Глава 4. история развития психологических знаний 3 страница
Есть основания утверждать, что личность характеризуется не столько тем, что она приобрела от социума, носителем каких социальных качеств она стала, сколько мерой всестороннего проявления своей сущности, своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности.
Одной из проблем при изучении личности является понимание ее психологической структуры.
Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность. Личность — это относительно устойчивая саморегулирующаяся динамическая функционирующая система взаимодействующих между собой ее структурных элементов. Такой статико-динамический подход к личности позволяет лучШе понять мотивы и цели ее поведения и деятельности, истоки ее активности, динамику и диалектику внутренних детерминант, регуляторов, механизмов регуляции и саморегуляции.
Личность — структурно и иерархически организованное системное образование в психике человека. Психологическую структуру личности составляют ее психические свойства (направленность, характер, темперамент, способности), жизненный опыт, характерные психические состояния, индивидуальные особен
ности психических процессов. В личности также выделяют следующие стороны, сферы: интеллектуально-познавательную, эмоциональную, волевую, потребностно-мотивационную, психомоторную. Центральное место в психологической структуре личности занимают потребностно-мотивационная сфера и направленность.
В психологии существуют и другие подходы к рассмотрению структуры личности как у отечественных психологов (К. К. Платонов, А. Г. Ковалев и др.), так и у представителей зарубежных психологических школ (З.Фрейд, Э.Фромм, Э.Берн, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Эти подходы достаточно хорошо представлены в соответствующей психологической литературе.
Заслуживает внимания разработанная К. К. Платоновым структура личности, включающая в себя четыре подструктуры, а также систему общих и специальных способностей личности. К. К. Платонов выделил следующие основные подструктуры личности:
• направленности личности;
• опыта (профессионального, художественного, поведенческого и т.д.);
• индивидуальных особенностей психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых);
• биологически обусловленную (темперамент и патологические изменения личности).
К. К. Платонов разработал карту личности и методику количественной оценки уровня и динамики личностных особенностей человека. В этой карте наряду с вышеперечисленными подструктурами выделена система черт характера и способностей личности, а также и общесоциальная характеристика человека (см. бланк «Карта личности»).
КАРТА ЛИЧНОСТИ Порядковый №.
(1.) Группа
Фамилия _
(3.)
» 1967 года
(5.1)
(6.)
(8.1)
(8.2)
(9.1)
(9.2)
(9.3)
(10.1)
(Ю.2)
(10.3)
(10.4)
Пол: муж. (2.1), жен. (2.2) _ (4.) Образование
Возраст _
Член КПСС, (5.2) член ВЛКСМ, (5.3) беспартийный.
Специальность_
Состояние здоровья_
Отношение к здоровью Условия работы Условия в семье_
Материальные условия_
Физкультурная активность Успеваемость _
Общественная активность _
Отношение к антиобщественным проступкам__
(7-)
(8.1)
(8.2)
(9.1)
(9.2)
(9.3)
(ЮЛ)
(10.2)
(10.3)
(10.4)
Стаж | |
Психомоторные Музыкальные _ Вокальные _
(11.2) (Н.З) (11.4) (11.5) (11.6) (11.7) (П.8) (11.9)
(11.10) Педагогические
(11.11) Организаторские
Нравственные_
Правовые _
(11) Проявление способностей
(ИЛ)
__(11.2)
_ (11.3)
Артистические _ Художественные
Технические_
Математические
Литературные_
Научные _
(11.12) (11.13) (11.14) Экологические
(11.4)
(11.5)
(11.6)
(Н.7)
(U.8)
(Н.9)
(11.10)
(11.11)
(11.12)
(11.13)
(11.14)
(12) Общие черты характера
(12.1)
(12.2)
(12.3)
(12.4)
(12.5)
(12.6)
(12.7)
(12.8)
(12.9)
(12.10)
(12.11)
(12.12)
(12.13)
(13.1) (13.2) (13.3) (13.4) (13.5) (13.6) (13.7) (13.8) (13.9)
Коммунистическая идейность Патриотизм _
Принципиальность Честность _
Инициативность Ахтивность__
Орган изован ность
Коллективизм___
Оптимизм_
Общительность, Устойчивость _
Самостоятельность Любознательность _
(12.1)
(12.2)
(12.3)
(12.4)
(12.5)
(12.6)
(12.7)
(12.8)
(12.9) -
(12.10)
(12.11)
(12.12)
(12.13)
(13) Подструктура направленности
Общая направленность: уровень
широта________
интенсивностть _
устойчивость
действенность___
Профессиональная направленность
Атеистическая направленность _
Отношение к труду_
к людям____-
(13.10) к себе.
