Организация исследования

Исследование было проведено в три этапа на базе поликлинического отделения для детей №16 СПб ГБУЗ «Городской поликлиники №114», г. Санкт-Петербург, ул. Школьная дом 114, корпус 1.

Первый этап с марта по апрель 2015 года был посвящен анализу литературных источников, в результате которого были изучены вопросы, касающиеся коррекции осанки у детей с нарушением слуха по системе Пилатес младшего школьного возраста и разработаны комплексы упражнений, включающий в себя упражнения системы Пилатес.

На втором этапе исследования с мая по октябрь 2015 года были сформированы две группы экспериментальная и контрольная. В каждую группу вошли по 10 детей с нарушением слуха. В начале эксперимента дети были протестированы по указанным выше тестам. Для экспериментальной группы в программу занятий адаптивного физического воспитания были включены комплексы упражнений, включающие в себя упражнения системы Пилатес, для детей с нарушением слуха младшего школьного возраста. Дети контрольной группы занимались с инструктором по традиционной методике адаптивного физического воспитания. В конце серии занятий было проведено повторное тестирование.

На третьем этапе с октября по ноябрь результаты первичного и повторного тестирования были обработаны и описаны в квалификационной работе.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ разработанного комплекса физических упражнений направленных на коррекцию осанки у детей с нарушением слуха

3.1. Результаты анализа выписок из медицинских карт

Результаты анализа выписок из медицинских карт приведены в табл. 1, 2.

Таблица 1.

Результаты анализа выписок из медицинских карт детей с нарушением слуха младшего школьного возраста контрольной группы

№ п/п Ф.И.О. Возраст (лет) Основной диагноз Сопутствующие заболевания
Е. В. Двухсторонняя тугоухость 1 степени Нарушение осанки
Г. А. Односторонняя тугоухость 1 степени Нарушение осанки
Д. Е. Двухсторонняя тугоухость 2 степени Нарушение осанки
Э. Р. Двухсторонняя тугоухость 1 степени Нарушение осанки
А. Ф. Двухсторонняя тугоухость 2 степени Нарушение осанки
М. И. Двухсторонняя тугоухость 1 степени Нарушение осанки
Н. А. Односторонняя тугоухость 1 степени Нарушение осанки
Я. Г. Двухсторонняя тугоухость 1 степени Нарушение осанки


Продолжение таблицы 1

В. Д. Односторонняя тугоухость 1 степени Нарушение осанки
Л. В. Двухсторонняя тугоухость 2 степени Нарушение осанки

Таблица 2.

Результаты анализа выписок из медицинских карт детей с нарушением слуха младшего школьного возраста экспериментальной группы

№ п/п Ф.И.О. Возраст (лет) Основной диагноз Сопутствующие заболевания
Б. Л. Двухсторонняя тугоухость 2 степени Нарушение осанки
Ш. С. Двухсторонняя тугоухость 2 степени Нарушение осанки
Я. М. Односторонняя тугоухость 1 степени Нарушение осанки
С. С. Двухсторонняя тугоухость 1 степени Нарушение осанки
К. А. Односторонняя тугоухость 1 степени Нарушение осанки
Г. П. Двухсторонняя тугоухость 1 степени Нарушение осанки
Г. В. Двухсторонняя тугоухость 2 степени Нарушение осанки
В. Ю. Односторонняя тугоухость 1 степени Нарушение осанки

Продолжение таблицы 2

Я. С. Двухсторонняя тугоухость 2 степени Нарушение осанки
П. Р. Односторонняя тугоухость 1 степени Нарушение осанки

В экспериментальном исследовании приняли 20 детей с нарушением слуха в возрасте от 10 до 12 лет из них 12 девочек и 8 мальчиков. Из таблиц 1, 2 видно, что основными диагнозами у детей, которые принимали участие в педагогическом эксперименте были: односторонняя тугоухость 1 степени, двухсторонняя тугоухость 1 степени, односторонняя тугоухость 2 степени и двухсторонняя тугоухость 2 степени. Сопутствующим заболеванием было нарушение осанки. Противопоказаний к урокам адаптивного физического воспитания у детей не имелось.

Содержание разработанного экспериментального комплекса упражнений, направленного на коррекцию осанки у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

Особенностью комплексов упражнений, разработанных для занятий с детьми с патологией слуха, является учитывание следующих аспектов физического состояния занимающихся:

1) Слабое физическое развитие из–за ограничения двигательной активности, во время выполнения физических упражнений у них очень скоро появляется потливость, одышка;

2) Снижение координационных показателей, способности управлять движениями.

В связи с этим основой комплексов упражнений по системе Пилатес стали упражнения следующей направленности:

- упражнения, направленные на тренировку силы крупных мышечных групп, формированию мышечного корсета;

- упражнения, направленные на развитие координационных способностей.

Так же в комплексы упражнений были включены игры, направленные на психоэмоциональную разгрузку детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Разработанные комплексы упражнений, включающие в себя упражнения системы Пилатес, для детей с нарушением слуха приведены в приложениях 1. Данные комплексы проводились во второй половине основной части, чтобы снизить психоэмоциональное состояние занимающихся. Занятия проводились три раза в неделю, продолжительность одного занятия составляла 60 минут (подготовительная часть - 15 минут; основная часть – 40 минут и заключительная часть – 5 минут), изменения в продолжительности занятий были разрешены заведующей, поликлинического отделения для детей №16 Разработанные комплексы упражнений занимали 20 минут от основной части занятия. Первый комплекс упражнений был направлен на развитие координационных способностей и повышение гибкости. Второй комплекс был направлен на укрепление мышц брюшного пресса. Третий комплекс был направлен на укрепление мышц спины. В каждый комплекс входило по две игры, которые были направленны на развитие внимания, воображения, координационных способностей, быстроты реакции, а так же направленные на обогащение словарного запаса и развития памяти. Каждый комплекс упражнений разучивался по две недели, после чего упражнения выполнялись непрерывно, переходом к следующему упражнению была зеленая карточка, которая показывалась детям, когда упражнение выполнялось последний раз. Все комплексы упражнений чередовались через одну неделю. Для изучения комплексов упражнений были применены иллюстрации, с последовательным выполнением каждого упражнения пример приведен в приложении 2, каждое упражнение было объяснено и показано детям. Все упражнения и игры, включенные в разработанные комплексы упражнений, были выбраны с учетом возраста, пола и направленности игр и упражнений.

Организация исследования - student2.ru Рис. 1 Продолжительность частей урока в % экспериментальной группы

На рис. 1 видно, что от всей продолжительности урока подготовительная часть урока составила 24%; основная часть составила 66,7% из нее 33,4% составил экспериментальный комплекс и заключительная часть составила 8,3%.

Наши рекомендации