Возраст. Возрастная периодизация
Развитие по-разному осуществляется на разных возрастных этапах. Каждый возраст имеет определённые результаты (картину развития).
Возраст –период развития человека, который характеризуется совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности.
Уровни: 1) паспортный (хронологический) – сколько человек прожил после рождения
2) физиологический – уровень развития физиологических функций
3) психологический – уровень развития психических функций (психические процессы и свойства)
4) социальный – тот социальный опыт, та социальная позиция, которую индивид имеет на данный момент
Возраст – переплетение всех этих уровней. Причём, не всегда эти уровни у человека совпадают.
Уже с древнейших времён педагоги делали попытки выделить этапы развития и определить возрастные особенности детей на каждом этапе.
Возрастные особенности – комплекс физических, познавательных, интеллектуальных, эмоциональных свойств, характерных для каждого человека на определённом этапе его развития;
- характерные для определённого периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.
Возрастная периодизация –деление целостного жизненного цикла человека на временные отрезки (периоды), измеряемые в годах.
Современная возрастная периодизация
(Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин)
В каждом возрастном этапе выделяются ведущий вид деятельности, новообразование, социальная ситуация.
Ведущий вид деятельности –та деятельность, в которой наиболее полно проявляются возрастные, типологические особенности ребёнка, ведущие мотивы его деятельности, поведения.
Новообразования развития –та способность, которая складывается у ребёнка в ходе осуществления ведущего вида деятельности.
Социальная ситуация развития –та система отношений, в которую ребёнок вступает в обществе и то, как он в ней ориентируется (тот социальный микроклимат, в котором развивается ребёнок).
Развитие происходит неравномерно в разные периоды.
Стабильный период –характеризуется тем, что развитие происходит постепенно, путём накопления малозаметных изменений, которые обнаруживаются в виде новообразований.
Критические (кризисы) –переломные моменты развития, отделяющие один возраст от другого (трудновоспитуемость, негативизм, упрямство, агрессивность, снижение работоспособности):
0-2 мес. – кризис новорождённого
1 год – кризис 1 года
3 года – кризис 3 лет
7 лет - кризис 7 лет
13 лет - кризис 13 лет
17 лет - кризис 17 лет
Причины: ребёнок развивается, а наши отношения прежние; ребёнок позднее понимает смысл запрещения, чем разрешения.
Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина
Период | Возрастные границы | Ведущий тип деятельности | Ведущий психический процесс | Новообразования | Повод взаимодействия со взрослыми | |||||
Младен-ческий | от рождения до 1 года до 1 мес. - новорожденности | эмоциональ-ное общение со взрослыми | восприятие | комплекс оживления, крик, улыбка, гуление, лепет | эмоциональный контакт | |||||
Раннее детство (преддо-школьный) | 1-3 года | предметно-манипуля-тивная деятельность | восприятие с переходом на память | прямохождение и членораздельная речь | общение по поводу действий с предметами | |||||
Дошкольный | 3-6-7 лет | сюжетно-ролевая игра | память и наглядно-действенное мышление | образное отражение действии-тельности | сотрудничество и подчинение взрослым | |||||
Младший школьный | 6-7-12 лет | учебная деятельность | конкретно-образное мышление с переходом к абстрактно-му | ориентация в собственном внутреннем мире и внутреннем мире других людей | взаимодействие по поводу учебной деятельности | |||||
Подростковый (средний школьный) | 11-12-15 лет | учебная деятельность, обществен-но-полезная, интимное общение со сверстника-ми | абстрактное мышление с переходом к логическому | чувство взрослости | деловое сотрудни-чество | |||||
Юношес-кий (старший школьный) | 15-18 лет | учебно-профессио-нальная деятельность | логическое мышление | нравственное и профессиональное самоопределение | деловое со-трудничество с акцентом на профессио-нальное и нравственное само-совершен-ствование |
Возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Младенческий возраст
Развитие в первые годы жизни предопределяет все дальнейшее развитие.
Основным объектом социализации для ребенка является мать. Еще до рождения начинается влияние матери на плод. Большая часть задержек психического развития лежит здесь.
Модели материнского поведения
1. Тревожные матери (если ребенок не запланирован, мать-одиночка, социальная неопределенность, очень долгожданный (поздний) ребенок). Со стороны матери наблюдается заласкивание, выплеск эмоциональной энергии. Это создает тревожность у самого ребенка, напряженность психики, что может привести к неврозам, вплоть до псевдоэпилепсии. Ребенок неадекватен, ему трудно в детском саду и школе.
2. Депрессивная модель (молодые матери, женщины, неподготовленные к материнству). Воспринимают ребенка как обузу, быстро устают от ребенка. Ребенок получает синдром госпитализации, т.к. не имеют полноценного общения, нормальной социальной среды. Это вызывает отставание в психическом развитии.
3. Властные матери - до рождения ребенка уже знают, как его воспитывать, выбирают методику воспитания, уверены в себе. Затем эту методику пунктуально реализуют. У ребенка возникает эффект госпитализма, инфантилизма.
4. Уравновешенный тип. Дети развиваются в собственно личность. Не надо мешать им, а следует принимать их такими, какие они есть.