Тема 1. предмет, объект, методы, функции и основные категории педагогики
Предмет и объект педагогики
Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос, что же она изучает. Во взглядах ученых на педагогику существует три подхода.
Одни считают, что педагогика – междисциплинарная область знания. Такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную науку. В этом случае в педагогике оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, политика).
Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (социологии, психологии) и адаптированных к сфере образования и воспитания. Сторонники этого подхода также отрицают право педагогики на свой предмет и, следовательно, собственное теоретическое знание.
Продуктивной, по мнению В.В. Краевского является третья концепция, согласно которой педагогика – это самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения.
Объект педагогики. А.С. Макаренко в 1922 году сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является педагогический факт (явление). При этом ребенок, человек не исключается из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его как личности. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования.Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.
Предмет педагогики. Не только педагогика изучает образование. Его изучает философия, социология, психология, экономика. Так, экономист, изучая уровень реальных возможностей подготовленных специалистов пытается определить затраты на их подготовку. Психолог изучает психологические аспекты педагогического процесса. Политолог пытается определить эффективность государственной образовательной политики. Педагогика изучает свой аспект образования.
Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении свей его жизни, разрабатывает теорию и технологию организации этого процесса, формы и методы совершенствования деятельности педагога и различные виды деятельности учащихся.
Функции и задачи педагогики
Функции педагогики.Функции педагогики обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции.
Теоретическая функция реализуется на трех уровнях:
- описательный (изучение передового и новаторского педагогического опыта);
- диагностический (определение состояния педагогических явлений, эффективности деятельности педагога и учащихся, а также условий, обеспечивающих эту эффективность);
- прогностический (экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности). На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающих образовательную практику.
Технологическая функциятакже предполагает три уровня реализации:
- проективный (разработка методических материалов: учебных планов, программ, учебников – воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих план педагогической деятельности, содержание и характер);
- преобразовательный (внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования);
- рефлексивный и корректировочный (оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).
Задачи педагогики.
Педагогика решает следующие задачи:
- Научное обоснование системы образования, содержания образования и воспитания.
- Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.
- Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания.
- Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности.
- Разработка методологии и методов педагогического исследования.
- Проведение исследования по актуальным педагогическим проблемам.
- Разработка и обоснование интенсивных педагогических технологий, методов и форм педагогической работы по успешному решению задач обучения, воспитания и образования.
- Участие в международных научных педагогических проектах.
- Прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.