Игровая воспитательная деятельность

Игровая деятельность – один из видов активности человека. Игра является основной деятельностью ребенка, с помощью которой происходят изменения в его психике. Игра несет воспитательную и развивающую функцию, а детский психолог Эльконин Д. Б. подчеркивал социальную природу игры, ее незаменимость для полноценного развития личности ребенка. Именно поэтому мы предлагаем рассмотреть некоторые игры несущие в себе воспитательный характер.

Игра «Кораблекрушение».

Цель:

1- обучение эффективному поведению детей для достижения согласия при решении групповой задачи

2- получение опыта взаимодействия в процессе коллективного творчества

3- сплочение членов группы

4- диагностическая (позволяет учителю увидеть структуру группы, выявить лидеров)

Учащиеся закрывают глаза и учитель приятным, спокойным голосом начинает им рассказывать: « Наша яхта терпит кораблекрушение в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожены. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов. Однако, Вы находитесь примерно на расстоянии 1000 миль к югу-западу от ближайшей земли. Остались целыми и невредимыми 15 предметов. Кроме того, есть надувной плот с веслами, в карманах спички и 5 бумажных банкнот.

Ваша задача – классифицировать 15 предметов в соответствии с их значением для выживания.

Список предметов (указан на доске):

Секстант (для определения местонахождения)

Зеркало для бритья

20 л воды

Противомоскитная сетка

Коробка с едой на 2 дня

Карта Тихого океана

Надувная подушка (спасательный жилет)

Канистра бензина – 20 л

Маленький транзистор

Отпугиватель акул (свисток)

1 л спирта

15 м каната

20 м непрозрачного полиэтилена

2 коробки шоколада

Рыболовная снасть

Правила обсуждения:

1- группа должна достичь полного согласия

2- достичь согласия можно, если все члены согласны

3- нельзя голосовать

4- избегать уклонений от конфликта ( надо доказывать свою точку зрения и соглашаться хотя бы отчасти).

Игра « Пчелы и змеи».

Цель: обучение сотрудничеству

Необходимо разделиться на 2 группы (пчелы и змеи). Каждая группа должна выбрать своего короля.

Оба короля выходят из класса и ждут, пока их позовут. Во время их отсутствия учитель прячет два предмета (губка и карандаш), которые короли должны найти в классе. Король пчел смог найти мед (губка), а змеиный король должен отыскать ящерицу (карандаш). Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать – жжжж. Чем ближе их король подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением – шшшш. Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение. Помните, что во время этой игры говорить нельзя!!!

Игра «Воображаемой интервью».

Цель:

1- развить умение ладить с другими людьми

2- формирование адекватных способов взаимодействия со взрослыми

3- групповое взаимодействие

Объедините детей в группы по 4 человека. Представьте себе, что вам надо взять интервью у взрослого человека. Какие вопросы вы ему зададите, чтоб узнать о нем как можно больше всего интересного. Составьте список вопросов (10 мин).

Теперь представьте, что вы берете интервью у меня. Запишите рядом с вопросами ответ, который, по вашему мнению, дал бы я. Если вы не можете предположить ответа, попытайтесь угадать его (20 мин.).

Затем необходимо дать возможность группам зачитать интервью и доброжелательно высказать свое мнение о нем. Исправьте неподходящие ответы и похвалите те, которые попали в точку.

Игра «От любви до ненависти».

Цель:

1-опрделить отношение к школе и придумать, как сделать процесс обучения более интересным

2- развить умение работать в группе

Марина (можно выбрать любое имя) говорит, что она любит ходить в школу. А с Денисом дело обстоит совсем иначе. Он говорит, что терпеть не может школу. «Там так ужасно скучно»,- стонет он.

Что для вас в школе интересного? А что скучно? Возьмите бумагу и карандаш и составьте два соответствующих списка (10 мин).

Сядьте по несколько человек и попытайтесь составить общие списки того, что в школе интересно, а что скучно (10 мин).

Теперь обсудите, что можно придумать и сделать для того, чтобы ваше обучение в школе и ваша жизнь в классе стали интереснее и увлекательней. Потом мы вместе поговорим об этом (5 мин).

Игра «Коровы, собаки, кошки»

Цель:

1- развитие умения слушать

2- развитие навыков сотрудничества

3- снятие эмоционального напряжения

Учащиеся располагаются широким полукругом. Учитель подходит к каждому и шепотом называет какое-нибудь животное. Ребята должны хорошо запомнить это животное т.к. их задачей будет изображать своих животных по очереди. Учитель по очереди шепчет детям: «Корова, собака, кошка».

Затем ученики закрывают глаза, и учитель просит их «заговорить» так, как «говорит» ваше животное. Они должны забыть на время человеческий язык. Задача учеников с закрытыми глазами и при этом, говоря на языке животных объединиться в группы с теми животными, которые говорят, так же как и вы. Помните, что во время хождения по классу в поисках своего животного глаза должны быть закрыты. Навострите свои уши и слушайте звуки, издаваемые коровой, собакой, кошкой.

Игра «Бычок – серый бочок».

Цель:

1- интенсивное творческое взаимодействие, способствующее сплочению классного коллектива

2- расширение группового репертуара способов взаимодействия

3- снятие эмоциональных барьеров, создание атмосферы раскрепощения и беззаботности

Режиссер (классный руководитель) раздает путем жеребьевки следующие роли: Баба Яга, Ступа, дерево (2 человека), овечка (2 человека), папа, мама, Нюрочка - девчурочка, Бычок - серый бочок, грязь – болото, избушка на курьих ножках.

Режиссер читает текст, а актеры параллельно его играют.

