Правила изложения практического материала курсовой работы

Выполняя курсовую работу практического или опытно-экспериментального характера, студент для подтверждения выделенных теоретических положений проводит исследование, апробируя какой-либо метод на практике. Наиболее востребованными являются методы наблюдения, анкетирования, беседы, моделирования, анализ продуктов детской деятельности.

При описании практической части исследования следует указать следующие основные моменты:

· выделить цель, с которой был использован тот или иной метод исследования;

· дать краткую характеристику испытуемых – указать их количество (не менее 5 чел.), пол, возраст, а также характеристики испытуемых, которые представляют интерес для проводимого исследования;

· указать автора методик и литературный источник, из которого он взят; если разработчиком являлся автор курсовой работы, это отмечается в работе;

· описать процедуру проведения, ее последовательность, предлагаемые инструкции; целесообразно приводить убедительные примеры и давать оценки;

· проанализировать собранный материал и подвергнуть его количественной и качественной обработке - качественный анализ позволяет выявить, какие показатели в поведении, деятельности, знаниях детей выражены более интенсивно, какие менее, констатировать наличие или отсутствие определенных проявлений; количественный анализ предполагает подсчет показателей по выделенным критериям (количество верных и ошибочных ответов, количество выделенных признаков и т.д.), выделение процентного соотношения тех или иных факторов, признаков и т.п., что выражается в графиках, таблицах, диаграммах;

· выделить результаты исследования, отмечая его положительные стороны, негативные явления, возникшие трудности.

Стиль изложения материала – стиль научного языка, который не требует художественности, эпитетов и метафор, эмоциональных средств выражения. Его отличает точность применяемой терминологии, рассуждения и доказательства, соблюдение последовательности и логичности, ясность и краткость изложения материала, что достигается с помощью использования вводных слов и оборотов, отражающих:

· последовательность развития мысли – вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак;

· противоречивые отношения – однако, между тем, в то время как, тем не менее, с другой стороны, впрочем, напротив;

· причинно-следственные отношения – следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же;

· переход от одной мысли к другой – прежде чем перейти к…, обратимся к…, рассмотрим, остановимся на …, рассмотрев…, перейдем к …, необходимо остановиться на…;

· выводы и итоги работы – итак, таким образом, значит, в заключении отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать и др.

В работе не принято использовать местоимение первого лица единственного числа «я». Точку зрения автора отражает местоимение «мы». Например, «нами установлено», «мы приходим к выводу». Конструкции с местоимение «мы» могут заменяться неопределенно-личными предложениями. Например, «К проблеме социальной реабилитации детей дошкольного возраста подходят с различных точек зрения». Используют изложение мнения автора от третьего лица («автор считает, что…») и страдательный залог («разработана модель…»).

5. Заключение– небольшая по объему часть работы (не более 2 страниц), где логично и аргументировано представляются главные выводы, обосновываются предложения, характеризующие в сжатом виде итоги исследовательской деятельности студента.

В заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении. Однако это не констатация выполнения поставленных задач, а краткий, доказательный, обоснованный и содержательный вывод, к которому пришел автор, решая ту или иную задачу.

Целесообразно выделить практическую значимость работы и отметить перспективу дальнейшего исследования по данной теме.

Образец написания заключения представлен в прил. 4.

6. Библиографический списоксоставляется автором работы в процессе поиска и изучения различных источников. Библиографический список, как перечень изученных автором источников, всегда просматривается тем, кто знакомится с работой, и дает адекватную информацию об уровне осведомленности исследователя в историческом и современном состоянии вопроса, о широте научного кругозора автора, а также позволяет судить о научной культуре студента и его этичной позиции по отношению к авторам используемых источников.

Для написания курсовой работы рекомендуется познакомиться и проанализировать около 20 источников. Большинство включенных в библиографический список источников необходимо отразить в тексте работы с помощью ссылок.

При подготовке курсовой работы используются различные источники:

1. Научная литература: монография, диссертация, автореферат диссертации, статья из научного журнала, сборник научных статей, материалы конференций, тезисы доклада, рецензия, аннотация, брошюра.

2. Справочно-информационная литература: энциклопедия, энциклопедический словарь, справочник, терминологический словарь, толковый словарь.

3. Учебная литература: учебник, курс лекций и учебно-методическое пособие.

4. Материалы информационной сети Интернет широко используютсяв настоящее время и позволяют с минимальными затратами труда и в кратчайшие сроки получить информацию по интересующей теме.

Необходимо отметить, что в ходе библиографического поиска автору работы следует отдавать предпочтение работе с научной литературой, в которой широко представлены различные аспекты современных проблем воспитания, развития и обучения; и как можно меньше работать с учебной литературой, в которой раскрывается содержание того или иного учебного курса.

7. Приложение – заключительная часть курсовой работы, которая наглядно представляет результаты исследования и имеет прямую связь с текстом работы.

Приложение помогает облегчить восприятие содержания курсовой работы, и может включать в себя иллюстрации (рисунки, схемы, графики, фотографии, диаграммы и т.п.); методические материалы, дополняющие текст (описание методик, инструкции, анкеты, копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, протоколы), продукты самостоятельной деятельности детей и т.д. Данные материалы могут быть, как разработаны автором, так и заимствованы.

Приложение помещается в конце работы, при этом каждое должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. Приложение нумеруется арабскими цифрами без знака №. Нумерация страниц, на которых представлены приложения, должна продолжать общую нумерацию страниц основного текста. В тексте работы обязательно должны быть сделаны ссылки на приложение с указанием его номера.

Наши рекомендации