Типы государственных учреждений для умственно отсталых детей 23 страница

6.3. Отечественная система поэтапной медицинской
и педагогической помощи детям с церебральным параличом

В нашей стране в предотвращении роста детской инвалидности
вследствие ДЦП большую роль играет поэтапная система помо-
щи, при которой возможны ранняя диагностика и раннее начало
систематической лечебно-педагогической работы с детьми, стра-
дающими церебральным параличом. Раннее выявление еще в ро-
дильном доме или детской поликлинике среди новорожденных
детей с церебральной патологией и своевременное оказание им
специальной помощи — вот основа этой системы. В стране дей-
ствует сеть специализированных учреждений Министерств здра-
воохранения, образования и социальной защиты: поликлиники,
неврологические отделения и психоневрологические больницы,
специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты для
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дома ре-
бенка, интернаты Министерства труда и социальной защиты и
различные реабилитационные центры. В этих учреждениях в тече-
ние длительного времени дети получают не только восстанови-
тельное лечение, но и квалифицированную помощь логопедов,

дефектологов, психологов, воспитателей по коррекции наруше-
ний познавательной деятельности и речи. К сожалению, в насто-
ящее время такие учреждения имеются только в Москве, Санкт-
Петербурге и других крупных городах.

Амбулаторное лечение проводится на базе детской поликли-
ники врачами (невропатологом, педиатром, ортопедом), кото-
рые руководят лечением ребенка на дому. При необходимости его
направляют на консультацию в специализированную неврологи-
ческую поликлинику. Комплексное лечение в амбулаторных усло-
виях достаточно эффективно при легких формах ДЦП, однако при
выраженных нарушениях оно должно сочетаться с лечением в ста-
ционаре (в неврологических отделениях или психоневрологиче-
ских больницах) или санатории. Дети, для которых все виды ле-
чебно-педагогической помощи оказываются неэффективными, а
также те, которым родители по каким-либо причинам не могут
обеспечить лечение и воспитание в домашних условиях, берутся
государством под временную или постоянную опеку. Они направ-
ляются в Дома ребенка (Минздрав), а затем в интернаты (Мин-
соцзашиты).

В последние десятилетия возрос интерес к проблеме ранней ком-
плексной помощи детям с двигательной патологией в первые годы
жизни (Е.Ф.Архипова, Е.В.Козлова, Е.М.Мастюкова, Т.Ю.Мои-
сеева, О.Г.Приходько и др.). Младенческий и ранний возраст (с
рождения до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответ-
ственным (сензитивным) для развития моторных функций, по-
знавательной деятельности и речи.

На первом году жизни диагноз «детский церебральный пара-
лич» ставится только тем детям, у которых явно выражены тяже-
лые двигательные расстройства: нарушения тонуса мышц, огра-
ничение их подвижности, патологические тонические рефлексы,
непроизвольные насильственные движения (гиперкинезы и тре-
мор), нарушения координации движений и т.д. Остальным детям
с церебральной патологией ставится диагноз «перинатальная эн-
цефалопатия; синдром церебрального паралича (или синдром дви-
гательных расстройств)».

Многолетние исследования показали, что в случае раннего
выявления (в первые месяцы жизни) и организации адекватной
коррекционной работы можно достичь значительных успехов в
преодолении перинатальной патологии. Исследования К.А.Семе-
новой с соавт., Л.О.Бадаляна с соавт., Е.М.Мастюковой показа-
ли, что при условии ранней диагностики — не позднее 4 — 6-ме-
сячного возраста ребенка — и раннего начала адекватного систе-
матического медико-педагогического воздействия практическое
выздоровление и нормализация различных функций могут быть
достигнуты к 2 — 3-летнему возрасту в 60 — 70% случаев. При позд-
нем выявлении детей с перинатальной патологией и отсутствии

адекватной коррекционной работы возникновение тяжелых дви-
гательных, психических и речевых нарушений становится более
вероятным.

В настоящее время имеются эффективные методы клинической
диагностики перинатального поражения ЦНС (ПЭП) на первом
году жизни. При выявлении нарушений психомоторного разви-
тия, свидетельствующих о поражении головного мозга, необхо-
димо организовать работу по их преодолению. Ведущую роль в этом
играет врач-невропатолог: он назначает восстановительное лече-
ние, дает рекомендации по режиму. Однако важная роль принад-
лежит также инструктору ЛФК, педагогу-дефектологу, логопеду
и, конечно, родителям.