Текст: Жили – были муж и жена, и была у них доченька Нюрочка – девчурочка. Папа и мама очень любили, лелеяли свою доченьку. Отпросилась как - то Нюрочку – девчурочку в лес по грибы, по ягоды, да и заблудилась. Села она под кустик и плачет. Пролетала рядом на ступе Баба Яга, схватила девочку, да и унесла ее в свою избушку на курьих ножках. Стала снова Нюрочка - девчурочка, дом подметать, окна мыть, мусор вносить.

Пробегал как – то рядом бычок – серый бочок, острые рожки. Села на него Нюрочка – девчурочка и понес ее бычок – серый бочок домой. А лес шумит, деревья ломятся. Погналась Баба Яга в ступе за Нюрочкой – девчурочкой, вот – вот догонит. Да не тут – то было. На пути лежало болотце.

Подбежал бычок – серый бочок к болотцу, да дай копытцем бить, грязью Бабу Ягу забрасывать. Забрызгал ей все глаза и убежал. Не догнала их Баба Яга. А Нюрочка – девчурочка прибежала домой. Отец и мать встретили ее, обняли, расцеловали. Бычка поблагодарили и стали жить – поживать и добра наживать.

Игра «Разговор с руками».

Цель:

1- снятие агрессии

2- развитие умения

Если ребенок младшего возраста подрался или причинил кому-то боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложить ему оживить ладошки – нарисовать им глазик, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Что вы не любите делать?», «Какие вы?». Если ребенок не подключился к беседе, проиграйте диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислить, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и никого не будут обижать.

Если ребенок согласиться на такие условия, то через, заранее оговоренный, промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив руки и их хозяина.

Организационно – деятельностная игра « Прогноз ».

Цель:

Выработать единую программу организации взаимодействия с детьми и родителями, определить пути развития воспитательной системы школы.

Ход игры:

Коллектив делиться на 4 равные команды (администрация, учителя, родители, подростки). Игра начинается во всех командах одновременно. Командам выдается задание на, заранее заготовленных карточках, где указываются вопросы с позиции четырех социальных групп. Игрокам дается 15 минут на обдумывание. После выполнения задания команды (переходят на следующую социальную группу) меняются местами, проходя все четыре социальные группы. В конце игры подводятся итоги работы каждой команды и коллектива в целом.

Игру рекомендуется проводить как с преподавателями, так и с родителями и учащимися старших классов.

Задание участникам игры:

1. Администрация:

1.1. Ваше представление о системе воспитательной работы в школе.

1.2. Возможные формы взаимодействия с учителями и помощь в организации воспитательной работы школе.

2. Учителя:

2.1. Сегодняшние трудности воспитательной работы в школе.

2.2. Ваши предложения по преодолению этих трудностей конкретные формы и методы воспитательной работы.

3.Родители:

3.1. Есть ли у Вас проблемы в организации свободного времени ваших детей.

3.2. В чем возможны точки взаимодействия учителей с родителями в организации свободного времени детей.

3.3. Какую помощь ждете от учителей.

4. Подростки

4.1. Какой должна быть внеурочная работа в школе.

4.2. Какую роль Вы отводите учителям в организации Вашего досуга.

Подбор и характер вопросов зависит от целей игры, от уровня профессиональной компетентности игроков и от того, на каком уровне в данный момент предлагается решить ту или иную проблему.

Вывод.

В курсовой работе я отобразил основные достоинства и недостатки воспитательной системы современной школы, такие как:

- приобщение к культуре

- воспитывает любовь к живому

- воспитывает и формирует уважение и терпение друг к другу

- чрезмерное самоуправление со стороны учеников

- подражание политическому строю государства или же наоборот полное его отсутствие

Но вместе этим, я также предложил способы решения некоторых проблем и воспитательные методы, это могу быть не только лекции, на которых учитель будет излагать, что такое хорошо, что такое плохо, но воздействие на учащихся с помощью подвижных, развивающих, воспитательных игр.

Обычно классные руководители, подводя какие – либо итоги, хвалят отличников и ругают двоечников, говорят о типичных причинах, влияющих на уровень знаний, советуют, что нужно изменить, для повышения результата. При этом дети отчуждаются от самоанализа, от принятия собственных решений, от ответственности, от осмысления своих ошибок. Все это дается в готовом виде. Технология и методика индивидуального рефлексивного воспитания устраняет этот главный педагогический недостаток.

Список использованной литературы:

1- Новиков А. М. Национальная идея России (возможный подход). – М., 2000.

2-Управление воспитательной системой школы: Проблемы и решения/ Под ред. В. А. Караковского и др. М., 1999.

3- Караковский В. А. и др. Воспитание? Воспитание… Воспитание! М., 1996.

4- Новикова Л. И. Школа и среда. М., 1985.

5- Селиванова Н. Л. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика. 2000. №6.

6-Караковский В. А. Теория и практика воспитательных систем. – М., 2001.

7- Методология, теория и практика воспитательных систем / Под ред. Новикой Л. И., Вендровской Р. Б., Караковского В. А. – М., 1996.

8- Кабуш В. Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения. – М., 1995.

9- Бакынина С.В. Нужна ли «конфлитологическая служба» в школе? // Педагогический поиск, 1995, № 10-11.

10- Эльконин Д.Б. Детская психология: Уч. пос. для вузов. – М.: Академия, 2008.

[1] Концепция – это совокупность тех идей, которые будут лежать в основе построения системы, т.е. идеология.

[2] Функции – это целевое предназначение компонентов в системе, характеризующее содержание, формы и методы деятельности по ее достижению (как и что, делать?).

[3] Синергетика – это наука, изучающая самоорганизующиеся системы.

[4] Конфликт – это всегда «столкновение, серьезное разногласие» (С. И. Ожегов).

Наши рекомендации