ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ – 209-210 С
Ориентиром в проектировании развивающей среды дошкольных учреждений выступают принципы ее построения, отраженные в концепциях. Принципы создания предметной среды отражены в документе
«Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования», разработанном авт. коллективом под руководством В. А. Петровского.________________________
|
ребенок мог «подняться» до позиции воспитателя. Высота мебели должна легко меняться. Воспитателю важно найти верную дистанцию и с каждым ребенком, и с группой детей в целом. Размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное: достаточно удаленное от детей и взрослых, или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу одновременно. | |
Активности, самостоятельности, творчества | Ребенок и взрослый - творцы своего предметного окружения. Среда в ДОУ должна стимулировать возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств (например, наличие рамок на стенах, в которые могут быть вставлены рисунки, позволяют ребенку менять оформление стен в зависимости от настроения, эстетических вкусов). Одна из стен - рисовальная «стена творчества» - предоставляется в полное распоряжение детей. Другие стены могут быть использованы для размещения на них крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и эмоциональное развитие. Большое внимание отводится «цвето-световому дизайну» (изменение освещения), звуковому дизайну (записи шелеста листвы, пения птиц...). Должны быть созданы условия для воссоздания ребенком «взрослых» форм деятельности (мастерские с наборами простых инструментов). Один из основных факторов - создание игровой среды. Для занятий художественным творчеством целесообразно выделить соответствующую зону с подведением в эту зону воды, с детской раковиной; «зону столиков». |
Стабильности- динамичности | В проекте среды ДОУ должна быть заложена возможность ее изменений. В цветовом и объемнопространственном построении интерьера должны выделяться многофункциональные, легко трансформируемые элементы при сохранении общей смысловой целостности, их количество должно быть рационально определено (например, кубические пуфы в раздевалке, образующие сиденья-платформы, из которых можно собрать «дом»). Полную безопасность и своеобразный строительный |
материал обеспечат мягкие (поролон, обшитый кожей) кубы, арки, плоские маты и т.п. Возможность трансформации пространства может быть реализована с помощью применения раздвижных перегородок. | |
Комплексирования и гибкого зонирования | Жизненное пространство в ДОУ должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволит детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Должны быть функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные, музыкальные, театральные, лаборатории, «кабинеты» (с книгами, играми и т.д.), творческие мастерские и др. Трансформация помещений может быть обеспечена раздвижными легкими перегородками. Планируются просторные светлые вестибюли, с верхним естественным светом и зимним садом, с местами для отдыха детей и взрослых. |
Эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого | Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышая функциональную активность ребенка. Необходимо создание условий для формирования и развития полноценного образа «Я» (наличие в помещении разновеликих зеркал). Детский сад нуждается в игровом оборудовании (крупноблочном, облегченном, декоративном, соразмерном с ребенком), в комплектной кукольной мебели, используемой на участках и в помещении (ширмы-домики, конструкторы и т.п.). Комплекты игрового и дидактического оборудования должны быть соразмерны емкостям для хранения. Особое внимание следует обращать на дизайн предметно-игровой среды ребенка, поскольку формы, цветовая гамма, планировка этой среды воспринимаются ребенком как эталонные. |
Сочетания привычных и неординарных элементов и эстетической организации среды | Размещение в интерьере картин, скульптур, дающих представление ребенку об основах графического языка и о различных культурах - восточной, европейской, африканской. Целесообразно в разных стилях (реалистическом, абстрактном, комическом и т.п.) представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых, тогда дети смогут освоить начала специфики разных жанров. Должно быть выделено место для выставок. |
Желательно оборудовать помещения для художественного творчества детей. | |
Открытости- закрытости | Во-первых, открытость Природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы: организация «зеленых комнат» в помещениях (внутренних двориков с растущими в них растениями, оранжерей, веранд). Во-вторых, открытость Культуре: элементы культуры - живописи, литературы, музыки должны органически входить в дизайн интерьера. Организация среды основывается и на лучших образцах общечеловеческой культуры, и на специфических региональных особенностях культуры, декоративно-прикладных промыслов. В-третьих, открытость Обществу. Функциональная интеграция ДОУ с другими учреждениями социально-культурного назначения: детскими театрами, музыкальными коллективами, осуществляющими выступления в ДОУ; занятия детских кружков и секций, проводимых приглашенными педагогами. Особым правом участия в жизни ДОУ пользуются родители. В-четвертых, открытость своего «Я»: проекты с использованием разновеликих зеркал, фотопортреты детей и взрослых в помещении ДОУ, наличие альбомов и папок с фотографиями (в доступном для ребенка месте). |
Учета половых и возрастных различий детей | Предоставление возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Целесообразно зонирование спальни на 2-3-4 полузамкнутых пространства, что создаст определенный комфорт. Возрастной подход в организации развивающей среды заключается не столько в изобретении новых принципов, сколько в специфической реализации сформированных выше. Так, выбор оптимальной дистанции и позиции в общении для маленьких детей означает преобладание телесных форм общения (телесный контакт), с возрастом преобладающим становится общение «глаза в глаза». А принцип комплексирования и гибкого зонирования реализуется в возрастном плане расширением спектра функциональных помещений и их дифференциацией. |
В концепции С. Л. Новоселовой раскрыты основные характеристики развивающей предметной среды:
- единстве стилевого решения;
- сомасштабность предметного пространства действиям руки ребенка, его росту и предметному миру взрослых;
- соответствии эргономическим требованиям.