Приложение 6. Глоссарий
Аксиология (греч. axio – ценность, logos – учение) – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и структуре ценностного мира.
Аксиологический подход – философский аспект гуманистической педагогики, рассматривающий человека как высшую ценность общества и самоцель общественного развития.
Воспитание (в социокультурном аспекте) – специально организованный процесс социокультурной идентификации (отождествления) человека через эмоциональное принятие им моральных норм и ограничений, регулирующих его социальное поведение в рамках определенной культуры.
Воспитание (в узком, специально педагогическом смысле) – процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, направленный на создание условий для становления личности, развития и саморазвития ее возможностей, способностей и интересов.
Воспитание (в широком смысле) – процесс передачи подрастающему поколению накопленного человечеством опыта.
Воспитанность – комплексное свойство личности, определяющее сформированность её качеств.
Воспитательная работа – педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития.
Воспитательная система образовательного учреждения – сложное, саморегулируемое и самоуправляемое социо-псхолого-педагогическое образование, вбирающее в себя организацию обучения, собственно систему воспитательной работы и взаимодействие со средой.
Воспитательный коллектив – объединение воспитанников, жизнь и деятельность которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а межличностные отношения являются коллективистскими.
Гуманизация образования – ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.
Гуманитаризация – ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми, знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.
Деятельность – форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека.
Диагностика воспитанности – процесс выявления уровня воспитанности личности, особенностей проявления её качеств.
Диверсификация – широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.
Дидактика – отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения.
Дидактическая концепция – система взглядов, определяющих понимание явлений и процессов, объединённых фундаментальным замыслом, ведущей идеей.
Дидактические закономерности – устойчивые связи между условиями и результатами обучения.
Дифференциация – ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся или студентов при учёте, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса.
Забота – особое деятельное отношение к человеку, направленное на оказание помощи, содействие благу и счастью человека и вытекающее из сострадания или обязанности.
Закономерности – объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи педагогических явлений и процессов.
Изобретение– конструирование учителем отдельных элементов педагогических систем, средств, методов, что значительно изменяет и повышает их качество.
Индивидуализация – учёт и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.
Инновационная деятельность – включение преподавателя в деятельность по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств в практике обучения и воспитания учащихся, создание в образовательном учреждении определённой инновационной среды.
Инновационный процесс – управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогическим сообществом педагогических новшеств.
Информатизация образования – широкое и массовое использование вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека.
Исследование-разработка – исследование, которое непосредственно обслуживает практику, содержит конкретные указания по воспитанию и обучению, методам и формам организации различных видов деятельности
Карьера – успешное продвижение в профессиональной деятельности.
Компетентностный подход – совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов; это приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности.
Компетентность – уже состоявшееся личностное качество ученика.
Компетенция– некоторое заданное требование к образовательной подготовке.
Контроль – проверка, систематический учёт, а также наблюдение, осуществляемое с целью проверки.
Концепция – система взглядов, определённый способ понимания целей, задач, организации воспитательных программ.
Культура межнациональных отношений – качество и определённая степень этих отношений, проявляющаяся в экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении такта и взаимной уважительности людей разных национальностей, в их общении; недопустимости пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов, толерантность и веротерпимость.
Личность – индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.
Метод обучения – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение задач образования.
Методология (знание о способе) – система философских, общетеоретических идей, которыми руководствуются при решении научных и практических задач.
Методология педагогики – концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которое обеспечивает получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.
Методологическая культура учителя – знание методологии педагогики и умение применять это знание в процессе решения педагогических ситуаций.
Методы воспитания – пути и способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого, направленные на достижение цели.
Методы исследования – способы получения достоверного знания, достижения конкретных научных результатов.
Мировоззрение – система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности.
Многовариантность – создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления.
Многоуровневость – организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека.
Наказание – способ торможения и коррекции поведения, противоречащего принятым нормам.
Наследственность – способность организма сохранять существенные черты предков, родовые, видовые качества, задатки и т.д.
Непрерывность– процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.
Нравственное воспитание – педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, общественно одобряемого поведения.
