Мораль. Нравственная культура

С древнейших времен люди стали задумываться о смысле поступков, их оценке, о душе че­ловека и его внутреннем мире, о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (т. е. о добре и зле). Добро — это основная моральная категория, показывающая содержание нравственных ценностей.Добру противостоит зло. Взаимосвязь этих понятий выражается в том, что они тесно связаны с духовной жизнью человека. Видимо, человек по своей природе одинаково способен и на добро и на зло, поэтому только его действия и поступки, поведение и позицию можно назвать добрыми или злыми. Умение человека делать различие между добром и злом является основой его ду­ховного развития. Существует моральная оценка деятельности человека с точки зрения соответ­ствия ее принятым в обществе правилам поведения. Поступки человека могут быть нравственны­ми (достойными, благородными, правильными) и безнравственными (жестокими, бесчестными, эгоистичными).

Критерии, по которым происходит подобное разделение, называют моральными нормами. В религиозном понимании добром считается жизнь в соответствии с требованиями Бо­жественного, а зло — порождение дьявола, источник всех бед и несчастий. В светском понима­нии добро — то, что приносит пользу в широком смысле слова, не сводящееся к приумножению богатства, сохранению здоровья или карьерному росту, зло — все, противоречащее жизни, челове­коненавистничество, склонность к насилию и агрессивности. Существует множество определений морали, общим в которых является признание определенных принципов и норм поведения людей по отношению к другим людям и обществу в целом; системы санкций, оценок, предписаний, об­разцов поведения; потребностей и установок индивида, а также поступки в соответствии с суще­ствующими в данной группе представлениями о добре и зле.Очень близкими к понятию морали являются нравственность, совесть, этика.

Таким образом, в понятии мораль можно выделить три основных аспекта:

1. Содержательный аспект. Знание о нормах социального поведения, о том, какие поступки относятся к добру, а какие к злу. Запрещение одних поступков и поощрение других (побуждение к другим). В этой связи возникает вопрос о том, является ли это знание врожденным или ему надо учить. Можно ли научить морали? Как передавать моральные нормы подрастающему поко­лению?

2. Ценностный аспект. Оценка существующих общественных норм и своего поведения. От­ношение к добрым и злым поступкам, их одобрение и поддержка или порицание. Очень важно, чтобы человек не только знал о нравственности, но и умел анализировать происходящее вокруг с точки зрения соответствия моральным нормам. Такая оценка своих действий, называемая реф­лексией, является важной отличительной чертой человечества — отказываясь от нее, мы обедня­ем собственную жизнь и лишаемся жизненных ориентиров.

3. Деятельностный аспект. Практическое применение норм морали в своих поступках (нрав­ственное или безнравственное поведение, действие или бездействие). Недостаточно просто знать о нравственных нормах и давать оценку действиям, важно следовать моральным представлениям в своей повседневной жизни. В идеальном варианте все эти три аспекта должны быть в системе.

В обществе обычно не бывает специальных организаций, ведающих моралью, хотя история че­ловечества знает разные примеры организаций и сообществ, осуществляющих контроль за соблю­дением морали: специальная «полиция нравов», средства массовой информации и общественные организации, производственные коллективы, товарищеские суды, суды чести и т. п. (в советское вре­мя —специальные собрания), политические партии (особенно в тоталитарных государствах), государ­ственные органы, религиозные организации (если признается, что религия — основа морали) и т. п.

Таким образом, контроль может осуществляться на разных уровнях — общественном, госу­дарственном, экспертном, религиозном, семейном и др. При этом мораль должна поддерживаться прежде всего общественным мнением, которое создает духовную атмосферу.

Существует мнение, что нравственные нормы извечны и постоянны, они даны человеку свыше, вне веры не существует морали. «Бога нет — значит, все дозволено», — писал Ф. М. Достоевский. Выгода и нравственность — несовместимые понятия. Многие нормы морали носят общечеловечес­кий характер. «Золотое правило» нравственности: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». С древних времен до сегодняшнего дня «золотое правило» нравственности постоянно менялось, но в нем всегда сохранялись идеи свободы и равенства людей, самоценности и достоинства каждой личности.

Мораль является очень сложным общественным явлением и может пониматься по-разному: как опыт житейской мудрости, исполнение божественных заветов, инструмент сохранения по­рядка в обществе, честность во взаимоотношениях людей, высший смысл человеческой жизни, внутренний голос совести и даже как устаревшие требования, мешающие человеку быть самим собой.

Среди ученых продолжается спор о том, существуют ли общечеловеческие ценности, которые не зависят от исторического этапа развития, государства, культурных особенностей и религиоз­ных воззрений. Противники вечных нравственных норм говорят о невозможности соблюдения мо­рали в экстремальных ситуациях — в условиях войны, террористических актов, роста сепаратиз­ма, агрессивности и ненависти. Они утверждают, что любые поступки стоит оценивать с учетом сложившихся условий: так, трудолюбие может стать предательством, если человек работает на врага и захватчика; смелость становится отвратительной подлостью, когда террористы совершают свои дерзкие нападения.

В ответ им возражают, что нет такого народа на земле, где не чтили бы отца с матерью, где родители не любили бы своих детей, радовались бы при виде человеческих мучений, безжалостно убивали бы малолетних и больных, брали людей в заложники, не стремились к справедливости, отвергали верность другу, поощряли вероломство и предательство.

Список общечеловеческих ценностей можно представить следующим образом:

Наши рекомендации