Тематика контрольных работ. 1. Подвижные игры как средство адаптации детей к условиям дошкольного учреждения
1. Подвижные игры как средство адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
2. Дидактические игры по физкультуре как средство формирования двигательных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
3. Организация оптимального двигательного режима в дошкольном учреждении.
4. Организация и руководство самостоятельной двигательной деятельностью малоподвижных детей в дошкольном учреждении.
5. Организация и руководство самостоятельной двигательной деятельностью гиперподвижных детей в дошкольном учреждении.
6. Руководство двигательной деятельностью детей на прогулке.
7. Развитие двигательного творчества детей старшего дошкольного возраста.
8. Физкультурно-игровая среда в дошкольном учреждении как условие двигательного развития дошкольника.
9. Игры и упражнения в работе с малоподвижными детьми как средство оптимизации их двигательного поведения.
10. Игры и упражнения в работе с гиперподвижными детьми как средство оптимизации их двигательного поведения.
11. Организация кружковой работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении.
12. Организация прогулок-походов с детьми старшего дошкольного возраста.
13. Оздоровительные прогулки в дошкольном учреждении.
14. Утренняя гимнастика с элементами психотренинга как условие психологического комфорта детей.
15. Роль специальных форм организации деятельности детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет в формировании навыков личной гигиены.
16. Формирование навыков личной гигиены детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет в процессе режимных моментов.
17. Игры-занятия с дидактической куклой как средство формирования навыков личной гигиены у детей 3-4 лет.
18. Использование фольклора в процессе формирования навыков здорового поведения у детей 4-5 лет (5-6 лет, 6-7 лет).
19. Воспитание организаторских способностей у детей 5-6 лет (6-7 лет) в подвижных играх.
20. Праздник подвижной игры как средство воспитания интереса к двигательной деятельности у детей среднего (старшего) дошкольного возраста.
21. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений по теме "Чувствую и понимаю себя" на физкультурных занятиях.
22. Формирование представлений по теме "Чувствую и понимаю себя" с использованием специальных форм организации деятельности детей.
23. Формирование у детей дошкольного возраста представлений по теме "Помоги себе сам.
24. Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в баскетбол.
25. Физические упражнения с элементами риска как средство формирования смелости у детей старшего дошкольного возраста.
26. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям олимпийского движения через использование форм активного отдыха.
27. "Уголок здоровья" в старшей группе детского сада.
28. Использование методики д-ра Шульца в работе с родителями.
29. Интеллектуальное развитие ребенка средствами физической культуры.
30. Профилактика вредных привычек детей средствами физической культуры.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Основные понятия теории физического воспитания.
2. Основные направления современных научных исследований в области физического воспитания дошкольников
3. Методы научного исследования в физическом воспитании.
4. Система физического воспитания детей дошкольного возраста.
5. Физические упражнения для дошкольников: значение, виды, требования к отбору для возрастных групп.
6. Обучение физическим упражнениям: этапы, методы, специфика обучения в разных возрастных группах.
7. Строевые и общеразвивающие упражнения: назначение, виды, специфика обучения в разных возрастных группах.
8. Основные движения: виды и способы, техника выполнения, специфика методики обучения в разных возрастных группах.
9. Подвижные игры: характеристика, значение, классификация, методика проведения. Оценка эффективности подвижных игр.
10. Спортивные игры с дошкольниками: значение, содержание, правила, оборудование, методика обучения.
11. Спортивные упражнения: виды, характеристика, методика обучения в разных возрастных группах.
12. Развитие физических качеств у дошкольников; физические упражнения, используемые для развития физических качеств; специфика методики развития физических качеств в младшем и старшем дошкольном возрасте.
13. Контрольные упражнения для оценки физических качеств
14. Организация двигательной активности детей на прогулке.
15. Основные формы организации физического воспитания в дошкольном учреждении. 16. Физкультурные занятия, их назначение, структура, формы проведения.
17. Оценка, пути повышения эффективности физкультурных занятий в детском саду.
18. Методика проведения физкультурных занятий в разновозрастной группе.
19. Специфика проведения физкультурных занятий на воздухе.
20. Утренняя гимнастика: назначение, формы и методика проведения.
21. Физкультминутки: назначение, содержание, формы проведения.
22. Содержание и методика проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке.
23. Формы активного отдыха в дошкольном учреждении.
24. Прогулки-походы за пределы участка дошкольного учреждения: значение, организация и методика проведения.
25. Кружковая работа в дошкольном учреждении: назначение, содержание, методика проведения занятий.
26. Самостоятельная двигательная деятельность детей в ДУ: значение, условия, методы руководства.
27. Теоретические основы двигательного режима
28. Технология физического воспитания: определение понятия, структурные компоненты, общая характеристика.
29. Диагностика и прогнозирование здоровья, физического и двигательного развития детей дошкольного возраста: цель, задачи, содержание, основные направления.
30. Новые подходы к оценке двигательного развития детей.
31. Система ЗОЖ ребенка в дошкольном учреждении и семье.