(13.1) (13.2) (13.3) (13.4) (13.5) (13.6) (13.7) (13.8) (13.9) (13.10)
(14.1) (14.2) (14.3) (14.4) (14.5)
(14) Подструктура опыта
Профессиональная подготовленность _ (14.1)
Культура: психомоторная_ (14.2)
музыкальная__..... (14.3)
театральная___(14.4)
художественная__(14.5)
(14.6) литературная ____(14.6)
(14.7) интеллектуальная___(14.7)
(14.8) поведения__(14.8)
(15) Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов
(15.1) Эмоциональная возбудимость _ (15.1) __
(15.2) Эмоционально-моторная
устойчивость___ (15.2)
(15.3) Стеничность эмоций___ (15.3)
(15.4) Внимательность_ (15.4)
(15.5) Продуктивность памяти _(15.5)
(15.6) Критичность мышления____ (15.6)
(15.7) Сообразительность _ (15.7)
(15.8) Творческое воображение_ (15.8)
(15.9) Воля: самообладание_ (15.9)
(15.10) целеустремленность__ (15.10)
(15.11) настойчивость___(15.11)
(15.12) решительность___._ (15.12)
(15.13) дисциплинированность_.__(15.13)
(15.14) смелость _(15.14)
(16) Биологически обусловленная подструктура
(16.1) Темперамент: сила___ (16.1) _
(16.2) подвижность _ (16.2) _
(16.3) уравновешенность___(16.3) __
(16.4) Патологические изменения личности _ (16.4) _
Вопросы и задания для самостоятельной работы >
1. Раскройте понимание личности в психологии.
2. В чем состоит особенность подхода к личности в других науках?
3. Как соотносятся такие категории: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект», «субъектность»?
4. Проанализируйте факторы формирования и развития личности.
5. В чем состоит суть социализации личности и под воздействием каких обстоятельств она происходит?
6. Как соотносятся понятия «социализация», «формирование» и «развитие личности»?
7. Что такое общая и специальная социализация личности?
8. Раскройте понимание такого феномена личности, как системы смысловых образований личности.
9. В чем состоит специфика систем ценностных образований личности?
10. Что, по вашему мнению, выступает мерой социальной значимости личности?
11. Раскройте понимание психологической структуры личности.
12. Дайте краткую характеристику основных сфер личности.
13. Проанализируйте основные подходы к содержательному раскрытию структуры личности в отечественной и зарубежной психологии.
ГЛАВА 6. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ. ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕКА
Общепринятым в психологии является положение о том, что потребности человека выступают источником его активности, побудителями побудительных сил человека (К. Маркс). Потребности побуждают его действовать в определенном направлении и определенным образом, становятся мощным регулятором его жизни и деятельности, фактором его развития и саморазвития. И потому формирование, становление и развитие личности — это в определенном смысле слова процесс формирования и развития потребностей человека, прежде всего социальных: процесс развития потребностно-мотивационной сферы личности.
Под потребностью в психологии понимают испытываемую человеком нужду в чем-либо. Это состояние физического и психического дискомфорта, возникающее у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности. Оно вызывает у человека стремление предпринимать меры, действовать по устранению возникшего негативного состояния дискомфорта.
В потребностях человека выражаются характер и степень его зависимости от конкретных условий существования, жизни, деятельности.
Потребности не существуют в виде физиологических или психических структур, устойчивых образований. Они проявляются в форме состояний организма и психики человека. По мере удовлетворения та или иная потребность перестает существовать, функционировать (и действовать) как реальное состояние дискомфорта. При этом важно помнить, что отсутствие актуализированных, реально функционирующих и действующих потребностей не обязательно снимает их регулирующее влияние на поведение и деятельность личности. Человек может предвидеть возможность возникновения той или иной потребности в будущем, в соответствующих обстоятельствах и заранее создавать необходимые условия для ее удовлетворения. Например заготовка овощей и других продуктов в летнее и осеннее время, подготовка к отопительному сезону и т. п.
