Семинар 5. Истоки гуманистических идей педагогики. Философия гуманизма в образовании
Семинар 1. Исторический подход в изучении педагогических явлений
Вопросы для обсуждения
1. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки.
2. Методы исторического анализа педагогических событий и явлений.
3. Понятие мирового историко-педагогического процесса.
4. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах развития
Литература
1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под редакцией З.И.Васильевой. – 3-е изд. – М.: Издательский центр ”Академия”, 2006.
2. Истории педагогики и образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /[И.Н.Андреева, Т.С.Буторина, З.И.Васильева и др.]; под редакцией З.И.Васильевой. – 5-е изд. – М.: Издательский центр ”Академия”, 2009.
3. Пискунов А.И. История образования и педагогической мысли. М., 2006.
Семинар 2. Формы воспитания и существования педагогического знания в первобытном обществе.
План.
1. Концепции происхождения воспитания и его развитие в условиях первобытного общества.
2. Зарождение организованных форм обучения и воспитания.
3. Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытно-общинного строя.
4. Возникновение семьи. Воспитание детей в семье.
5. Появление организованных форм воспитания.
6. Роль народной педагогики и религии в становлении и развитии педагогики.
7. Сравнительный анализ педагогических идей в истории Древнего Востока
.
- Разработать мини-проекты по темам: "Жизнь философов Древнего Востока в литературе и кино", "Жизнь философов Древнего Востока в искусстве". Выделите факторы и условия, обеспечившие философам древности жизненный успех.
- Найти общее и особенное в зарождении педагогических идей и традиций у разных философов Древнего Востока, воспроизведите их взгляды на школьное дело.
- Особенности эпохи, мировоззрении автора и своеобразной трактовке отдельных вопросов воспитания.
- Обоснуйте факторы и условия, способствовавшие успеху рассматриваемых философских учений Востока.
Литература.
1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.
Методические указания.
· При подготовке к семинару внимательно прочитайте рекомендованную литературу: № 1 – страницы 8 -18; № 2 – страницы 11-16.
· Составьте тезаурус по теме.
· Определите содержание и формы воспитания в первобытном обществе.
Рекомендуемая литература:
1. Будда, Конфуций, Савонарола, Торквемада, Лойола. ЖЗЛ. СПб., 1993.
2. Крамер С. История начинается в Шумере (пер. с анг.)., М., 1965.
3. Хрестоматия по истории Древнего Востока. Учебное пособие: в 2-х ч. - М.: Высшая школа, 1980. - Ч. 1.
Семинар 3. Взаимообусловленность развития философской культуры и становления образовательных систем в Древнем мире.
План
1. Спартанская система воспитания.
2. Афинская система воспитания.
3. Цели и классовый характер воспитания в античном государстве.
4. Просвещение в эпоху эллинизма (III – I вв. до н.э.).
5. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.
6. Зарождение христианской традиции воспитания.
7. Христианское воспитание в первые века нашей эры.
Вопросы для обсуждения
1. Каковы цели и содержание античного воспитания?
2. Как менялся взгляд на образованного человека и его образование в античный период?
3. Какую роль в образовании древних философов имело семейное воспитание?
4. В чем выражается преемственность педагогических традиций в школах античности?
Дискуссионное обсуждение проблемы: «Какие идеи древних афинских философов в области воспитания актуальны сегодня?»
Темы для докладов и выступлений
1.Мифы и легенды древней Греции о воспитании.
2.Педагогическая система Сократа.
3.Педагогические идеи Квинтилиана.
4.Педагогические идеи ранних христиан.
Литература
1.Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. М., 1976.
2.Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1998.
3.Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999. Глава 3.
4.Жураковский Е.Г. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.
5.Очерки истории школы и педагогики за рубежом. М., 1988. Ч.1
6.Хофман Ф. Мудрость воспитания. Очерк второй. М., 1979.
Рекомендуемая литература:
1. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.