Образование – процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирования на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развития её творческих сил и способностей.
Образовательная политика – это политика, которая проводится некоторым субъектом в отношении к сложившейся системе образования и которая направлена либо на соответствующее использование этой системы, либо на её преобразование в определенных целях.
Образовательная программа – это содержание образования определенного уровня и направления.
Образовательная траектория – возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь, удовлетворяя потребности в образовании, в получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном, физическом, нравственном развитии с учётом сформированности интересов и склонностей, спроса на рынке труда, самооценки возможностей.
Обучение – процесс взаимодействия педагога и учащихся по формированию знаний, умений и навыков, развитию психических процессов и воспитанию качеств личности.
Открытие – выдвижение новых педагогических идей и их воплощение в конкретной системе учебно-воспитательной работы.
Отметка – количественная характеристика оценки, результат оценочного суждения, выраженный в баллах.
Оценка – характеристика качественного состояния подготовленности учащихся, выражающаяся в оценочных суждениях и заключениях учителя.
Патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность по формированию чувства привязанности к родным местам, уважительного отношения к родному языку, заботы об интересах Родины, отстаиванию свободы и независимости Родины, уважительного отношения к прошлому и традициям, государственным символам, готовности практическими делами укреплять её могущество.
Педагогика (в широком смысле) – область человеческой культуры.
Педагогика (в узком смысле) – наука об образовании человека.
Педагогика сотрудничества – система методов и приёмов воспитания и обучения, основанная на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.
Педагогическая деятельность – последовательность действий, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника.
Педагогическая задача – осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.
Педагогическая инноватика – отрасль педагогики, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования.
Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющее целью повышение их эффективности.
Педагогическая культура – сущностная характеристика личности педагога, представляющая собой динамическую систему педагогических ценностей, деятельности и профессионального поведения.
Педагогическая система – множество взаимосвязанных структур и функциональных компонентов, подчинённых целям образования, воспитания и обучения.
Педагогическая ситуация – совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе.
Педагогическая технология – система действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса.
Педагогические ценности – нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.
Педагогическое взаимодействие – личностный контакт воспитателя с воспитанниками (родителями воспитанников), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.
Педагогическое мастерство – комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.
Педагогическое проектирование – предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Педагогическое творчество – педагогическая деятельность, которая отличается своей новизной и оригинальностью и предполагает сотворение (формирование, воспитание) творческой личности, отличающейся неповторимостью, уникальностью и т.д.
План работы классного руководителя – документ, указывающий содержательные ориентиры воспитательной деятельности, определяющий её порядок, объём, временные границы.
Портфолио – набор документов, фиксирующих профессиональное развитие (дипломы, сертификаты, заключения аттестационных комиссий и т.д.); методический «портфель» – описание используемых методов работы с анализом их эффективности, наиболее удачные методические разработки, примеры творческих работ детей и др.; результаты аттестаций и иных видов оценки работы педагога.
Предмет дидактики – закономерности и принципы обучения, его цели, содержание образования, методы, формы, средства обучения.
Преподавание – упорядоченная деятельность педагога, направленная на организацию учебно-воспитательного процесса, развитие умственных способностей учащихся, их познавательных возможностей и становление личности через создание личностно-ориентированных ситуаций.
Приём воспитания – часть метода, подчинённая ему и входящая в его структуру.
Прикладное исследование – исследование, направленное на решение отдельных теоретических и практических задач, связанных с методами обучения, вопросами школоведения, подготовкой учителей, совершенствованием педагогического процесса
Пример – способ предъявления образца как готовой программы поведения и деятельности.
Принципы воспитания – система основных требований к организации процесса воспитания.
Принципы обучения – исходные положения, на которые опираются при определении: а) содержания образования; б) методов обучения; в) организационных форм.
Профессиональная компетентность учителя – интегральная характеристика, определяющая способность (т.е. умение) решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Профессиональная ориентация (составная часть трудового воспитания) – процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда.
Профессия – род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и используемый как источник существования.