В этом смысле потребности человека могут быть потенциальными и актуализированными. Очевидно, что чем большее количество потенциальных жизненных потребностей осознает человек и чем активнее осуществляет соответствующие опережающие действия, деятельность по созданию условий для их успешного удовлетворения, тем более он социализирован, социален. А это возможно лишь при условии и на основе понимания человеком смысла окружающего его мира, действительности, последствий тех или иных действий, деятельности человека в целом.
В условиях современной цивилизации, особенно западной, люди нередко осуществляют деятельность, оказывающую разрушительное воздействие на социальную и природную среду, и это в конечном счете сужает возможности их нормальной, оптимальной жизнедеятельности. Однако и такие действия, имеющие негативные последствия, люди производят под влиянием соответствующих своих потребностей.
В таком случае потребности человека могут быть здоровые, полезные и нездоровые, вредные. Вместе с тем и те и другие потребности реально существуют и определяют соответствующим образом жизнедеятельность и поведение людей.
Почему же тогда тот или иной человек стремится удовлетворить не только здоровые потребности, но и потребности вредные, нездоровые. Например, потребность в курении табака, в употреблении наркотиков, в алкоголе и некоторые другие не относятся к полезным, здоровым. При этом немало людей курят и употребляют наркотики, алкоголь, понимая пагубность этого для своего здоровья и благополучия окружающих.
Для большинства людей стремление к удовлетворению негативных потребностей часто бывает связано с тем, что через их реализацию они удовлетворяют другие значимые для них потребности, реализовать которые естественным, более разумным и полезным образом они не могут. Например, часто курение, употребление алкоголя способствуют более ускоренной реализации потребностей в самоутверждении, общении, аффилиации и т.д. И поэтому в преодолении тех или иных негативных потребностей, привычек человека важно прежде всего правильно понять, реализация каких других значимых для индивида позитивных потребностей происходит с помощью этих нездоровых потребностей, и помочь ему успешно удовлетворять, реализовывать здоровые потребности.
В зависимости от предмета выделяют материальные и духовные потребности человека.
По своему происхождению различают потребности естественные, природообусловленные (простые) и социальные, культурные (сложные), обусловленные уровнем развития цивилизации, особенностями жизни и деятельности человека.
В зависимости от носителя потребности бывают индивидуальными, групповыми или общества в целом.
У человека могут проявляться ведущие, основные потребности, невозможность удовлетворения которых угрожает его существованию, может привести к разрушению физиологических систем организма, деградации личности, и дополнительные, второстепенные. Вторые — нежизненно важные потребности, но в определенных обстоятельствах они могут играть ведущую роль в детерминации поведения человека.
Есть и другие основания для классификации потребностей человека. Например, потребности могут быть социально полезными и врафмми. асоциальными; реальными, соответствующими возможностям данного человека и уровню развития социальной и природной среды его жизнедеятельности; иллюзорными, наделенными фантазиями личности.
В зависимости от содержания отражаемой в потребностях объективной реальности они могут быть профессиональными, нравственными, политическими, правовыми, эстетическими, экологическими и др.
Потребности бывают устойчивые, периодически актуализирующиеся, длительного существования, и неустойчивые, кратковременные, возникающие, ситуативные.
Различают потребности теоретические (в познании, конструировании новых образов техники и т.д.) и практические (в предметно-практической деятельности, спорте и т.д.).
Выделяют потребности доминантные, определяющие линию поведения личности в тот или иной момент или в течение определенного отрезка времени, и недоминантные, косвенно влияющие на особенности реализации первых. В принципе каждая потребность в тот или иной момент, в тех или иных обстоятельствах может стать доминантной.
В психологии выделяют три типа доминантных потребностей человека: ситуативные, кратковременные потребности; жизненные, определяющие жизненную стратегию, линию поведения человека — потребности длительного существования; потребности деятельности — потребности текущих дел, более или менее сложные, относительно длительные (промежуточные потребности между первыми двумя).
