Примерный перечень вопросов к экзамену

Темы и задания для семинарских занятий

Тема 1. Педагогическая профессия и её роль в современном мире.

1. Педагогика как наука и область практической деятельности. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики.

2. Возникновение и развитие педагогической профессии. Выдающиеся отечественные и зарубежные педагоги о сущности педагогической деятельности.

3. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Рекомендуемая литература:

Коджаспирова, Галина Михайловна Педагогика: Учебник для вузов (гриф)- М.: Гардарики, 2007.- 528 стр.

Никитина, Наталья НиколаевнаВведение в педагогическую деятельность : теория и практика : учебное пособие для вузов : доп. УМО вузов РФ / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. – Москва : Академия, 2006. - 224 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-2600-9.

Педагогика: учебник для вузов/ Л. П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2010. – 432 с.

Сластенин, Виталий Александрович. Педагогика: учебное пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. 9-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 430 с.

Тема 2. Специфика профессиональной деятельности педагога

1. Структура и содержание педагогической деятельности. Своеобразие педагогической профессии в группе профессий типа “человек-человек”.

2. Педагогическое призвание и педагогические способности.

3. Профессиональная культура педагога.

4. Возрастание социальной значимости и педагогической деятельности в современном обществе. Социально- и профессионально-обусловленные функции педагога.

Рекомендуемая литература:

Коджаспирова, Галина Михайловна Педагогика: Учебник для вузов (гриф)- М.: Гардарики, 2007.- 528 стр.

Никитина, Наталья НиколаевнаВведение в педагогическую деятельность : теория и практика : учебное пособие для вузов : доп. УМО вузов РФ / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. – Москва : Академия, 2006. - 224 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-2600-9.

Педагогика: учебник для вузов/ Л. П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2010. – 432 с.

Сластенин, Виталий Александрович. Педагогика: учебное пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. 9-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 430 с.

Тема Профессионально-личностное развитие педагога

1. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога в системе непрерывного образования.

2. Понятие и структура профессиональной компетентности педагога: теоретические подходы ведущих российских исследователей.

3. Профессиональная этика и педагогический такт педагога. Возможности развития профессионально значимых качеств педагога в системе вузовского обучения.

4. Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении педагогического мастерства.

5. Мировоззрение и гражданская позиция педагога.

Рекомендуемая литература:

Коджаспирова, Галина Михайловна Педагогика: Учебник для вузов (гриф)- М.: Гардарики, 2007.- 528 стр.

Никитина, Наталья НиколаевнаВведение в педагогическую деятельность : теория и практика : учебное пособие для вузов : доп. УМО вузов РФ / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. – Москва : Академия, 2006. - 224 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-2600-9.

Педагогика: учебник для вузов/ Л. П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2010. – 432 с.

Сластенин, Виталий Александрович. Педагогика: учебное пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. 9-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 430 с.

Методические рекомендации для выполнения творческого (письменного) задания«Динамика моего профессионального и личностного развития в процессе освоения первого раздела учебного курса «Педагогика».

Сравните свои представления о профессии педагога, о педагогических специальностях, о целях деятельности учителя-предметника до изучения данного курса с нынешними убеждениями. Постарайтесь определить:

– свои самые яркие чувства, вызванные изучением содержания курса. Что Вас удивило, порадовало, вызвало сомнения, огорчило, обеспокоило?

– какую новую и важную для Вас информацию узнали, осознали, усвоили? Отметьте причины, благодаря которым произошло «приращение» знаний.

– какие вопросы, проблемы и противоречия Вы обнаружили в процессе изучения данного курса? Изложите ход Ваших мыслей и действий при этом.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

1. Аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты профессионально-педагогической культуры.

2. Возникновение и развитие педагогической профессии. Отличие профессии от специальности, должности, квалификации.

3. Общая и профессиональная культура педагога. Индивидуальный стиль деятельности.

4. Общие и педагогические способности. Профессиограмма педагога.

5. Основы самообразования студентов педагогического вуза.

6. Способы профессионального самопознания и саморазвития.

7. Педагогическая деятельность как профессия. Перспективы развития педагогической профессии.

8. Профессиональная компетентность. Требования к практической готовности педагога.

9. Профессиональная компетентность. Требования к теоретической готовности педагога.

10. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Структура личностных и профессиональных качеств.

11. Профессиональное самовоспитание и самообразование учителя.

12. Различные средства коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.

13. Система профессиональной подготовки педагогических кадров. Развитие личности учителя в системе педагогического образования. Карьера педагога.

14. Способы ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.).

15. Способы совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.

16. Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры. Виды профессиональной деятельности. Сущность и специфика педагогической деятельности. Педагогическая деятельность как система.

17. Сущность педагогической профессии как вида человеческой деятельности, отличающейся предметом, технологией и результатом. Новые и актуальные педагогические специальности.

18. Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессиональные и личностные качества, влияющие на качество педагогической деятельности.

19. Характеристика специфических особенностей педагогической технологии (технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса).

20. Ценностные основы профессиональной педагогической деятельности. Гуманистическая природа, функции педагога.

Наши рекомендации