Урок 102 (обобщающий) Игра «Литературные тайны»

Цели: повторить и закрепить знания, полученные в 4 клас­се; развивать память, речь, мышление и творческие способно­сти учащихся.

Комментарии для учителя. Урок построен на основе теле­визионной игры «Своя игра». Класс делится на 2 или 3 коман­ды (на усмотрение учителя). Название и капитана команды дети выбирают сами. Но на столах у ребят не должно быть ни учеб­ников, ни книг. Для детей также готовятся подарки (напри­мер, книги), которые будут вручены в конце игры.

Оборудование. Оформляется выставка книг писателей, ко­
торых изучали в этом учебном году. Учитель готовит табло.
Тайны животных 10 20 30 40 50

Богатыри 10 20 30 40 50

Писатели 10 20 © 40 50

Поэты 10 20 30 40 50

Сказки 10 20 30 40 50

Детская 10 20 30 40 50

Объяснялки 10 20 30 40 50

Ход урока

I. Организационный момент

— Дорогие мои ребята! Вот и подошел к концу учебный год.
Наш последний урок литературы мы посвящаем книгам
и их авторам. Игра называемся «Литературные тайны».
Вы разделились на команды, выберите капитанов, при­
думаете название и девиз.

(Идет представление команд.)

— Напоминаю правила игры. Вы выбираете страницу, в ко­
торую будете играть, и цену вопроса. Если команда отве­
чает верно, то очки достаются ей. Если команда ответить
не может, то имеет право ответить другая команда. Итак,
желаю успехов!

П. Проведение игры

1.Тайны животных.

— Речь пойдет о животных, которые живут на воле, но со­
седствуют с людьми, а также о тех, которых человек ввел
в свой дом. Понимает ли их человек? Внимательный ли
он сосед? Раз уж мы достались в соседи друг другу, то об
этом, наверное, стоит почаще думать. Ведь животные не
могут выбрать себе соседей получше...

10 «Я с запасом новых песен К вам вернусь, когда с полей Снег сойдет, когда в овраге Зажурчит, блестя, ручей...»

— Из какого произведения эти строки и кто его автор? («Дети
и птичка». А. Плещеев.)

20 Этот автор не любил сказок и историй с плохим кон­цом, он переделывал его. Но мы читали произведение, в котором мать погибает, но спасает своих детей. («Ле­бедушка», С. Есенин.)

30 Четыре тысячи подков не принесли им счастья, при­шлось всем погибнуть, чтоб люди спаслись. («Лошади в океане». Б. Слуцкий.)

40 Для него поставили сети, чтобы поймать. Иначе он пропал бы один, ведь его родителей пристрелили охот­ники. Жилось ему в неволе хорошо. Но все-таки он ушел. («Приемыш». Д.Н. Мамин-Сибиряк.)

50 Они были очень разные по характеру. Но дружба их была крепкой. Смогла их разлучить только смерть. («Барбос и Жулька». А. И. Куприн.) 2. Богатыри.

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик — не богатырь?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою - а богатырь! 10 «И повелел он своим воинам сделать колеса и поста­вить на них корабли. И так как был попутный ветер с поля, то подняли они паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав послов к нему: «Не губи города, дадим тебе дани, какой захо­чешь».

— О ком идет речь? (Об Олеге, его называли Вещим. Из лето­
писи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».)

20 Он основал монастырь, посвященный Святой Трои­це, — Свято-Троицкую Сергееву лавру. Кто он? (Сер­гий Радонежский.)

30 Прочитай вон, на камени Придорожном надписочка Четко-ясно повысечена: «Прямо ехать - убитому быть! Влево ехать - женатому быть! Вправо ехать - богатому быть! Все судьбой сие предписано!»

— Кто это читал и по какой дороге поехал? (Это был Илья
Муромец. Он ездил по всем трем дорогам по порядку, как
указано на камне.)

40 Кто написал эти строки?

На полях своих,

Под курганами,

Положила ты

Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть

Вела спор с Литвой

И дала урок

Ляху гордому...

Но лишь кликнул царь

Свой народ на брань -

Вдруг со всех концов

Поднялася Русь.

(Иван Саввич Никитин. «Русь».) 50 Записи делались из года в год или, как раньше говори­ли на Руси, из лета в лето. Отсюда и название этих за-

писей. Самые древние они не сохранились. Узнать, о чем в них рассказывалось, мы можем благодаря тру­ду... О чем и о ком идет речь? Назовите хотя бы одно имя из них. (Речь идет о летописях. Записывали их монахи-летописцы. Одним из первых был монах Кие-во-Печерского монастыря Нестор.)