Потребности людей отличаются:
содержанием: чего не хватает человеку, в чем он испытывает нужду;
силой: какова значимость для человека данной потребности (и других потребностей), насколько он стремится ее реализовать;
величиной: как много своего физического и духовного потенциала человек должен реализовать для удовлетворения данной потребности (и других потребностей).
В обыденной жизни чаше всего сила и величина потребностей находятся в обратно пропорциональной зависимости: чем больше величина и число действующих потребностей у человека, тем меньшую силу он может проявить для реализации каждой из них. Отсюда совет: не распылять свой потенциал на одномоментное или одновременное удовлетворение нескольких, множества потребностей, поскольку идет распыление сил. Важно концентрировать усилия на успешной реализации ведущих, главных, определяющих потребностей в первую очередь.
Исходя из рассмотренных ранее принципов психологии, и прежде всего принципа детерминизма, потребности человека обусловлены внешними обстоятельствами, предметами и явлениями объективно существующей вне человека реальности — объектами потребностей. Объект, ставший потребностью для человека, вовлекается в его деятельность, преобразуясь в ее цель, побуждая и активизируя человека. Объекты потребностей обычно способны удовлетворить несколько разных потребностей человека. Те или иные стороны объекта, служащие удовлетворению конкретных потребностей человека, принято называть предметами потребностей.
Объекты потребностей могут иметь различную значимость для человека, что обусловлено, с одной стороны, значимостью для человека потребности, реализуемой в данном объекте, а с другой — количеством потребностей, которые человек может удовлетворить через взаимодействие с этим объектом. При этом следует различать реальное, действительное значение для человека того или иного объекта, его действительные возможности удовлетворять потребности человека и то значение, которое человек придает этому объекту: субъективное, личностное, видимое.
Личностная значимость объекта потребности для человека может быть адекватной его возможностям, завышенной или заниженной, что зависит от субъективной его оценки и отношения к нему человека.
Значимость объекта потребностей для человека может иметь и другие параметры, например быть разной степени устойчивости. Если в объекте реализуются потребности личности, которые являются постоянным компонентом ее структуры, жизненными потребностями человека, значимость для него данного объекта устойчивая. Когда же объект способен удовлетворить потребности данного момента, данной ситуации, тем более не главные, не ведущие потребности личности, значимость данного объекта ситуативная, неустойчивая. Он перестает представлять интерес для данного человека по мере удовлетворения его потребности. Если происходит удовлетворение потребностей в объектах с устойчивой значимостью для личности, то закономерно происходит возникновение у него новой, связанной с первой, но более высокой по уровню потребности, и ее удовлетворение может быть связано либо с этим объектом, либо с новым объектом. Начинает действовать закон возвышения, возрастания потребностей людей (К. Маркс).
Выделяют следующие параметры для измерения и оценки доминантных, ведущих потребностей человека:
а) содержание ведущих, доминантных потребностей человека;
б) место этих потребностей на дистанции между доминантой жизни и доминантной ситуацией;
в) сила доминантной потребности, степень, мера ее выделения и подавления других актуализированных потребностей;
г) устойчивость практически действующей потребности, как долгой прочно она занимает ведущее место;
д) в системе каких других актуализированных потребностей доминирует и является ведущей практически действующая потребность.
По мере физиологического и психического развития человека, совершенствования его как личности развиваются, видоизменяются, перестраиваются и его потребности. При этом сам процесс удовлетворения человеком своих потребностей связан с его взаимодействием со средой, с объектами потребностей, использованием средств и способов этого взаимодействия и в конечном счете ведет к формированию и развитию его личностных и других психических и физических особенностей, качеств. В этом смысле слова полное удовлетворение потребностей человека выступает одним из важнейших условий его всестороннего развития.
Другое непременное условие совершенствования и развития личности состоит в воспитании и актуализации у человека потребности в труде. Ведь труд является источником материальных и духовных благ, культуры в целом. Отсутствие (или минимизация) такой потребности у человека ведет к сужению материального и духовного потенциала социума, а потребительское отношение личности к обществу — к ее деградации: удовлетворение потребностей личности ведет не к ее обогащению,' а к развращению. Паразитические потребности, не регулируемые трудом, отмечает академик А. В. Петровский, могут стать и нередко становятся источником антиобщественного и даже преступного поведения.