Традиционной в лечении двигательной патологии, в том числе
и ДЦП, является коррекция сформировавшегося двигательного
стереотипа. В то же время такие важнейшие социально значимые
функции, как познавательная деятельность и речь, часто остают-
ся за рамками коррекционной работы. К сожалению, изучение
опыта работы различных учреждений показывает, что к педагоги-
ческой работе по развитию познавательных и речевых функций и
коррекции их нарушений приступают слишком поздно (только
после 3 — 5 лет), когда сензитивный период развития психики и
речи оказывается упущенным. Не только родители, но и некото-
рые специалисты, принимающие участие в восстановительном ле-
чении детей с двигательной патологией, не осознают важности
одновременной коррекционно-развивающей работы над всеми на-
рушенными функциями.

Наши многолетние динамические наблюдения показывают, что
дети с нерезко выраженными отклонениями в развитии на пер-
вом году жизни при отсутствии адекватных лечебных, коррекци-
онно-развивающих и педагогических мероприятий в дальнейшем
испытывают определенные трудности в обучении. Вместе с тем
комплексные, систематические и целенаправленные занятия с
детьми, имеющими даже значительные отклонения в развитии,
позволяют достичь положительных результатов. Причем чем рань-
ше начинаются занятия, тем они более эффективны.

В систему помощи детям дошкольного возраста входит пребы-
вание в специализированных (коррекционных) дошкольных образова-
тельных учреждениях (ДОУ). Специальное ДОУ для детей с нару-
шениями опорно-двигательного аппарата — это учебно-воспита-
тельное заведение, где проводятся обучение, воспитание, психо-
лого-педагогическая коррекция отклонений в развитии, подго-
товка к школе и лечение дошкольников данной категории. Лечеб-
но-педагогический процесс построен с учетом специфики забо-
левания и связанных с ним особенностей детей. Основными целя-
ми коррекционного обучения и воспитания являются всесторон-
нее развитие ребенка в соответствии с его возможностями и мак-

симальная адаптация к окружающей действительности с тем, чтобы
создать базу для дальнейшего школьного обучения. Эти цели до-
стигаются при решении следующих задач: дифференциальной диа-
гностики; развития двигательных, психических, речевых функ-
ций, профилактики и коррекции их нарушений; подготовки к
обучению к школе.

Необходимым условием их реализации является комплексный
подход к диагностике, развитию и коррекции нарушенных функ-
ций, который обеспечивается тесной взаимосвязью психолого-
педагогических и лечебных мероприятий. Осуществление обще-
развивающих задач неразрывно связано с решением коррекцион-
ных задач.

Комплектование специальных ДОУ для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата осуществляется психолого-меди-
ко-педагогическими комиссиями (ПМПК). В эти учреждения на-
правляются дети от 3 — 4 до 7 — 9 лет. Несколько недель после по-
ступления ребенка в детский сад отводится на специальное пси-
холого-педагогическое (в том числе и логопедическое) обследо-
вание. При этом проверяется и уточняется уровень знаний, уме-
ний и навыков по всем видам детской деятельности, выявляются
основные трудности в овладении ими, определяются коррекци-
онные мероприятия по преодолению имеющихся затруднений.
Противопоказанием к направлению в такие ДОУ оказывается вы-
раженная умственная отсталость. По окончании срока пребыва-
ния в дошкольном учреждении по достижении школьного возра-
ста дети, которые еще не готовы к обучению в школе, могут быть
оставлены там до 8 — 9 лет.

В ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппа-
рата создаются специальные условия для пребывания детей с дви-
гательной патологией — имеется необходимое оборудование для
передвижения и занятий, организуется восстановительное лече-
ние. Здесь работают разные специалисты медико-педагогического
блока: дефектологи, логопеды, воспитатели, психологи, инструк-
торы ЛФК, невропатологи. Каждый из них не только выполняет
свой раздел работы, но и включает в свои задания материал, ре-
комендуемый другими специалистами для закрепления их работы.
В свою очередь он дает рекомендации по своему разделу и контро-
лирует правильность их выполнения. Результаты динамического
изучения детей периодически обсуждаются и анализируются всем
педагогическим коллективом.

