Нравственная культура личности (Н.к.)
Характеризует степень освоения обучающимся морального опыта общества, меру воплощения этого опыта поведении в отношении с другими людьми. Воспитание нравственной культуры предполагает приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным моральным ценностям, потребность в нравственном самосовершенствовании.
Содержание воспитательной работы по формированию Н.к. личности включает в себя создание у обучающихся представления и понимания нравственных основ общества, развитие нравственных чувств, воспитание высоких моральных качеств, формирование норм поведения.
Условия воспитания Н.к. личности:
- Наличие нравственно-этической культуры педагога;
-Нравственно благоприятная среда в учреждении образования, позитивное взаимодействие между педагогом и обучающимся;
-Актуализация нравственного потенциала личности;
-Педагогическая поддержка потребности в нравственном самосовершенствовании; -наличии нравственного идеала;
-Реализация нравственного потенциала всех видов деятельности.
Учёт возрастных особенностей в процессе формирования Н.к. личности.
Воспитанники учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.
Формирование основ нравственных представлений, накопление форм нравственного поведения.
Обогащение эмоциональной сферы посредством усвоения нравственно-этических норм (совестливость, благодарность, бескорыстие).
Обучающиеся на 1 ступени общего среднего образования.
Освоение правил культуры поведения в отношениях с родителями, сверстниками, сотрудниками учреждения образования. Освоение нравственного отношения к природе,
Заботы о других. Формирование ценностного отношения к труду.
Обучающиеся на 2 ступени общего среднего образования. Приобщении к общечеловеческим ценностям: милосердию, дружбе, товариществу. Нравственное самосовершенствование.
Обучающиеся на 3 ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получения профессионально-технического и среднего специального образования.
Освоение системы нравственных ценностей: труд, творчество, любовь, ответственное отношение к себе и другим.
Обучающиеся в учреждениях обеспечивающих получение высшего образования.
Расширение представлений о системе нравственных ценностей. Реализация нравственного потенциала личностей в жизненных ситуациях.
Гражданская культура
Гражданская культура – качество личности, характеризующее степень овладение ею общечеловеческими гуманистическими ценностями, культурными и духовными традициями белорусского народа и идеологией белорусского государства, сформированности, готовности личности к исполнению гражданского долга.
Гражданственность — качество, характеризующее человека как сознательного и активного гражданина. Это качество выражается в знании гражданских прав и обязанностей, готовности трудиться на общую пользу, решимости и умении отстаивать общественные интересы, в выполнении гражданского долга, непримиримости к антигосударственным проявлениям, умении сочетать личные интересы с общественными.
Условия воспитания гражданской культуры и патриотизма:
•Осознание учащимися сущности гражданственности и патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа и других народов, живущих в Беларуси;
•Воспитание уважительного отношения к государственным символам (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь), органам государственной власти;
•Формирование у школьников морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины, уважения к защитникам Отечества.
•Пропаганда социально-экономических достижений белорусского государства;
•Формирование культуры мира, неприятие экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости;
•Включение учащихся в социально значимую деятельность, педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления;
•Повышение воспитательного потенциала учебных дисциплин.
Правовая культура личности — составная часть ее гражданской культуры, характеризующая степень усвоения личностью правовых знаний, овладения умениями их правильной реализации в разных сферах жизнедеятельности.
Политическая культура — составная часть гражданской культуры личности, характеризующая степень овладения политическими ценностями государства и общества, опытом социально значимой деятельности; уровень сформированности политической грамотности, выражающейся в наличии у школьников знаний истории, различных политических учений, политологии и умении ориентироваться в системе политических взглядов и отношений.Аспекты гражданственности:
•Социально-правовой – достаточный уровень развития демократического сознания, принятия гражданами •Морально-эстетический – уровень нравственной культуры общества, достоинство, совесть, патриотизм, гуманность, милосердие.
•Социально-психологический – чувство единства со страной, обществом, социальный оптимизм, любовь к родине, •Социально-педагогический –уровень сформированности эмоционально-волевого облика личности•Педагогический - комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность