Тема 15. Инновационная педагогика
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Основы общей педагогики»для студентов заочной формы обучения
1. Контрольная работа по основам общей педагогики оформляется в соответствии с общими требованиями.
2. Тему и вопросы в контрольной работе надо переписать полностью без сокращений. Для замечаний преподавателя на страницах оставлять поля.
3 Внимательно ознакомиться с темой и основными вопросами контрольной работы. Просмотрите список рекомендованной литературы, выберите необходимые источники, прочитайте материал, осмыслите прочитанное и затем приступайте к изложению основных вопросов. Не переписывайте механически разделы учебников, анализируйте материал, выделяйте основное, систематизируйте, можно представлять часть материала графически, в виде схем, таблиц, рисунков.
4. В контрольной работе можно использовать примеры из дополнительной литературы, жизненного или профессионального опыта.
5. Контрольная работа своевременно передается студентом для проверки и оценки.
6.Студент должен быть готов во время зачета или экзамена дать пояснения по теме соответствующей контрольной работы.
Выбор темы контрольной работы.Студент выполняет контрольную работу в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки студента. Номер темы контрольных работ можно определить по таблице 1.
Таблица 1
Последняя цифра номера зачетки | Номера тем контрольных работ |
№1, №11 | |
№2, №12, | |
№3, №13 | |
№4, №14, | |
№5, №15 | |
№6, №16, | |
№7, №17 | |
№8, №18 | |
№9, №19 | |
№10, №20, |
Темы контрольных работ
Тема 1.Педагогика как наука.
1.Педагогика как наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса.
2.Объект, предмет и функции педагогики.
3. Категориальный аппарат педагогики.
Тема 2. Педагогика в системе наук о человеке.
1.Педагогика в системе антропологических наук.
2.Система педагогических наук.
3.Связь педагогики с другими науками.
Тема 3. Методология педагогических исследований.
1.Понятие методологии педагогической науки.
2.Структура методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический уровни.
3.Научное исследование в педагогике, его основные характеристики и этапы. Организация педагогического исследования.
Тема 4. Методы педагогических исследований
1.Общая характеристика методов научно-педагогического исследования.
2.Теоретические методы исследования.
3. Методы эмпирического исследования: наблюдение, беседа, изучение и анализ школьной документации, тестирование, анкетирование и др.
Тема 5. Педагогический эксперимент.
- Особенности педагогического эксперимента.
- Этапы организации педагогического эксперимента.
- Опытная работа и ее отличие от педагогического эксперимента.
Тема 6. Общие закономерности развития личности.
1.Процесс развития личности как педагогическая проблема.
2.Понятие индивид, личность, субъект, индивидуальность.
3. Внешние и внутренние факторы развития личности.
4.Роль активности личности в собственном развитии.
Тема 7. Сущность процесса социализации.
1.Понятия социализации и адаптации.
2.Факторы социализации.
3. Воспитание и формирование личности.
Тема 8. Педагогический процесс как система.
1. Понятие о педагогической системе.
2. Виды педагогических систем.
3.Понятие авторской педагогической системы.
Тема 9. Сущность педагогического процесса.
1.Педагогический процесс как динамическая педагогическая система.
2.Педагогическая задача — основная единица педагогического процесса.
3.Педагогический процесс как целостное явление. Понятие целостности педагогического процесса.
Тема 10. Возрастные и индивидуальные особенности развития.
1.Возрастная периодизация.
2.Сущность понятия акселерации.
3.Неравномерность развития. Особенности воспитания в разных возрастных группах. Учет индивидуальных особенностей развития.
Тема11. Учитель современной школы.
1.Основные функции учителя.
2.Требования к современному учителю.
3.Структура профессионального потенциала педагога.
Тема 12. Педагогическое мастерство.
1.Сущность понятия педагогическое мастерство.
2.Педагогическая техника и педагогическое мастерство.
3.Мастерство педагогического общения.
Тема 13. Аттестация учителей.
1.Зарубежный опыт аттестации учителей.
2.Аттестация учителей в России.
3.Экспертиза учебных заведений.
Тема 14. Педагогические инновации.
1.Сущность и направленность нововведений.
2.Проблемы инновационных процессов.
3.Пути совершенствования педагогической системы.
Тема 15. Инновационная педагогика.
1.Актуализация принципа природосообразности Я.А.Коменского.
2.Гуманизация педагогической системы в трактовке К.Роджерса.
3.Оптимизация педагогической системы Ю.К.Бабанского.
Тема 16. Инновационные учебные заведения.
1.Критерии инновационности учебного заведения.
2.Имидж учебного заведения.
3.Пример авторской школы или инновационного учебного заведения
в ХМАО.
Тема 17. Воспитание как феномен.
1.Цели, задачи воспитания.
2.Воспитатель и воспитанник как субъекты педагогического процесса.
3.Воспитательные системы: зарубежный и отечественный опыт.
Тема 18. Образование как система и процесс.
1. Непрерывная система образования: сущность понятия.
2. Современные модели образования.
3. Образование как процесс.
Тема 19. Опыт педагогов-новаторов и развитие гуманистической педагогики.
1.Реализация гуманистической парадигмы в образовательных инновационных системах обучения и воспитания.
2. Вклад педагогов - новаторов в развитие педагогической теории и практики
3. Пример деятельности педагога-новатора.
Тема 20. Конкурс «Педагог года ХМАО» как школа педагогического мастерства.
1.Организация конкурса в ХМАО.
2.Содержание конкурса, требования к участникам.
3.Лучшие педагоги ХМАО- победители конкурса.