Профильное обучение – организация в общеобразовательных школах обучения старшей ступени по раздельным учебным планам: гуманитарному, физико-математическому и др., предусматривающим право и возможность старшеклассникам самостоятельно выбирать различные профили обучения с учетом индивидуальных интересов, склонностей и способностей и позволяющих им сосредоточить преимущественное внимание на углубленном изучении блока дисциплин, соответствующих избранному профилю образования.
Процесс воспитания – процесс целенаправленного взаимодействия педагогов и воспитанников, в результате которого осуществляется становление личности, развитие и саморазвитие индивидуальных способностей, склонностей и интересов.
Процесс обучения – организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей.
Развитие личности – процесс количественных и качественных изменений в организме и психике человека, процесс её духовного становления.
Самовоспитание – систематическая и последовательная деятельность человека, направленная на выработку и совершенствование профессионально и личностно значимых качеств и преодоление отрицательных.
Самообразование учителя – личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.
Саморазвитие – процесс обогащения деятельных способностей и иных личностных качеств человека в ходе различных видов деятельности; объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.
Система образования – совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления.
Содержание воспитания – система знаний, убеждений, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
Содержание образования – система научных знаний, умений, навыков, мировоззренческих, нравственно-эстетических идей, элементов социального, познавательного и творческого опыта.
Социализация – процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей, социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором живёт человек.
Социальная педагогика – наука о воспитательном влиянии социальной среды; отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей в организациях, специально для этого созданных.
Социальное воспитание – планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации.
Специальность – вид трудовой деятельности в рамках определённой профессии.
Среда – совокупность природных и социально-бытовых условий, в которых протекает жизнедеятельность ребенка и становление его как личности.
Средства воспитания – относительно независимые источники формирования личности.
Средства обучения – источник получения знаний и формирования умений.
Стандартизация – ориентация образовательной системы на реализацию, прежде всего, государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в чётко определённом объёме часов.
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или/и субъективной значимостью.
Толерантность – терпимое отношение к представителям иной расы, национальности, вероисповедания, социальной группы.
Традиции – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности и представления.
Требование – эмоционально-волевое воздействие воспитателя на воспитанника; конкретная, реальная задача, побуждающая к росту и развитию учащихся.
Трудовое воспитание – процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств.
Умственное воспитание – педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности (знаний и умений в области умственного труда), познавательных мотивов, умственных сил, мышления.
Усовершенствование – модернизация и адаптация к конкретным условиям известных методов и средств обучения и воспитания.
Учебная программа – документ, характеризующий отдельный учебный предмет.
Учебник – основной источник знаний и организации самостоятельной работы учащихся, важнейшее средство обучения.
Учебный план – документ, содержащий перечень изучаемых в общеобразовательной школе дисциплин, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет по классам в неделю.
Учение – деятельность учащихся по усвоению учебного материала.
Учет результатов учебно-познавательной деятельности учащихся – педагогически обобщённый итог работы учащихся и учителя за определённый промежуток времени.
Учитель – преподаватель, наставник.
Физическое воспитание – процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни.
Форма воспитательной работы – совокупность организаторских приёмов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы (композиционное построение воспитательного мероприятия).
Форма обучения – способы организации совместной деятельности учителя и учащихся по овладению программным материалом, протекающие в особом режиме с определённым количеством учащихся.
Формы педагогического проектирования – документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.
Фундаментализация – усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности.
Фундаментальное исследование – исследование, открывающее устойчивые закономерности в сфере образования и воспитания, на которые опирается дальнейший поиск; а также общетеоретические концепции, методология, история педагогической науки.
Целеполагание – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.
Целостный педагогический процесс – совокупность урочных занятий и внеклассной воспитательной работы, проводимой педагогами с ученическим коллективом по единому учебному плану.
Цель воспитания – мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать.
Ценность – любой объект (в т.ч. идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, этноса).
Час классного руководителя – форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру.
Эстетическое воспитание – процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства.
Этикет – совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений (нормы обращения, общие правила дисциплины, правила разрешения конфликтов, правила пользования помещениями и оборудованием и др.).