Развитие познавательной деятельности детей осуществляют
дефектологи. Воспитатели формируют навыки самообслуживания
в процессе выполнения режимных моментов, организуют деятель-
ность детей вне занятий, прогулки. При этом дефектологи и вос-
питатели распределяют между собой обязанности по проведению
следующих коррекционных занятий: изобразительная деятельность

и конструирование, развитие предметной и игровой деятельно-
сти, развитие речи и ознакомление с окружающим, трудовое вос-
питание, формирование элементарных математических представ-
лений.

Развитие речи и коррекцию дизартрических расстройств осу-
ществляют логопеды. Методисты ЛФК проводят специальные за-
нятия по физическому воспитанию, а также отвечают за органи-
зацию и соблюдение ортопедического режима. Психологи корри-
гируют нарушения личностного развития, работая непосредственно
с детьми и их окружением — семьей и персоналом детского сада.
Развитием функциональных возможностей рук занимаются и ло-
гопеды, и воспитатели, и методисты ЛФК.

Несмотря на то что контингент детей с двигательными нару-
шениями крайне неоднороден, их подготовка к обучению в шко-
ле и к дальнейшей жизни в обществе предусматривает включение
в коллективную деятельность. Это обусловливает необходимость
сочетания индивидуальных, подгрупповых и фронтальных форм
работы дефектологов, логопедов, методистов ЛФК, в рамках ко-
торых возможен лабильный подход к уровню усвоения материала
разными детьми.

У многих детей отмечаются колебания внутричерепного давле-
ния, повышенная метеочувствительность и как следствие этого —
колебания эмоционального состояния, внимания и работоспособ-
ности. Некоторые лечебные мероприятия (медикаментозные пре-
параты, процедуры), проводимые в детском саду, оказывают раз-
личное влияние на психофизическое состояние ребенка. В связи с
этим в определенные дни приходится максимально ограничивать
занятия или вообще не проводить их с детьми, чувствующими
себя дискомфортно, чтобы не сформировать у них негативное от-
ношение к самому процессу занятий. Весь лечебно-педагогичес-
кий процесс в специальном ДОУ строится таким образом, чтобы
у детей стимулировались двигательная активность, самостоятель-
ность, коммуникативность, уверенность в своих силах.

Закрепление достигнутых результатов наиболее полно осуще-
ствляется в специализированных школах-интернатах для детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дети школьного воз-
раста с церебральным параличом, проживающие в крупных горо-
дах (60 — 70%), обучаются в таких школах-интернатах, где пре-
дусмотрено не только сочетание учебно-воспитательного и лечеб-
ного процессов, но и проведение трудового обучения, своевре-
менной и целенаправленной профессиональной ориентации. В та-
ких учебных заведениях учатся самостоятельно передвигающиеся
и обслуживающие себя дети с сохранным интеллектом, с ЗПР
или с легкой степенью умственной отсталости. В подготовитель-
ном классе выявляется истинное состояние интеллекта, прово-
дится подготовка к дальнейшему обучению в школе по массовой

программе, адаптированной и удлиненной на два года, или по
вспомогательной программе.

В школах-интернатах осуществляется единый, целостный под-
ход к личности ребенка со стороны педагогического и медицин-
ского персонала. От педагогов требуются большой такт, знание
индивидуальных особенностей детей, умение предугадать возмож-
ные реакции на критические замечания, чтобы постепенно выра-
батывать у ребенка объективное отношение к своему состоянию и
возможностям.

Дети, проживающие в небольших городах или в сельской мест-
ности, в настоящее время лишены возможности обучения в спе-
циализированных учреждениях. Они занимаются либо в обычных
массовых школах, либо на дому, что часто значительно снижает
качество усвоения знаний, лишает их возможности приобретения
необходимых трудовых навыков.

Конечно, в некоторых случаях дети с ДЦП могут учиться и в
массовых школах, в классах коррекционно-развивающего обуче-
ния, в других видах специальных школ (например, ребенок с лег-
кими двигательными нарушениями и речевыми расстройствами
может учиться в речевой школе), если по месту жительства отсут-
ствует учреждение для детей с нарушениями опорно-двигатель-
ного аппарата. Выбор часто определяется желанием родителей,
наличием учреждений по месту жительства и другими условиями.
Но если ребенок или подросток с ДЦП учится не в специальной
школе-интернате для детей с нарушениями опорно-двигательно-
го аппарата, то необходимо, чтобы педагоги знали о его психо-
физических особенностях, учитывали их при определении интел-
лектуальных и физических нагрузок, при оценке уровня достиже-
ний, использовали специальные приемы обучения, особенно на
начальных этапах. Желательно, чтобы в учреждении были созда-
ны хотя бы минимальные специальные условия, облегчающие
ребенку передвижение и самообслуживание.

