Для студентов естественно-научного факультета (тип) дневного и заочного отделения

Семинарское занятие № 1

Предмет и задачи дидактики

1. Происхождение, эволюция и значение понятия дидактика.

2. Дидактика и частные методики.

3. Основные понятия дидактики.

4. Структура процесса обучения: цель, задачи. Содержание, методы и организационные формы обучения, средства и достигаемые результаты.

5. Основные виды обучения: догматический, объяснительно-иллюстрационный, проблемный, программированный.

Практическое задание

В соответствии со структурой процесса обучения покажите разницу между дидактикой и методикой трудового обучения.

Темы рефератов

1. Взаимосвязь деятельности учителя и учащихся в учебном процессе: педагогика сотрудничества.

2. Диалектическое единство объяснительно-иллюстрационного, проблемного, программированного подходов в учебном процессе.

3. Пути и средства развивающего обучения.

4. Воспитывающий характер обучения.

5.Индивидуальный подход к учащимся в обучении.

Литература

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения — общедидактический аспект. — М., 1977.

2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.., 1986.

3. Дидактика средней школы.

4. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и его развитие. М., 1989.

5. Занков Л. В. Дидактика и жизнь. — М., 1968.

6. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитание школьников. — М., 1976.

7. Лихачев Б. Г. Воспитательные аспекты обучения. — М., 1982.

8. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. — М., 1977.

9. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М., 1980.

10. Шамова Г. И. Активизация обучения школьников. — М., 1982.

11. Куписевич Ч. Основы общей дидактики.

12. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского.

13. Баранов С. П. Сущность процесса обучения.

14. Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа.

15. Ильясов И. И. Структура процесса обучения М., 1986.

16. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984.

17. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под. Ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. — М., 1987.

Семинарское занятие № 2

Закономерности и принципы обучения

1. Закономерности обучения:

• обусловленность обучения общественными потребностями и конкретными условиями;

• взаимосвязь и взаимодействие учителя и ученика в учебном процессе;

• взаимосвязь задач, содержания, методов и форм обучения.

2. Реализация закономерностей обучения в дидактических принципах.

3. Развитие принципов обучения в истории педагогической мысли.

4. Системы принципов обучения:

• научность обучения;

• систематичность и последовательность обучения;

• доступность обучения;

• связь обучения с жизнью;

• сознательность и активность учащихся в обучении

• наглядность в обучении;

• воспитывающий характер обучения

• учет возрастных и индивидуальных особенностей в обучении.

Практическое задание

На конкретном материале по трудовому обучению показать взаимосвязь принципов:

• научности и доступности;

• наглядности и развития теоретического мышления коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся

Темы рефератов

Реализация принципа наглядность (связь обучения с жизнью, доступности и последовательности) на уроке

Литература

1. Дидактика средней школы.

2. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986. — С. 147.

3. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского.

4. Дидактические принципы // Педагогическая энциклопедия: В 4 т. — М., 1964. Т.1.

5. Каменский Я. А. Великая дидактика.

6. Ильина Т. А. педагогика.

7. Сорокин Н. А. Дидактика.

8. Макаренко А. С. Из опыта работы // Избр. Пед.соч. — М., 1978. — С. 161 — 173.

Семинарское задание № 3

Контроль и оценка знаний и умений учащихся

1. Роль контроля и оценки в руководстве и управления деятельностью учащихся.

2. Функции и виды контроля знаний, умений и навыков школьников.

3. Методы контроля и пути их совершенствования.

4. Педагогическая оценка, ее назначение и критерии, виды педагогической оценки.

5. Условия эффективности и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Практические задания

1. Проанализируйте, как результат контроля оказывает влияние на организацию работы в классе.

2. Зафиксируйте все виды педагогической оценки на одном-двух занятиях преподавателями института. Проведите параллель между наиболее часто используемыми оценками и применяемыми редко.

3. Проведите педагогическое оценивание личности ученика. Таких его свойств, как честь и достоинство.

4. Раскройте, отчего зависит выбор методов контроля в процессе обучения.

Темы рефератов (7 — 10 машинописных страниц)

1. Опора на положительное — одно из условий эффективности проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

2. Использование дидактической игры в осуществлении контроля и оценивания знаний школьников.

3. Нетрадиционные виды контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Воспитательные и образовательные функции оценки учения школьника. — М., 1984. — С.11—67, 278—286.

2. Успеваемость школьника: оценка и контроль // Сов. Педагогика. 1986. — № 6.

3. Шаталов В. Ф. Точка опоры. — М.,1987.

4. Ильина Т. А. Педагогика. — М., 1984. — С. 329 — 346.

5. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского.

6. Сорокин Н. А. Дидактика.

ВОПРОСЫ ПО ПЕДАГОГИКЕ (ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ)

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ФАКУЛЬТЕТА (ТИП) ДНЕВНОГО И ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ.

1. Сущность процесса обучения, его двусторонний характер, задачи, движущие силы. Структура процесса обучения. Категории дидактики. Основные виды обучения.

2. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

3. Закономерности и принципы обучения.

4. Содержание образования и развитие личности школьника. Дифференциация содержания образования в современной школе.

5. Учебные планы, программы, учебники. Основные пути и средства их совершенствования.

6. Дидактическая системы методов обучения.

7. Классификация методов обучения по источнику приобретения знаний (словесный, наглядный, практический).

8. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности (репродуктивный, объяснительно-иллюстрационный, проблемное измышление, частично-поисковый, исследовательский).

9. Сущность проблемного обучения. Проблемная ситуация. Проблема. Проблемная задача. Методы проблемного обучения.

10. Сущность программированного обучения. Влияние компьютеризации школы на характер обучения.

11. Оптимизация выбора методов обучения.

12. Основные формы организации обучения. Урок в современной школе.

13. Контроль и оценка знаний и умений учащихся.

14. Мотивы учения. Сущность и роль познавательного интереса в обучении. Пути и средства его формирования.

15. Пути преодоления неуспеваемости школьников.

16. Содержание и методы работы учителя с одаренными детьми.

Общее и особенное в педагогическом опыте современных учителей новаторов. (В.А.Сухомлинский, Е.Н. Ильина, Б.П. и Е.А. Никитины, В.Ф. Шаталов, И.П. Волков, С.Н. Лысенкова, Ш.А. Амонашвили и др.). Изучение, обобщение и распространение передового и новаторского

Наши рекомендации