Раскрыть основные категории профессиональной педагогики
Содержание
Введение………………………………………………………………………. | |
1. Раскрыть понятия основных категорий педагогики…………………. | |
2. Раскрыть основные категории профессиональной педагогики……… | |
3. Разработать план мероприятия (по увлечению, хобби)……………… | |
Список использованных источников……………………………………. | |
Введение
Характерной особенностью современного образования является его тенденция к интеграции — как внутренней, так и внешней. Если внешняя интеграция связана, прежде всего, с построением общемирового образовательного пространства, использующего накопленный опыт разных стран, то внутренняя предполагает создание интегрированных учебных курсов и дисциплин, построенных на междисциплинарном подходе. Одной из таких интегрированных вузовских дисциплин является учебная дисциплина «Общая и профессиональная педагогика», предусмотренная государственным образовательным стандартом и предназначенная для студентов, овладевающих специальностью «профессиональное обучение».
Раскрыть понятия основных категорий педагогики
К категориям любой науки относятся наиболее емкие, а также общие понятия, отражающие сущность данной науки, и, конечно, ее сформированные и типичные свойства. В каждой науке категории имеют ведущую роль, они сплетают все научные знания и как бы выстраивают их в одно целое. Так и для педагогики существуют свои категории: образование, воспитание, обучение, развитие.
Воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования следующих понятий и качеств: определенное отношение к предметам, явлениям окружающего мира; мировоззрение; поведение как проявление отношений и сложившегося мировоззрения.
Существуют различные виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.
Педагогика же как наука исследует сущность самого воспитания, его закономерности, тенденции, перспективы развития, технологию воспитания, содержание, формы, методы, принципы.
А вот развитие каждого человека осуществляется через воспитание.
Развитие – это последовательный процесс внутреннего изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить несколько видов развития: физическое, психическое, духовное и социальное.
Важнейшая функция воспитания – это передача новому поколению накопленного человечеством опыта. А вот передается он с помощью образования. Образование из всех известных категорий является самым многосмысловым. Оно может означать цель, средство, деятельность, результат, тенденцию и т. д.
Поэтому образование – это процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений и навыков.
С другой позиции образование определяется как социальный институт, развитие которого связано с различными факторами, а также с условиями существования общества. Следовательно, образование – это организованная система внешних условий, которая создается в обществе для развития человека.
Через специально созданные образовательные учреждения происходит развитие человека с использованием процесса освоения опыта и его воспроизводства, с их помощью человек включается в систему социально допустимых норм и одобряемых образцов существования. Существует общее и специальное образование. Общее образование дает фундамент знаний, умений и навыков для получения специального образования. И общее, и специальное образование может быть начальным, средним и высшим. Современное понимание образования раскрывается в Законе РФ «Об образовании» 1992 г.
В образовании выделяется процесс непосредственной передачи знаний, умений и навыков – это обучение.
Обучение – это непосредственная передача знаний, умений и навыков при взаимодействии педагога и учащегося. Процесс обучения включает в себя две части: преподавание, когда осуществляется передача знаний, умений и навыков, и учение, когда происходит осмысление полученной информации.
При осуществлении всех категорий люди вступают между собой в определенные отношения, которые называются воспитательными отношениями.
Воспитательные отношения – это отношения между людьми, направленные на развитие человека с помощью воспитания, образования и обучения.
Таким образом, в педагогике выделяют следующие категории: воспитание, обучение, образование и развитие. Взаимодействуя между собой, они направлены на развитие человека.
Раскрыть основные категории профессиональной педагогики
Сущность педагогической науки раскрывается в наиболее общих понятиях таких как развитие, воспитание, образование, обучение, формирование, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология и педагогическая задача, педагогическая система, педагогический процесс, процесс обучения, педагогическая ситуация, образовательная система, обученность, обучаемость, педагогический контроль, педагогическая диагностика, самовоспитание и самообразование. Их называют основными категориями педагогики.
Развитие - закономерный процесс внутреннего последовательного количественного, качественного и структурного изменения во времени физических, психических и духовных сил человека. Оно является объективным свойством живой материи, её “самодвижением” и характеризуется протяженностью во времени; необратимостью прогрессивных и регрессивных изменений; стадиальностью и непрерывностью. На развитие личности оказывают влияние следующие факторы: наследственность, среда, специально организованное воспитание и обучение, собственная активность (самовоспитание и самообразование).
Понятие «воспитание» применяется в педагогике в нескольких значениях. В широком смысле - процесс передачи новому поколению общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями с целью подготовки нового поколения к общественной жизни и к труду, осуществляемый обществом в целом и во всех сферах общественной жизни и деятельности. Воспитание осуществляется через влияние макрофакторов (страна, государство, общество, космос, планета, мир); мезофакторов (этнос, региональные условия, тип поселения, средства массовой информации); микрофакторов (семья, сверстники, субкультура, институты воспитания, религиозные и другие объединения). Работать они должны на общую цель и отражать единые интересы государства. В узком смысле воспитание - сознательная, специально организованная деятельность воспитателя, обеспечивающая формирование определенных качеств развивающейся личности. Воспитание является вечной и социальной категорией и включает в себя понятия: воспитание (воспитательный процесс; стороны, направления воспитательной работы: эстетическое, нравственное, экологическое, трудовое и т. д,; результат и качество педагогического взаимодействия); обучение и образование.