2. Зейлигер-Рубинштейн Е.Н. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. Л.: ЛГУ, 1978.
3. Корнетов Г.Б., Бликштейн Л.С. Теория и практика античного воспитания / Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч. 1. М.: 1988.
4. Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Бруно. ЖЗЛ., СПб., 1995.
Семинар 4. Философско-педагогическая мысль в европейском Средневековье (раннее Средневековье).
План.
1. Традиции западноевропейского средневекового воспитания и образования.
2. Идеалы христианского воспитания в эпоху раннего Средневековья в Западной Европе.
3. Эволюция схоластики в истории педагогической мысли и школы Западной Европы.
4. Ученичество и рыцарское воспитание в Средние века.
5. История церковных школ раннего Средневековья в Западной Европе.
6. Программы и методы работы первых городских школ.
7. История возникновения европейских университетов.
8.Образовательные системы в эпоху средневековья.
(Оценка образовательных систем (элитарных и массовых) эпохи средневековья. Характеристика школ эпохи Возрождения: монастырских и церковных, иезуитских, цеховых, гильдейских, городских).
Вопросы для обсуждения:
- Чем отличалось и чем объединялось элитарное и массовое воспитание Средних веков?
- Какова роль городской культуры в развитии средневековой теории и практики воспитания?
- Каково влияние философии Мишеля Монтеня и Бекона Веруламского на преобразование школьного дела.
- Что могло бы быть сохранено (или восстановлено) из утраченных сегодня средневековых подходов к формированию личности?
Литература.
1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И.Пискунова. – 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512 с.
2. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.
Методические указания.
· При подготовке к семинару изучите рекомендованную литературу: № 1 – страницы 110-127; № 2 – страницы 100-119.
· Дайте характеристику предвестников европейского Возрождения в воспитании.
Рекомендуемая литература:
1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Сост. А.И. Пискунов - М.: Просвещение, 1981.
2. Монтень М. Опыты: В 3-х кн. -1-П. - М.: Наука, 1980.
3. Мор Томас. Утопия /Пер. Ю.М. Каган. - М.: Наука, 1978.
4. Рабле Франсуа. Гаргантюа и Пантагрюэль /Пер. с фр. Н.Любимова. - М.: Правда, 1981.
5. Сванидзе А.А. Деревенские ремесла в средневековой Европе. - М.: Наука, 1985.
Семинар 5. Истоки гуманистических идей педагогики. Философия гуманизма в образовании
План
1. Анализ педагогической деятельности Я.А.Коменского.
2. Рассмотрение и оценка факторов и условий, способствующих достижению высокой степени творчества.
3. Доказать, что дидактическая машина Я.А.Коменского является прообразом современных технологий образования.
Вопросы для обсуждения:
- Какова связь между мировоззрением Я.А.Коменского и его трактовкой цели воспитания?
- Раскройте сущность принципа природосообразности в педагогической системе Я.А.Коменского.
- В чем заключается жизненность классно-урочной системы Я.А.Коменского?
- Место труда в системе, созданной великим дидактом.
- Роль импровизации, театрального действия в деятельности учителя.
Анализ учебной ситуации:
Я.А.Коменский указывал, что "школа без дисциплины все равно, что мельница без воды". Дайте критику или обоснование точки зрения Я.А.Коменского.
Темы для докладов и выступлений
1.Жизнь Я.А. Коменского – служение всему человечеству.
2.Возрастная периодизация и система школ.
3.Нравственное воспитание (дисциплина).
4.Учебные книги, составленные Я.А. Коменским.
5.Роль учителя и требования к нему.
Литература
1.Коменский Я.А. Избр. пед. сочинения: В 2 т.М., 1982.
2.Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1987.
3.Коменский Я.А. Избр. пед. сочинения. М., 1955.
4.Красновский А.А. Ян Амос Коменский. М., 1955.
5.Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского: Книга для учителя: Перевод с чеш. М., 1991.