Тема 3 Теории личности

Часа

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Общие представления о личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Структура личности.

3. Общее понятие о темпераменте.

4. Психологическая характеристика типов темперамента.

5. Понятие о характере.

6. Акцентуация характера.

7. Способности, задатки и индивидуальные различия людей.

8. Общая характеристика и структура способностей.

Категориальный аппарат:личность, индивид, индивидуальность, человек, направленность личности, темперамент, типы темперамента, интровертированность, экстравертированность, сила (как способность нервной системы), подвижность, уравновешенность, характер, акцентуация характера, способности, задатки, талант, гениальность.

Темы для докладов и рефератов

1. Психологические теории личности.

2. Источники, факторы, условия и движущие силы развития личности.

3. Характер в общей структуре личности.

4. Возрастные особенности становления черт характера у человека.

5. Типы темперамента и индивидуальный стиль деятельности человека.

6. Темперамент и характер человека.

7. Концепции типологии характера.

8. Способности, талант, гениальность – взаимосвязь и различия явлений.

9. Проявление и пути развития воли человека.

Тест для самопроверки

1. Индивидуальность проявляется:

а) в чертах темперамента, характера;

б) в специфике интересов;

в) в специфике потребностей и способностей;

г) все ответы верны.

2. В современной отечественной психологии темперамент понимается как:

а) устойчивая психобиологическая категория, определяющая все содержательные характеристики индивидуальности;

б) совокупность свойств нервной системы, характерная для каждого человека;

в) способ поведения в фрустрирующих ситуациях;

3. Способности понимаются в отечественной психологии как: (предполагается выбор нескольких ответов)

а) индивидуальные особенности, обеспечивающие успешное выполнение какой-либо деятельности;

б) индивидуальные особенности личности, обусловленные генетически;

в) врожденные задатки, усиленные работоспособностью и волей человека;

г) знания, полученные в процессе обучения.

4. Интроверсия – это:

а) установка на препятствие контакту с объектами внешнего и внутреннего мира ввиду высокой рефлексии;

б) метод самонаблюдения;

в) невротическая особенность, состоящая в нарушении общения с людьми.

5. Какому типу темперамента соответствует слабый, неуравновешенный тип по свойствам нервной системы (И.П.Павлов)?

а) меланхолический;

б) холерический;

в) сангвинический;

г) флегматический.

6. Сила как свойство нервной системы – это:

а) способность выдерживать длительное или часто повторяющееся возбуждение;

б) скорость образования условных реакций;

в) изменение знаков раздражителей, скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждением;

г) скорость возникновения и прекращения нервных процессов.

7. Гиппократ является сторонником:

а) гуморальных теорий типов темперамента;

б) конституциональных теорий типов темперамента;

в) психологических теорий типов темперамента.

8. Э. Кремчер является сторонником:

а) гуморальных теорий типов темперамента;

б) конституциональных теорий типов темперамента;

в) психологических теорий типов темперамента.

9. Акцентуации – это:

а) варианты норм, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены;

б) спонтанные, идущие изнутри навязчивые переживания и действия, которые не требуют для своего возникновения каких-то конкретных условий;

в) состояния ухода в себя, в свои переживания от внешнего мира;

10. Влечение к людям, способность легко вступать с ними в контакт (по Г. Айзенку) – это:

а) интроверсия;

б) экстраверсия;

в) амбиверсия;

Практическая работа

Задание 1. Разработайте и опишите 5 конкретных жизненных и профессиональных ситуаций, критических для актуализации основных свойств темперамента. Спрогнозируйте способы поведения в них людей с разными типами темперамента.

Задание 2. Определите возможный тип темперамента.

При поручении ответственного задания инженер быстро разработал план конструкции, сделал расчеты и за короткий срок выполнил чертеж.

Порученное задание вызвало у работника недовольство, он долго не мог приступить к выполнению, говоря о том, что это задание слишком сложно для него.

Прежде чем выполнять данное задание, сотрудник долго раздумывал, тщательно проверял все данные, а затем приступил к работе над чертежом.

