На которые накладываются характер и особенности

Название подструктуры Элементы, входящие в подструктуры Соотношение социального и биологического Основные связи личности с Специфические виды формирования Необходимые уровни анализа
отражением осознанием потребностями активностью
1. Направ-ленность Убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания Биологического почти нет Отношение к отражаемому на основе опыта В основном осознание будущего Через отражение социальной нужды Через убеждения Воспитание Социально-психологический
2. Опыт Привычки, умения, навыки, знания Значительно больше социального Содержание форм отражения Необходимость осознания прошлого Через привычки Через волевые навыки Обучение Психо-лого-педагогический
3. Психи-ческие процессы Воля, чувства, восприятия, мышление, ощущения, эмоции, память Чаще больше социального Формы психического отражения Достаточно осознания настоящего Через нужду личности Через волю Упражнение Индивидуально-психологический
4. Биопси-хические свойства Темперамент, половые, возрастные, патологические свойства Социального почти нет Механизмы психического отражения Только стиль осознания Через биологическую нужду Через силу и подвиж-ность нервных процессов Тренировка Психофизиологический. Нейропсихологический

Он выделил в ней следующие подструктуры:

- Направленность (включает такие формы, как убеждения, мировоззрения, влечения, желания, интересы, склонности, идеалы). Эта подструктура формируется путем воспитания.

- Опыт (она объединяет знания, умения, навыки и привычки, уже приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически и даже генетически обусловленных свойств личности).

- Индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятия, памяти, мышления, эмоций, чувств, воли).

- Биопсихические свойства объединяют свойства темперамента, половые и возрастные свойства личности, патологические, так называемые органические изменения.

На эти четыре подструктуры накладывались еще две общие подструктуры: характер и способности, которые представляли собой не самостоятельные подструктуры, а общие качества личности, включающие особенности каждой из четырех основных иерархических подструктур.

Основной недостаток этого подхода состоял в том, что общая структура личности интерпретировалась, главным образом, как некая совокупность ее биологических и социально-обусловленных особенностей. В результате едва ли не главной в психологии личности становилась проблема соотношения социального и биологического в личности. Однако на самом деле биологическое, входя в личность человека, становится социальным.

К концу 70-х гг. ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией к применению системного подхода. В этой связи особый интерес представляет обращение к идеям А.Н. Леонтьева. Личность, по его мнению, – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в онтогенезе. Интересно отметить те особенности, которые А.Н. Леонтьев не относил к личности, прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные навыки, знания и умения, в том числе профессиональные. Перечисленное составляет индивидные свойства человека.

Понятие индивид, по А.Н. Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Индивидуальные же свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными не становятся. Личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия ее формирования.

Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н. Леонтьевым, нашел свое развитие в работах А.В. Петровского и В.А. Петровского. По их мнению, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, опосредствованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по природе своей сверхчувственны. Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив, но к ним несводимы.

Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, внешне выступают в форме общения или субъект-субъектного отношения наряду с субъект-объектным отношением, характерным для предметной деятельности. При более глубоком рассмотрении выясняется, что непосредственные субъект-субъектные связи существуют не столько сами по себе, сколько в опосредовании какими-либо объектами (материальными или идеальными). Это значит, что отношение индивида к другому индивиду опосредуется объектом деятельности (субъект – объект – субъект). В свою очередь то, что выглядит как прямой акт предметной деятельности индивида, на самом деле является актом опосредования, причём опосредующим звеном для личности является уже не объект деятельности, не её предметный смысл, а личность другого человека, соучастника деятельности, выступающая как бы преломляющим устройством, через которое он может воспринять, понять, почувствовать объект деятельности.

Всё сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных (субъект – объект – субъектных и субъект – субъект – объектных) отношений, складывающихся в деятельности и общении. А.В. Петровский и В.А. Петровский рассматривают структуру личности как «сверхчувственное» системное качество индивида. Рассматривая личность в системе субъективных отношений, они выделяют три типа атрибуции (приписывания, наделения) личностного бытия индивида (или три аспекта трактовки личности).

Первый аспект рассмотрения – интраиндивидная личностная атрибуция: личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту; личностное оказывается погруженным во внутреннее пространство бытия индивида.

Второй – интериндивидная личностная атрибуция как способ понимания личности, когда сферой ее определения и существования становится «пространство межиндивидных связей».

Третий – метаиндивидная личностная атрибуция. Здесь обращается внимание на воздействие, которое вольно или невольно индивид оказывает своей деятельностью (индивидуальной или совместной) на других людей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения: ее важнейшие характеристики, которые пытались усматривать в качествах индивида, предлагается искать не только в нем самом, но и в других людях. В этом случае личность выступает в качестве идеальной представленности индивида в других людях, его инобытия в них, его персонализации.