32. Коррекционная работа в дошкольном учреждении: понятие, назначение, содержание, методика
33. Физкультурно-игровая среда: понятие, назначение, требования к организации.
34. Сотрудничество ДУ с семьями воспитанников: значение, направления, формы и методы взаимной трансляции физического воспитания детей.
35. Оценка эффективности технологии физического воспитания: значение, критерии, роль самоанализа педагога в оценке. 36. Критерии оценки конечных результатов деятельности по укреплению здоровья, физического и двигательного развития детей
37. Мониторинг как система оценочной деятельности в физическом воспитании: цель, задачи, содержание, методы.
38. Показатели физического развития детей по возрастным группам в учебной программе дошкольного образования. Оценка показателей развития выпускника ДУ.
39. Роль самоанализа и самооценки педагога в повышении качества физического воспитания.
40. Назначение планирования как программирования определенных конечных результатов здоровья, физического и двигательного развития детей; виды планирования.
41. Требования к содержанию и формам перспективного и календарного планирования физкультурно-оздоровительной работы в ДУ.
42. Индивидуальная и дифференцированная работа с детьми: назначение, направления, содержание, методика.
43. Физическая подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе.
44. Педагогический и медицинский контроль физического воспитания в ДУ: цель, задачи, основные направления, содержание.
45. Взаимодействие педагога с руководителем физического воспитания, психологом, медицинским работником при проведении различных форм физкультурно-оздоровительной работы: значение, направления, содержание.
46. Основополагающие нормативно-правовые документы по организации физического воспитания в дошкольных учреждениях.
47. Структура и содержание образовательных областей "Физическая культура", "Ребенок и общество" (компонент "здоровье и личная гигиена) в учебной программе дошкольного образования.
48. Руководитель физического воспитания в ДУ: профессионально-личностные качества, основные функции, оценка деятельности.
49. Педагог ДУ как организатор физического воспитания: профессиональные и личностные качества.
50. Современные проблемы и перспективы развития теории и практики физического воспитания детей дошкольного возраста
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
а) основная литература:
1. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 1972. - 271 с.
2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - С. 335-336.
3. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Шапковой. — М. : Советский спорт, 2003. — 464 с.
4. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста : учебное пособие / В.Н. Шебеко. - Минск : Высшая школа, 2010. - С. 233-239.
б) дополнительная литература:
5. Здоровье: Попул. энцикл. / Белорус.Сов.Энцикл.; редкол. Е.Я. Безносиков и др. – Минск : БелСЭ, 1990. - С. 20-21, 230-232, 236-239, 263-265, 278, 446-447, 639-640, 643.
6. Зельдин Л.М. Развитие движения при различных формах ДЦП. – М. : Теревинф, 2012.
7. Клюева Н.М. Корригирующая гимнастика для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – СПб., Детство-Пресс, 2007
8. Кожухова, Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; под ред. С.А. Козловой. - М .: Академия, 2002. - С. 7-10.
9. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников. – М.,2006
10. Малакова И.Б. Абилитация детей с церебральным параличом. Формирование движений.- М.: ГНОМ, 2011
11. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. - М.: Просвещение, 1991
12. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольника: пособие для педагогов дошк. учрежд., методистов по физ. восп. - Минск: Ураджай, 2000. - С. 5-6.
13. Новикова И.М.. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-синтез, 2009
14. Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения: пособие для педагогов и педагогов-психологов дошкольных учреждений / Е.Л. Гутковская, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько и др.; под ред. Е.А. Пань ко. - Минск: Университетское, 2002. - 207 с.
15. Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3-4 лет. – М., Просвещение, 2007.
16. Рунова М.А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5-7 лет. - М., Просвещение, 2005.
17. Шишкина, В.А. В детский сад - за здоровьем: пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк. образования / В.А. Шишкина. - Минск: Зорны вера- сень, 2006. - С. 148-159.
18. Шоо Михаэль. Спортивные и подвижные игры для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: Academia, 2003.
19. Якубович М.А., Преснова О.В. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физвоспитания, М.: ВЛАДОС, 2006
в) Интернет-ресурсы:
20. Национальная библиотека Украины им. В. Вернадского. – Код доступа: http://www.nbuv.gov.ua/
21. Библиотека учебной и научной литературы. – Код доступа: http://www.sbiblio.com/biblio/
22. Всеукраинская электронная библиотека. – Код доступа: http://youalib.com/
23. Фонд знаний «Ломоносов». – Код доступа: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/
24. Российская национальная библиотека. – Код доступа: http://primo.nlr.ru/primo_library/libweb/action/search.do
25. Львовская национальная научная библиотека Украины им. В. Стефаника. – Код доступа: http://www.lsl.lviv.ua/
26. Электронный каталог библиотеки ОГПУ http://www.ospu.ru/?id5=2
27. «Университетская библиотека online» http://www.biblioclub.ru/
28. Национальный цифровой ресурс РУКОНТ http://www.rucont.ru/
29. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru|
30. Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru/
31. Интернет-портал «Детская психология» http://www.childpsy.ru/lib/