Ученик, получив вопрос на уроке в присутствии завуча, начал говорить тихим голосом, затем сбился и в целом ответить на вопрос не смог, хотя, как выяснилось, материал знал.

Экономист планового отдела обладает высокой работоспособностью, надолго сосредоточивается на кропотливом деле, не спеша его, выполняет, практически не допускает ошибок.

При составлении проекта инженер-конструктор сильно увлекается, придумывает различные варианты, полностью поглощен работой и раздражается, когда его отвлекают.

Секретарша очень сильно реагирует на замечания начальника, долго переживает из-за допущенных ошибок, малейшие неприятности могут вызвать ухудшение настроения. Если необходимо срочно выполнить работу, не может сразу сосредоточиться.

Узнав о предстоящей завтра директорской контрольной работе по алгебре, девочка плохо спала всю ночь.

Большую часть урока ученица прокрутилась, словно веретено, успевая поговорить и с детьми, сидящими сзади, и поспорить с соседом по парте о том, как нужно правильно оформлять краткую запись к задаче, и послать записку в другой конец класса.

Когда, проходя мимо него, одноклассник случайно задел ногой его портфель, он закричал и с гневом кинулся на того с кулаками.

Прочитав эпизод, где Белый Бим Черное ухо погибает, девочка горько заплакала, а потом целый вечер пребывала в печали.

После того, как его команда победила в «Веселых стартах», он бурно радовался, прыгал, хлопал в ладоши и кричал «Ура!».

Когда на классном собрании было решено идти в следующие выходные в двухдневный поход, он по собственной инициативе возглавил орггруппу, и уже через три дня провизия и необходимое снаряжение были подготовлены.

Собираясь шить платье к выпускному вечеру, девушка долго подбирала фасон и ткань, раздумывала о том, шить наряд самой или лучше отдать портнихе.

После урока природоведения по теме «Птицы зимой» ученик «загорелся» идеей сделать кормушку для птиц, но, придя, домой, увлекся игрой в мозаику и забыл о своих прежних намерениях.

Когда на утреннике во время игры «Платочек» в очередной раз остановилась музыка, и пришел черед одного из второклассников петь, танцевать или рассказывать стихотворение, он от неожиданности растерялся и даже приготовился заплакать.

Во время устного счета он несколько раз самый первый поднимал руку, но многие его ответы оказывались неправильными.

Получив от учителя предложение, перейти в специализированный математический класс, девятиклассница ответила, что должна некоторое время подумать, а также посоветоваться с родителями.

Пролив на себя в столовой какао, девочка весь остаток учебного дня ходила печальная, то и дело осматривая пятно на платье.

Задание 3. Дайте прогноз поведения людей, обладающих различными типами темперамента, в следующих ситуациях.

1. При выполнении расчета на компьютере у программиста неожиданно происходит сбой в программе.

2. Начальник поручает сотруднику срочно составить важный доклад.

3. Происходит опоздание на назначенную встречу из-за поломки автобуса.

Задание 4. Разработайте рекомендации по работе с людьми, обладающими различными типами темперамента (по 10 на каждый тип). Они должны содержать в себе описание цели, конкретной ситуации и быть адресованы определенному человеку (или группе лиц).

Задание 5. Вспомните из собственного жизненного опыта 2—3 ситуации, в которых были актуализированные механизмы личностной регуляции поведения. Обратите особое внимание на характер ситуации и на особенности своего внутреннего мира: эмоциональные переживания, желания, мысли, воспоминания, фантазии и т. п.

Основная литература

1. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий от темперамента к характеру и типологии личности. – М.: ВЛАДОС, 2004.

2. Психология индивидуальных различий. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2006.

3. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие./ – М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003.

4. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

5. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2007.

6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2006.

Дополнительная литература

1. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. / Пер. с англ. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2007.

2. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / Под ред. Е.А. Климова – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО
«МОДЭК», 2006.

3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб.: Питер, 2006.

4. Юнг К. Психологические типы. – СПб.: Ювента; М.: Прогресс, 2008.

5. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М.:
Прометей, 2007.

6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2007.

\

Наши рекомендации