Сущность этой идеальной представленности – в тех реальных действенных изменениях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы другого человека, которые производит деятельность субъекта или его участие в совместной деятельности. Речь идет об активном процессе, о своего рода продолжении себя в другом, вследствие которого личность обретает вторую жизнь в других людях. Продолжаясь в других людях, со смертью индивида личность полностью не умирает.

Разумеется, личность может быть характеризуема только в единстве предложенных аспектов рассмотрения.

Теории личности

Для более полного изучения проблемы личности рассмотрим наиболее известные психологические теории личности.

– Биологическая теория личности

Эта теория возникла в XVII в. и закрепилась в XIX в. под прямым влиянием на психологию и другие науки взглядов известного английского естествоиспытателя Ч. Дарвина. Обратив внимание на общие биологические корни у человека и у животных, Дарвин стимулировал поиски единых для животных и человека биологических основ поведения.

Биологическая теория личности видит ее истоки в органических потребностях и считает их главным фактором мотивации поведения как человека, так и животных. Эта же теория в социальном поведении человека ищет аналогию с биологическим поведением животных, акцентируя внимание на общих формах поведения у людей и высших животных. Оказывается, что у них есть общие потребности в пище, воде, продолжении рода, стремлении к физическому комфорту, самосохранению и развитию. Утверждается, что в конечном счете ничего, кроме этого, в поведении человека не содержится, а разница между им и животными состоит лишь в том, что свои органические потребности люди удовлетворяют по-другому, чем животные. Предполагается, что так понятая личность имеет врожденный, наследственный характер, что черты личности передаются человеку напрямую от его предков. Это касается способностей, характера человека, его потребностей и морали. Никакой принципиальной разницы между моралью человека и моралью животных биологическая теория личности не усматривает. Человек – это то же животное – вот одна из главных мыслей, отстаиваемых в этой теории.

Многие виды человеческого поведения – альтруизм, агрессивность, поло-ролевое поведение, – имеют врожденный, наследуемый характер. И у человека, и у животных существуют аналоги такого поведения. Например, высшие животные, как и человек, любят своих детенышей, ведут стадный образ жизни, заботятся друг о друге, бывают иногда агрессивными.

Биологическая теория личности объявляет врожденным неравенство людей по способностям, а социальная структура общества и отношения людей в ее трактовке представляются аналогичными структуре и отношениям между высшими животными. Действительно, наблюдая за жизнью стад человекообразных обезьян, ученые обнаружили, что между ними складываются почти такие же отношения, как в социальных группах между людьми. В каждом стаде есть свой вожак, похожий на лидера или руководителя среди людей. В стаде обезьян особь, приближенная к вожаку, пользуется такими же привилегиями, как человек среди людей, приближенных к руководителю или лидеру. Меняется власть в стаде, теряет свою силу вожак и, как следствие этого изменяется вся система отношений в стаде. Примерно то же самое происходит и среди людей при перемене власти. Биологическая теория личности была особенно популярна среди ученых на рубеже XIX и XX вв., а затем постепенно была вытеснена социологической и гуманистической теориями.

– Социологическая теория личности

Эта теория свои основные идеи позаимствовала из социологии и социальной психологии, где человек рассматривается и описывается как часть и продукт общества. В нем, как в личности, выделяются такие качества, которые возникают под влиянием общества и обеспечивают его нормальную общественную жизнь. Одним из известных вариантов социологической теории личности стала теория ролей. Здесь личность предстала в тех социальных ролях, которые она выполняет в обществе, например, роли ребенка, родителя, руководителя, учителя и т.п. Своеобразие в исполнении человеком типичных социальных ролей характеризовалось как его личностная индивидуальность. Она включала в себя отношение человека к своим социальным ролям и его поведение в них.

Будучи членом общества, человек в нём не только исполняет различные роли, но в своем поведении руководствуется определенными социальными нормами. Они входят в структуру личности. Под нормами понимаются правила поведения, принятые в данном обществе и усвоенные личностью, т.е. ставшие частью ее морали. В обществе также существуют свои обычаи, традиции, этикет и общепринятые формы поведения. Изучение и описание личности с точки зрения традиционных (культурных, национальных, религиозных и т.п.) форм поведения, с позиций этикета также особенность социологической теории личности.

– Фрейдизм, психоанализ

Возникновение этого направления связано с именем австрийского психиатра 3. Фрейда (1856–1939). Формирование фрейдизма как концепции относится к началу XX вв.

Широкое распространение психоанализ получил после Первой мировой войны, в 20-е гг. Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как фрейдизм. Его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком.

В структуре личности Фрейд обратил внимание на бессознательное и превратил его в объект исследования. Все развитие личности он выводил из двух врожденных инстинктов: продолжения рода (степень выраженности полового влечения – либидо) и сохранения жизни (страх смерти). На их стихийные и неконтролируемые проявления общество накладывает табу (запрет). В результате этого они вытесняются в сферу бессознательного и сублимируются (замещаются) разрешенной обществом деятельностью.

Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой структура личности имеет три составляющие: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» – это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. «Оно» насыщено сексуальной энергией – «либидо». «Я» – сознание, а «Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. «Оно» действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я» ориентируется на принципы реальности, а «Сверх-Я» руководствуется идеальными представлениями – принятыми в обществе нормами морали и ценностями. «Оно» является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта. «Я» – это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Сверх-Я» – это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали.

Основные источники формирования «Сверх-Я» личности – это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с которыми данный человек вступал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также произведения литературы и искусства. Система жизненно важных потребностей человека, которая составляет содержание «Оно», постоянно требует удовлетворения и бессознательно направляет психологическую активность человека, регулируя его психические процессы и состояния.

Неосознаваемые влечения, идущие от «Оно», чаще всего, находятся в состоянии конфликта с тем, что содержится в «Сверх-Я», т.е. с социальными и нравственными оценками поведения; поэтому между «Оно» и «Сверх-Я» существуют постоянные и неизбежные противоречия. Они решаются с помощью «Я» – сознания, которое, действуя в соответствии с принципом реальности, стремится разумно примирить обе конфликтующие стороны таким образом, чтобы влечения «Оно» были в максимальной степени удовлетворены и при этом не были нарушены нормы морали. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «Оно», но в противовес «Сверх-Я», то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. «Сверх-Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная и трудовая активность, в формах поведения: снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, свободных ассоциациях, особенностях забывания). Если энергия «либидо» не находит выхода, то будут у человека психические болезни, неврозы, истерики, тоска.

Для спасения от конфликта между «Я» и «Оно» применяются человеком средства психологической защиты. Вот некоторые из них:

- вытеснение, подавление – непроизвольное устранение из сознания недозволенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное «Оно»;

- проекция – бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу;

- рационализация – бессознательная попытка рационализировать, обосновать абсурдную идею;

- замещение – оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно доступным способом.

При недостаточной выработке мер защиты возникает невроз, в основе которого лежат, по мнению Фрейда, психотравмирующие переживания раннего детства, связанные с неосознаваемыми и вытесненными влечениями ребенка к родителям противоположного пола (комплекс Эдипа или Электры). Человек с позиции фрейдизма изначально порочное, мучающееся, страдающее существо, невротичное и конфликтное. Недостатком фрейдизма является полный отрыв личности от социальных условий ее формирования, при увеличении роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения.

Поэтому даже его последователи, неофрейдисты (неофрейдизм возник в конце 30-х гг. XX в.), отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека. Бессознательное лишь наполнялось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности (Адлер), коллективное бессознательное («архетипы»), выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству (К. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества. Заслуга Фрейда состоит в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека.

– Гуманистическая теория личности

Гуманистическая психология возникла как своеобразная альтернатива тем концепциям, которые полностью или частично отождествляли психологию и поведение человека и животных.

Сторонников гуманистических теорий личности, прежде всего, интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Сами описания личности и события в ее жизни здесь в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа «смысл жизни», «ценности», «жизненные цели» и т.п. Наиболее известными представителями этого подхода к личности являются американские психологи А. Маслоу и К. Роджерс. Кратко коснемся теории К. Роджерса.

Роджерс исходил из того, что каждый человек обладает стремлением иметь способность к личностному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития.

Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен решать, следующие: Кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть? Образ «Я», складывающийся в результате жизненного опыта, оказывает, в свою очередь, влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению. Я-концепция может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с амбивалентной или отрицательной. Я-концепция, в свою очередь, может неверно отражать реальность, быть вымышленной и искаженной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным.

Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты испытываемого им счастья непосредственно зависит от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» согласуются между собой. Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению.

Представители гуманистической психологии защищали точку зрения, согласно которой поведением человека в обществе управляют не биологические, а, в первую очередь, социальные потребности, не рефлексы или инстинкты, а духовные цели и ценности. Культура, мораль не просто входят в структуру личности, но в соответствии с гуманистическим подходом занимают в ней центральное место, отодвигая рефлексы и инстинкты на второй план. Человек ест для того, чтобы жить по-человечески, а не живет для того, чтобы есть — вот главная идея гуманистической теории личности. Высокоразвитый как личность человек согласно этой теории живет не ради удовлетворения своих биологических потребностей, а для того, чтобы развиваться духовно.

По своим позициям, особенно в плане понимания смысла жизни (стремление к высшим целям, ценностям), гуманистическая психология из всех зарубежных концепций является наиболее близкой к взглядам отечественных психологов (рис. 12).

На которые накладываются характер и особенности - student2.ru

Рис. 12. Психологическая структура личности

Вопросы для самопроверки:

1. Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»?

2. Раскройте понятие структуры личности.

3. Какова история развития представления о психологической сущности личности в отечественной психологии?

4. Что такое фрейдизм?

5. В чём сущность гуманистической теории личности?

6. Каковы основные положения биологической теории личности?

7. Что лежит в основе социологической теории личности?

На которые накладываются характер и особенности - student2.ru
Глава 10. Способности

Наши рекомендации