3. Писатели.

И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо - к бумаге, Минута - и стихи свободно потекут.

(А. С. Пушкин) 10 Сэмюэл Ленгхорн Клеменс. Кто это? (Марк Твен.) 20 «Точен и скуп на слова был он даже в обыденной жиз­ни. Словом он чрезвычайно дорожил, слово высоко­парное, фальшивое, книжное действовало на него рез­ко: сам он говорил прекрасно - всегда по-своему, ясно, правильно. Писателя в его речи не чувствовалось, срав­нения, эпитеты он употреблял редко, а если и упот­реблял, то чаще всего обыденные, и никогда не щего­лял ими, никогда не наслаждался своим удачно ска­занным словом». О ком идет речь, о ком так говорил И.А. Бунин? Подсказка: свои первые рассказы он под­писывал псевдонимом Чехонте. (Антон Павлович Че­хов.) 40 Учитель, участник Октябрьской революции, граждан­ской войны, писатель; ему была присуждена Государ­ственная премия. Уральцы гордятся своим земляком, прославившем свой родной край, его людей, его ле­генды и предания на весь мир.(Павел Петрович Ба­жов.) 50 Так подписывался один из писателей: НАВИ ВО-ЛЫРК. (Это Иван Крылов. Аноним-псевдоним из букв собственного имени, читающегося в обратном порядке.)

4. Поэты.

И долго буду те любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.

(А. С. Пушкин) 10 Две капли брызнули в стекло, От лип душистых медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит— Из какого стихотворения строчки, кто их автор? («Весен­
ний дождь». АЛ. Фет.)

20 Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем — Лишь два крыла.

— Кто это говорит? Кто автор? («Бабочка». АЛ. Фет.)
30 Милые крошки! Из вашей сторонки

Гонят меня холода и дожди.

Вон на деревьях, на крыше беседки

Сколько меня поджидает подруг!

— Кто и кому так говорит? («Дети и птичка». А.Н. Плещеев.
Птичка говорит детям.)

40 Этот период ранней осенью длится недолго. Как он называется? Кто автор одноименного стихотворения? («Бабье лето». Д.Б. Кедрин.)

50 Олицетворение — наделение предметов, явлений при­роды чувствами, настроением, способностями, харак­тером человека. Приведите примеры, прочитайте наи­зусть строчки из стихотворений.

5. Сказки.

Нам сказали про Ивана-то — хитер,

Нам сказали про Андреича — хитер.

Он хитер — мудер — прохитрился,

Он прохитрился — промудрился. 10 Ее перо сверкает так, Что ясно: это не пустяк! Никто не знает, что случится В тех сказках, где живет...

(Жар-птица. Сказка «Конек-Горбунок», П.П. Ершов.) 20 Узнайте сказку по ее началу: «Давно тому назад, в го­роде Тифлизе, жил один богатый турок. Много Аллах дал ему золота, но дороже золота была ему единствен­ная дочь...» («Ашик-Кериб». Турецкая сказка.) 30 Эту сказку можно было бы назвать по-другому. На­пример, «Последняя весна», «Брат и сестра», «Угаса­ющая жизнь», «История, которую поведал высушен­ный цветок розы». Но родное название подходит ей больше. Назовите его. («Сказка о жабе и розе». В.М. Гаршин.) 40 Мудрец в нем видел мудреца, Глупец - глупца, Баран — барана, Овцу в нем видела овца, И обезьяну — обезьяна,

Урок 102 (обобщающий) Игра «Литературные тайны» - student2.ru


20 «Бить баклуши». (Праздно проводить время, бездельни­чать. Первоначально означало: раскалывать, разбивать осиновый чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них мелких щепных изделий (ложек, поварешек и т.п.), то есть делать очень несложное дело.)

30 «Делу время и потехе час». (Это выражение взято из указа царя Алексея Михайловича.)

40 «Ждать у моря погоды». (Рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.)

50 «Знать назубок». (Знать что-то очень хорошо. А было время, когда «знать назубок», «проверить назубок» при­нималось почти буквально: поговорка возникла от обы­чая проверять подлинность золотых монет, колец и дру­гих изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит, под­линная, не поддельная. Но могла попасть и фальшивая: внутри полая или залитая дешевым металлом.)

III. Подведение итогов

На табло остается карточка со значком ©. Это подарок уча­стникам игры (можно вручить заранее приготовленные при­зы).

Подсчитывается количество очков у каждой команды, на­граждаются победители.

IV. Проверка техники чтения

(Текст для проверки техники чтения см. в приложении.) Вопросы и задания к тексту:

1. Расскажи кратко, о чём поведал дед своим собеседни­кам?

