Урок-игра «обсуждение»

Цель:

Повторение и закрепление материала по различным темам.

В процессе игры - обсуждения воссоздается вообра­жаемая ситуация нашего времени - диспут, симпозиум, «круглый стол», телемост, киносъемка, телепередача и др.

В своей обучающей основе такие игры близки к дискус­сиям, целиком строятся на учебном диалоге. Ориентиро­ваны на импровизацию, хотя обязательно имеют опреде­ленную программу, план.

Строится на воображаемой ситуации, возникающей в наши дни. В отличие от игры-обсуждения она основана на индивидуальной деятельности, ее «героя», который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, статью в газету, научный доклад.

Ход урока:

1 вариант.

Класс имитирует работу специального конструкторского бюро.

Класс делится на группы, каждая из которых получает свое персональное задание.

«Мозговой центр» разрабатывает проект, выдвигает гипотезу.

Группа помощи предоставляет необходимые сведения.

Группа историков готовит исторический обзор по теме. Монтажники собирают конструкцию и проводят ее ис­пытание.

Группа техники безопасности напоминает правила тех­ники безопасности и следит за их соблюдением при сборке конструкции.

Группа экспертов обосновывает экономическую целе-j сообразность разрабатываемого проекта.

Группа управления и контроля координирует и кон­тролирует деятельность всех групп.

Учитель подводит итоги работы каждой группы, оцени­вает результаты

2 вариант.

1. Тема. Эпиграф. Цель занятия.

2. Подготовка игры. Опережающее задание. Список ли­тературы. Разбивка класса на команды. Объяснение задач.

3. Вводная часть. Создание игровой проблемной си­туации.

4. Ход игры. "Проживание" проблемной ситуации в ее игровом воплощении. Действие по внутренним игровым правилам. Развертывание игрового сюжета. Обсуждение проблемы в группах. Организация общего обсуждения и познавательного спора.

5. Подведение итогов игры. Обсуждение результатов обсуждения различных мнений. Анализ игровой модели­руемой ситуации и степени ее соответствия реальности. Оценка участников.

6. Домашнее задание.

Пример: УРОК НА ТЕМУ: "От "горячей войны" к "холодной".

Проблемная ситуация: Кто развязал "холодную" вой­ну? На ком лежит ответственность за судьбы народов в послевоенный период?

Участники: представители двух лагерей - СССР и стран Восточной Европы, США и стран Западной Европы (министры иностранных дел, послы, эксперты по вооруже­нию, экономике, правам человека).

УРОК-ТУРНИР

Цель:повторение пройденного материала.

Соревнуются два параллельных класса. Время прове­дения - 2 часа.

Ученики каждого класса объединяются в группы кон­сультантов, эрудитов, аналитиков, экспериментаторов.

Задачи групп:

- "Консультанты" занимаются с отстающими.

- "Эрудиты" - готовят сообщения.

- "Аналитики" - решают усложненные задачи, подго­товленные учителем.

- "Экспериментаторы" ставят опыты.

Перед уроком столы ставят рядами, так, чтобы классы сидели напротив друг друга, выставляются переносные

доски.

Ход урока.

1. Объявление темы и цели.

2. Выбор жюри (представители от каждого класса, учи­теля, родители, приглашенные гости).

3. Фронтальный опрос. Опрашивает учитель. Ученики каждого класса отвечают по очереди. Жюри оценивает от­веты.

4. Одновременно "аналитики" решают на досках зада­чи.

5. Фронтальный опрос заканчивается, классы обсуж­дают решение "аналитиками" усложненных задач.

6. Проверка знания формул по теме в виде мини-диктанта.

7. "Экспериментаторы" из каждого класса демонстри­руют подготовленные ими опыты, а ученики другого класса по очереди их объясняют и оценивают работу демонстра­торов.

8. Заслушивание подготовленных "эрудитами" сообще­ний.

9. Решение творческих задач и индивидуальная работа по карточкам. Класс при этом делится на две группы.

10. Подведение итогов. Учитель оценивает работу каждой группы (качество и содержание сообщений, правиль­ность решения задач, постановку опытов) с учетом оценок жюри, сравнивает итог работы каждого класса и объявляет победителя.

2 вариант.

Весь класс делится на 4 команды. Каждая команда за! тур получает оценку в баллах, но в процессе игры в индивидуальных заданиях (3-6-е туры) ученик может "купить"! ответ у своих товарищей, но только из другой команды. За это он платит 1 жетон, если ответ дан правильно, при не­правильном ответе оба ученика отдают жетоны учителю.

Побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество очков и увеличивает свой первоначальный ка­питал (20 жетонов) за все туры. Команды дифференциро­ваны, задания тоже.

УРОК - БЛИЦ-ТУРНИР

Цель:Развитие устной речи, осмысленное повторение материала, накопление оценок.

Рекомендуется проводить на повторительно-обобщающем уроке.

Подготовительный этап: дается образец рассказа, а] время изложения ученики фиксируют и принимают за эта- I лон. Учащиеся дополняют его интересными фактами, эпи­зодами из жизни ученых, сведениями о новинках техники, I примерами проявления и применения. Это учитывается при подведении итогов прибавлением балла, но время, I затраченное на его изложение, в счет не идет.

К уроку с блиц-турниром готовят три рассказа. План
каждого сообщения обговаривается заранее и проецируется через кодоскоп на экран.

Ход урока:На уроке класс делится на ряды, и каждый ряд в результате жеребьевки узнает, какую тему ему при­дется раскрывать. Небольшая подготовка - и турнир начинается. Открывает его первый ряд, затем - слово второму ряду и т. д. В зависимости от объема рассказа его могут вести по очереди от пяти до 10 человек. Рассказчики либо назначаются по усмотрению учителя, либо выбираются самими учениками. Выигрывает тот ряд, который за мини­мальный срок дал самый качественный ответ. Работу ряда и каждого отвечавшего ученика оценивают рецензенты.

Преимущества данного урока: поскольку заранее не­известна конкретная тема выступления, всем приходится серьезно готовить все три рассказа; во-вторых, за один урок устно успевают ответить 15-20 учеников.

2 вариант.

Урок включает 3 тура:

1. Отборочный

2. Заключительный.

3. Суперигра на звание победителя блиц-турнира. Урок требует длительной подготовки'по теме. Учитель

разрабатывает вопросы по блокам.

Каждый блок содержит по 10 вопросов.

Класс делится на 4 команды. Определяется помощник учителя и два члена счетной комиссии.

Помощник учителя готовит жетоны, которые будут вы­даваться участникам команд за правильные ответы.

Счетная комиссия готовит сводную ведомость, в кото­рую занесены фамилии участников каждой команды.

14. УРОК ТИПА «СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ»

Цель:Повторение и закрепление в игровой форме ма­териала изученной темы.

Формирование исследовательских, аналитических, вы­числительных навыков.

Ход урока:

Дежурный по оперативному штабу делает экстренное

сообщение.

Создаются 3 оперативные группы из учеников класса.

Оперативным группам ставятся вопросы. Время обду­мывания - 1-3 минуты. Ответы оцениваются.

Штаб подводит итоги работы и фиксирует заключение по следствию.

Наши рекомендации