Образование - процесс овладения обучающимся системой научных знаний, умений и навыков в определенной области, результат, которого соответствует заданным государственным целям и фиксируется соответствующим документом. Различают образование гуманитарное и техническое, их частные виды: медицинское, педагогическое, технологическое и др. Каждое государство создает свою систему образования в соответствии с историей, традициями, культурой, национальными особенностями. Функция образования - восходящее воспроизведение общественного интеллекта, что можно образно представить себе в виде движения вверх по расширяющейся спирали. В мировой практике существует показатель интеллектуальной мощи государства, который рассчитывается по числу студентов на 10 тыс. населения страны. В рамках всего государства образованию должна быть отведена системообразующая и приоритетная роль. В системе образования ведется обучение, т.е. осуществляется непосредственная передача научных знаний, умений и навыков.
Обучение - эмоционально-интеллектуальное взаимодействие педагога и обучающегося, основанное на совместной деятельности по достижению государственных целей образования. Основу обучения составляют знания, умения и навыки. Процесс обучения включает: учение и преподавание.
Формирование - специально организованный процесс таких изменений личности, который целенаправленно ведет к определенному результату. Формирование рассматривается как: общесоциальная категория (процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий, воспитания, обучения, социальной среды); педагогическая категория (целенаправленное развитие личности или каких-либо ее сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения, создание, составление, формирование коллектива, структуры, организации, общности и т.п.); результат развития человека (человеку придается определенная социальная форма, целостность).
Педагогическая деятельность - особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями. Структура педагогической деятельности включает: а) знание педагогом потребности тенденций общественного развития и основных требований, предъявляемых к человеку; б) многообразные научные знания, умения, навыки, основы опыта, накопленного человечеством, в области производства, культуры и общественных отношений, которые затем в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям; в) собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуицию; г) высочайшую политическую, нравственную и эстетическую культуру.
Педагогическое взаимодействие - процесс, происходящий между воспитателем и воспитанниками в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности обучающегося. Взаимодействие категория философская, отражающая всеобщую сущностную связь всего живого. В педагогической науке оно выступает и как одно из ключевых понятий и как научный принцип. Педагогическое взаимодействие обусловлено и опосредованно учебно-воспитательной деятельностью, целями обучения и воспитания. В основе педагогического взаимодействия лежит сотрудничество, которое является началом социальной жизни людей. Педагогическое взаимодействие совершенствуется и развивается по мере усложнения духовного общения и возвышения социальных и интеллектуальных потребностей его участников.
Педагогическая технология - системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Структура педагогической технологии включает следующие компоненты: а) концептуальная основа; б) содержательная часть обучения: цели обучения (общие и конкретные); содержание учебного материала; в) процессуальная часть (технологический процесс): организация педагогического процесса; методы и организационные формы учебно-познавательной деятельности обучающихся; методы и формы работы педагога; деятельность педагога по управлению процессом усвоения содержательной учебной информации; диагностика и прогноз педагогического процесса. Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным требованиям (критериям технологичности): концептуальность, системность, управляемость, полезность (целесообразность и эффективность) и воспроизводимость.
Педагогическая задача - цель, к которой стремится педагог, и способ её достижения. Различают два типа педагогических задач: а) собственно педагогическая задача, когда речь идет о переводе обучающегося на более высокий уровень обученности, воспитанности или развития; б) функционально педагогические задачи, когда задается способ или форма достижения поставленной цели.
Педагогическая система - определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.
Педагогический процесс - специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Процесс обучения - целенаправленная последовательная смена учебных задач и элементов обучения (преподавание и учение), происходящая по объективным законам и имеющая своим результатом формирование определенных свойств обучаемыхю. Педагогическая ситуация - совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых педагогом или возникающих спонтанно в педагогическом процессе; кратковременное взаимодействие педагога с обучающимся (группой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.
Педагогический контроль - процедура, в ходе которой в комплексе осуществляется: а) наблюдение, измерение и оценивание уровня усвоения знаний, умений и навыков обучающихся; б) обработка, анализ и систематизация полученной информации о ходе процесса обучения; в) вывод о коррекции его основных компонентов; г) резюме об эффективности дидактического обеспечения процесса обучения; д) оценка деятельности педагога и обучающегося; е) прогноз.
Педагогическая диагностика - совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации процесса обучения, дифференциации обучающихся, а также совершенствование учебных программ и методов педагогического воздействия.
Самовоспитание - формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью. Оно является относительно позднее приобретение онтгенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления. способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. К основным характеристикам самовоспитания относятся: психологические предпосылки и условия, способствующие его результативности. К основным методам самовоспитания относятся: самообязательство, самоутверждение, самоорганизация, самоконтроль, самоотчет, самоотношение, самокритика, следование примеру, самопоощрение, самопринуждение и аутотренинг.
Самообразование - образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в образовательном учреждении. Содержание самообразования включает в себя: общее, профессиональное, психолого-педагогическое, художественное. Результатом самообразования являются: новые знания, умения и навыки, приобретенные качества, применение полученных знаний на практике и др. К основным методам самообразования относятся: самостоятельная работа с различными источниками информации; общение; самоупражнения и самотренировки; самостоятельное выполнение практических заданий; самостоятельная работа с аудиовизуальными средствами и средствами информатизации. Самообразование осуществляется по следующим основным этапам: возникновение потребности в самообразовании, самооценке, подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач; планирование работы по самообразованию; определение форм, методов и средств самообразования; деятельность по самообразованию (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов).
3. Разработать план мероприятия (по увлечению, хобби)