2. Кто были собеседники у старого охотника? Почему их интересовало только одно: почему дед не убил лосиху или лосят?

3. Какие чувства овладели старым охотником, когда он увидел лосиху с лосятами?

4. Каким тебе представляется этот человек? Каков его внутренний мир? Дай словесный портрет старика.

Урок 102 (обобщающий) Игра «Литературные тайны» - student2.ru


.

Урок 102 (обобщающий) Игра «Литературные тайны» - student2.ru


Урок 102 (обобщающий) Игра «Литературные тайны» - student2.ru


Урок 102 (обобщающий) Игра «Литературные тайны» - student2.ru


Урок 102 (обобщающий) Игра «Литературные тайны» - student2.ru Урок 102 (обобщающий) Игра «Литературные тайны» - student2.ru Урок 102 (обобщающий) Игра «Литературные тайны» - student2.ru

Урок 102 (обобщающий) Игра «Литературные тайны» - student2.ru Урок 102 (обобщающий) Игра «Литературные тайны» - student2.ru


Урок 102 (обобщающий) Игра «Литературные тайны» - student2.ru


Урок 102 (обобщающий) Игра «Литературные тайны» - student2.ru

Урок 102 (обобщающий) Игра «Литературные тайны» - student2.ru

Урок 102 (обобщающий) Игра «Литературные тайны» - student2.ru

Урок 102 (обобщающий) Игра «Литературные тайны» - student2.ru

Прило Физкультминутки

Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут буковки писать. (Дети сжимают и разжимают кулачки')

Наши пальчики сплетем И соединим ладошки. А потом, как только можем, Крепко-накрепко сожмем. (Дети сплетают пальцы, соединяют ладони, сжимают и разжимают медленно.)

Пальцы в гости приходили, Тук, тук, тук — стучались в дверь. Только дверь им не открыли: Думали, там страшный зверь. (Дети постукивают подушечками пальцев по парте.)

Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять. Начинаем разжимать. (Дети сжимают и разжимают кулачки.)

Пальцы вытянулись дружно, А теперь сцепить их нужно. Кто из пальчиков сильнее? Кто других сожмет быстрее? (Дети сцепляют выпрямленные пальцы, сжимают их и разжимают.)

В парке есть глубокий пруд.

Караси в пруду живут.

Чтобы стаю нам догнать,

Нужно хвостиком махать.

(Дети качают запястьями вправо, влево.)

Раз — подняться, потянуться, Два — согнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире,

Пять - руками помахать. Шесть — на стульчик тихо сесть.

А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. Раз, два, три, четыре — Вот летит ракета ввысь.

Чищу овощи для щей. (Хлопаем в ладоши.) Сколько нужно овощей? (Разводим руки в стороны.) Три картошки, две морковки, Луку полторы головки Да петрушки корешок, Да капусты кочешок. (Массируем пальцы левой руки.)

Потеснись скорей, капуста, От тебя в кастрюле густо. (Массируем пальцы правой руки.) Раз! Два! Три! (Хлопаем в ладоши.) Огонь зажжен. (Потираем ладошки.) Кочерыжка, выйди вон. (Стучим в кулачки.)

Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.

(Дети сплетают пальцы,

вытягивают руки ладонями вперед,

поднимают вверх.)

Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно, им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

(Дети массируют кисти рук.)

Что у нас случилось тут?

Гуси по столу идут.

Остановятся и вот —

Нагибаются вперед.

(Дети кладут руки на стол

и переносят часть тела на них.)

К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре -

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это брасс,

Одной, другой — это кроль.

Все как один плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Мы ручку правильно берем,

Кладем на средний палец,

Теперь большим ее прижмем,

А указательным ведем,

Чтобы она качалась.

(Дети покачивают ручку между пальцами.)

Вдруг в лесу раздался стук. Это дятел долбит сук. Он деревья не калечит, Он деревья клювом лечит. (Дети постукивают подушечками пальцев по столу.)

Буратино потянулся, Раз - нагнулся, два — нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.

Нашу руку разогнем,

Вверх ладонью повернем,

Пальцы на себя потянем.

Выгибать запястья станем.

(Дети выгибают запястья по очереди.)

Чтобы нам добыть огонь,

Трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится,

И бумажка загорится.

(Дети трут ладонью о ладонь.)

Мы становимся все выше, Достаем руками крыши. На два счета - поднялись, Три, четыре — руки вниз. (Дети потягиваются на носках с подниманием рук вверх и опусканием в исходное положение.) Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок.

Наши рекомендации