При изучении потребностно-мотивационной сферы личности важно учитывать, что основные, ведущие потребности личности различаются не только содержанием, но и уровнем социальной обусловленности.
В западной да и в отечественной психологии популярной является концепция потребностей известного американского психолога А. Маслоу. Он выделяет несколько групп потребностей человека и выстраивает их в определенной иерархической системе в зависимости от степени социальной обусловленности соответствующих потребностей.
Принимая конструкцию системы потребностей А. Маслоу и беря ее за основу, в современных условиях жизнедеятельности нашего социума, общества можно выделить следующие потребности человека, играющие в целом особую роль.
Основу жизнедеятельности человека составляет базовые, жизненные, основные естественные, природные, физиологические потребности: в воздухе, пище и другой энергетике, одежде, жилище, сексуальная потребность, потребности в отправлении есте
ственных нужд и др. Формы и способы реализации этих потребностей имеют социальный, культурно окрашенный характер.
К числу других естественных, природных потребностей, имеющих вполне конкретные социально-содержательное наполнение, формы, средства и способы реализации, относятся также:
потребность в безопасности, защищенности;
потребность в принадлежности (аффилиации) к конкретному социуму (семье, профессиональной социальной группе, этносу, обществу, стране и т.д.).
Исключительно большое значение в формировании и развитии психических функций человека, его личностных структур имеют потребности в общении и обособлении.
Потребность в общении с другими людьми является одной из основных, базовых потребностей человека. Через реализацию этой потребности происходит усвоение человеком социальных норм, правил, ценностей, овладение социальным опытом, осуществляются нравственная, политическая, правовая и другая социализация и профессионализация личности, формируется ее субъектность. Через общение человек научается познавать других людей и самого себя, наращивает свой коммуникативный потенциал, более успешно решает производственные и другие жизненно важные задачи.
Потребность в общении выступает одной из форм проявления общественной сущности человека. Эта потребность начинает функционировать с момента рождения человека и действует на протяжении всей его жизни. Она реализуется в различны^ формах: эмоционально-эмпатийное общение матери с ребенком, игровое, познавательное, педагогическое, профессиональное общение и т.д.
Наряду с потребностью в общении проявляет свое действие и потребность в обособлении, реализация которой создает дополнительные возможности для развития и саморазвития личности, ее становления и социализации.
Удовлетворение этой потребности происходит:
1) через обособление личности в референтной социальной группе (семья, дружеская компания и т.д.). В социальной психологии референтной принято считать группу, интересы, ценности, отношения, нормы, правила которой совпадают с личностными, и человек воспринимает их как свои личные. В референтной среде личность чувствует себя комфортно, ощущает свою защищенность, имеет возможность свободно проявлять свою индивидуальность, реализовывать свои значимые потребности;
2) через уединение, как обособление наедине с собой. Уединение личности обычно имеет две основные формы:
а) умозрительное (теоретическое) уединение, когда человек хочет остаться наедине с собой для того, чтобы осмыслить проис
шедшие события, наметить программу действий, спрогнозировать результаты своего поведения и деятельности. Это и так называем^ девичьи и юношеские грезы и т. п. В подростковом, юношеском (да и не только) возрасте такое уединение является сложным процессом внутренней интеллектуально и эмоционально насыщенной жизни человека. Умозрительное обособление играет исключительно большую роль в развитии и вообще в жизнедеятельности человека, формировании его самосознания, самооценки, притязаний, коррекции своих позиций, отношений, оценок, установок;
б) в форме предметно-практической деятельности (чтение, вязание, рыбалка, охота и другое хобби).
Особую роль в жизнедеятельности человека и социума в целом играют этнические потребности человека, основу которых составляют три ведущие биологически обусловленные потребности:
— в самосохранении;
— в продлении рода, формой выражения этой потребности является сексуальное влечение;
— в сохранении вида, формами выражения которой выступают материнский инстинкт защиты потомства, самопожертвование во имя других людей своего этноса и другие потребности.
