Примерный перечень вопросов к экзамену
Темы и задания для семинарских занятий
Тема 1. Педагогическая профессия и её роль в современном мире.
1. Педагогика как наука и область практической деятельности. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики.
2. Возникновение и развитие педагогической профессии. Выдающиеся отечественные и зарубежные педагоги о сущности педагогической деятельности.
3. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
Рекомендуемая литература:
Коджаспирова, Галина Михайловна Педагогика: Учебник для вузов (гриф)- М.: Гардарики, 2007.- 528 стр.
Никитина, Наталья НиколаевнаВведение в педагогическую деятельность : теория и практика : учебное пособие для вузов : доп. УМО вузов РФ / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. – Москва : Академия, 2006. - 224 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-2600-9.
Педагогика: учебник для вузов/ Л. П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2010. – 432 с.
Сластенин, Виталий Александрович. Педагогика: учебное пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. 9-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 430 с.
Тема 2. Специфика профессиональной деятельности педагога
1. Структура и содержание педагогической деятельности. Своеобразие педагогической профессии в группе профессий типа “человек-человек”.
2. Педагогическое призвание и педагогические способности.
3. Профессиональная культура педагога.
4. Возрастание социальной значимости и педагогической деятельности в современном обществе. Социально- и профессионально-обусловленные функции педагога.
Рекомендуемая литература:
Коджаспирова, Галина Михайловна Педагогика: Учебник для вузов (гриф)- М.: Гардарики, 2007.- 528 стр.
Никитина, Наталья НиколаевнаВведение в педагогическую деятельность : теория и практика : учебное пособие для вузов : доп. УМО вузов РФ / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. – Москва : Академия, 2006. - 224 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-2600-9.
Педагогика: учебник для вузов/ Л. П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2010. – 432 с.
Сластенин, Виталий Александрович. Педагогика: учебное пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. 9-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 430 с.
Тема Профессионально-личностное развитие педагога
1. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога в системе непрерывного образования.
2. Понятие и структура профессиональной компетентности педагога: теоретические подходы ведущих российских исследователей.
3. Профессиональная этика и педагогический такт педагога. Возможности развития профессионально значимых качеств педагога в системе вузовского обучения.
4. Понятие профессионального самовоспитания и его роль в становлении педагогического мастерства.
5. Мировоззрение и гражданская позиция педагога.
Рекомендуемая литература:
Коджаспирова, Галина Михайловна Педагогика: Учебник для вузов (гриф)- М.: Гардарики, 2007.- 528 стр.
Никитина, Наталья НиколаевнаВведение в педагогическую деятельность : теория и практика : учебное пособие для вузов : доп. УМО вузов РФ / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. – Москва : Академия, 2006. - 224 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-2600-9.
Педагогика: учебник для вузов/ Л. П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2010. – 432 с.
Сластенин, Виталий Александрович. Педагогика: учебное пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. 9-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 430 с.
Методические рекомендации для выполнения творческого (письменного) задания«Динамика моего профессионального и личностного развития в процессе освоения первого раздела учебного курса «Педагогика».
Сравните свои представления о профессии педагога, о педагогических специальностях, о целях деятельности учителя-предметника до изучения данного курса с нынешними убеждениями. Постарайтесь определить:
– свои самые яркие чувства, вызванные изучением содержания курса. Что Вас удивило, порадовало, вызвало сомнения, огорчило, обеспокоило?
– какую новую и важную для Вас информацию узнали, осознали, усвоили? Отметьте причины, благодаря которым произошло «приращение» знаний.
– какие вопросы, проблемы и противоречия Вы обнаружили в процессе изучения данного курса? Изложите ход Ваших мыслей и действий при этом.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
1. Аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты профессионально-педагогической культуры.
2. Возникновение и развитие педагогической профессии. Отличие профессии от специальности, должности, квалификации.
3. Общая и профессиональная культура педагога. Индивидуальный стиль деятельности.
4. Общие и педагогические способности. Профессиограмма педагога.
5. Основы самообразования студентов педагогического вуза.
6. Способы профессионального самопознания и саморазвития.
7. Педагогическая деятельность как профессия. Перспективы развития педагогической профессии.
8. Профессиональная компетентность. Требования к практической готовности педагога.
9. Профессиональная компетентность. Требования к теоретической готовности педагога.
10. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Структура личностных и профессиональных качеств.
11. Профессиональное самовоспитание и самообразование учителя.
12. Различные средства коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.
13. Система профессиональной подготовки педагогических кадров. Развитие личности учителя в системе педагогического образования. Карьера педагога.
14. Способы ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.).
15. Способы совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.
16. Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры. Виды профессиональной деятельности. Сущность и специфика педагогической деятельности. Педагогическая деятельность как система.
17. Сущность педагогической профессии как вида человеческой деятельности, отличающейся предметом, технологией и результатом. Новые и актуальные педагогические специальности.
18. Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессиональные и личностные качества, влияющие на качество педагогической деятельности.
19. Характеристика специфических особенностей педагогической технологии (технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса).
20. Ценностные основы профессиональной педагогической деятельности. Гуманистическая природа, функции педагога.