждуна то, что все нами переживаемое попускается Господом для нашего ис­правления и спасения, а еще мы приносим любовь кБогу и людям.

Как мы проявляем любовь к Богу?

Д. Молимся Богу и соблюдаем Его заповеди.

У. А как проявляется любовь к ближнему?

Д. Надо помогать людям, не ссориться, не обижаться.

У. Скоро праздник Рождества Христова, что мы можем сделать для своих друзей и близких к этому празднику?

Д. Подарки.

У. Где мы можем взять подарки?

Д. Купить, сделать сами.

У. Вы сказали все правильно, но есть я другая возмож­ность, можно «принести в дар себя», как Господь отдал людям| Самого Себя. Приведите примеры, что мы можем сделать сами| для других людей. 1

Д. Почитать маленькому брату книжку, убрать комнату, спеть песню для других, помочь родителям. , У. А теперь послушайте историю об одном подарке. «Од­ному человеку, заключенному в тюрьму за веру во Христа. приказали снять крест, который он всегда носил. Он отка­зался и был так жестоко избит, что потерял сознание. Когда он очнулся, на его груди уже не было креста. Человек в соседней камере знал, что произошло и как много значил крест для этого заключенного. В камере был страшный хо­лод, но он снял свой шерстяной носок, распустил его и, сплетя из него крест, просунул соседу через отверстие для электропроводки ».

Что вы можете сказать об этом подарке? Можноли его назвать дорогим? Почему?

Д. Да. потому что человек обрадовался кресту, онбыл ему •необходим.

У. А был липодарок дорогим с точки зрения соседа? Почему?

Д. Да, таккак он сделал крест из носка, а вкамере было очень холодно.

Наши рекомендации