Эти три потребности проявляются и у животных, обеспечивая существование того или иного вида. У человека эти потребности и содержательно, и по средствам, способам, формам реализации имеют социально-культурную окраску и наполнение.
При этом важно иметь в виду два следующих обстоятельства.
1. Лишь проявление, действие всех этих трех потребностей у людей обеспечивает существование и развитие социума, этноса. Разрушение, размывание хотя бы одной из них приводит к разрушению этноса.
2. Энергетический потенциал этих трех потребностей неодинаков. Например, энергетика третьей потребности примерно в 2,5 раза выше энергетики первой потребности (см.: Зимичев Л. М. Психология политической борьбы). Это означает, что если у человека, например, размыты или отсутствуют потребности в сохранении вида и продлении рода, то потребность в самосохранении не может обеспечить высокую энергетику (у престарелых людей, бомжей) его поведения, деятельности, а потому и достаточный уровень его жизни.
К числу основных личностных потребностей относятся потребность в самоопределении и самоактуализации, самоутверждении и признании окружающими, в первую очередь значимыми людьми.
Особое место занимает потребность в труде как источнике социальной жизни. Эта потребность облагораживает все другие потребности человека, наполняет их подлинно социальным смыс
лом, а личность в таком случае становится социально значимой, соответствующей интересам развития и совершенствования социума.
Важную роль в обеспечении нормальной, успешной жизни и деятельности человека играют потребности в познании и самопознании.
Потребность в познании жизни, объективного мира реализуется по следующим основным направлениям, путям:
через науку. Здесь целью познания является истина. Ведущая черта, особенность такого познания — объективность знаний. Чем более близким к истине, научным является знание людей, тем более оно становится объективным, не зависящим от субъективных устремлений позиций, предпочтений человека.
Вполне очевидно, что такие знания расширяют возможности человека, делают его более защищенным, позволяют принимать более адекватные, правильные решения, успешнее прогнозировать свои действия и поступки;
через искусство, в котором проявляется стремление к непосредственному, образному, субъективному восприятию, познанию и пониманию жизни. Цель такого познания состоит в познании правды жизни, в достоверности знаний. Особенность такого знания состоит в его субъективности. В искусстве, во всех его видах и жанрах представлено субъективное видение социальной жизни, ее отдельных граней. Центральной проблемой искусства (литературы, поэзии, музыки, живописи и других видов) являются человек, его интересы, переживания, мысли, поступки,, действия, в этой сфере деятельности участвует немало талантливых и творческих людей. Поэтому искусство выступает одним из источников познания психики людей;
через религию, так как значительная (если не большая) часть населения планеты (и наша страна в этом отношении не является исключением) живет с религиозным мироощущением и миропониманием. И потому современный специалист должен владеть научной и религиозной картинами мира;
через собственный социальный, этнический, профессиональный и другой опыт. Это в полной мере относится и к познанию психики как других людей, так и своей собственной.
К числу сугубо социальных потребностей человека относятся идеологические потребности. Это потребности человека в идее, в объяснении жизненных обстоятельств, проблем, в понимании причин происходящих событий, явлений, факторов, потребность в концептуальном, системном видении картины мира. Реализация этих потребностей осуществляется:
через использование данных естественных, социальных, гуманитарных, технических и других наук. В результате у человека складывается научная картина мира;
. через усвоение человеком религиозных знаний, под влиянием которых у него формируется религиозная картина мира.
Характерно, что у многих людей под влиянием идеологических потребностей и в процессе их реализации нередко складывается многополюсная, мозаичная картина мира с преобладанием, как правило, научной картины мира у людей со светским воспитанием и религиозной у людей с религиозным воспитанием.
Одной из актуализированных и функционирующих в нашем социуме потребностей является потребность в справедливости, которая выражается в соотношении прав и обязанностей в сознании человека, в его взаимоотношениях с общественным окружением, во взаимодействии с социальной средой.
В этом плане человек может быть ориентирован:
а) на отстаивание и расширение прежде всего своих прав;
б) на преимущественное исполнение своих обязанностей по отношению к другим людям, социальной сфере в целости;
в) на гармоничное сочетание своих прав и обязанностей при решении человеком социальных и профессиональных задач.