С учетом психофизических особенностей и возможностей ов-
ладения учебным материалом принято выделять среди учащихся
школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
следующие категории.

1. Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппа-
рата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятель-
но или с помощью вспомогательных ортопедических средств и
имеющие психическое развитие, близкое к нормальному. Это та
группа, которая в настоящее время выделяется для обучения в
специальных школах-интернатах по адаптированной массовой
программе.

2. Дети, лишенные возможности самостоятельного передви-
жения и самообслуживания, с ЗПР и разборчивой речью. Эта
группа детей в настоящее время обучается на дому по программе

массовой школы, что недостаточно, поскольку они нуждаются в
коррекционных занятиях по развитию моторики, пространствен-
ной ориентировки и в специальном оборудовании учебного про-
цесса.

3. Дети с ЗПР при ДЦП, осложненном тяжелыми дизартриче-
скими нарушениями, недоразвитием речи. Для этой группы необ-
ходимы корректировка программ ряда общеобразовательных пред-
метов, использование специальных методов развития речи и кор-
рекции нарушений звукопроизношения. В настоящее время мно-
гие из таких детей снимаются даже с надомного обучения из-за
трудности установления с ними речевого контакта. Для работы с
ними требуются подготовленные специалисты.

4. Дети с ДЦП, имеющие умственную отсталость различной
степени тяжести. Эта категория детей в наибольшей мере нужда-
ется в разработке разноуровневых программ и в различных орга-
низационных формах обучения. Особое внимание должно быть уде-
лено предметам коррекционного цикла. Дети с ДЦП, имеющие
умственную отсталость легкой степени, могут учиться в специ-
альных школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-дви-
гательного аппарата.

5. Дети с ДЦП, имеющие нарушения слуха и зрения разной
степени выраженности. Эта группа нуждается в разработке раз-
личных организационных форм обучения (специальных отделе-
ний, классов, групп при школах, интернатах), в создании специ-
ализированных учебных планов и программ обучения. В настоящее
время дети с двигательными нарушениями и незначительными
нарушениями зрения и слуха (слабовидящие, слабослышащие)
обучаются в специальных школах-интернатах по адаптированной
массовой программе.

Специальная школа для детей с нарушением функций опор-
но-двигательного аппарата обеспечивает своим воспитанникам
общеобразовательную подготовку на цензовом уровне, отвечаю-
щем нормативным требованиям Государственного образователь-
ного стандарта. Однако соответствие этому уровню может быть
достигнуто при соблюдении особой содержательной и методиче-
ской направленности учебного процесса, в основу которого по-
ложен коррекционно-развивающий принцип. Дети с тяжелыми
двигательными нарушениями могут овладеть базовым компонен-
том программы лишь в условиях максимальной индивидуализа-
ции обучения, которая предполагает наличие:

- гибкого учебного плана, позволяющего учитывать специфи-
ку нарушений;

- разноуровневых программ, адаптированных для коллектив-
ного и индивидуального обучения;

- вариативного начального обучения с пропедевтическим пе-
риодом.

Пропедевтический период следует рассматривать как гибкую
структуру, основными задачами которой являются изучение воз-
можностей ребенка, уточнение уровня психического развития,
подготовка к дальнейшему обучению в начальной школе. Особен-
но необходим пропедевтический период для детей, не прошед-
ших специальной дошкольной подготовки и не достигших функ-
циональной школьной зрелости, и для детей, нуждающихся в
уточнении диагноза. Те, кто прошел курс специальной дошколь-
ной подготовки и имеет достаточный уровень сформированно-
сти двигательной и речевой деятельности даже в сочетании с за-
держкой психического развития, могут быть определены в I класс.

Базисный план общего образования детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата ориентирован на базисный план
школы общего назначения. Обучение в начальной школе осуще-
ствляется за 4 года (без подготовительного класса); продолжи-
тельность обучения в основной школе увеличивается на 1 год.
Увеличение сроков обучения связано с замедленным темпом пси-
хического развития детей, трудностями при овладении письмом
и чтением вследствие речевых и двигательных нарушений, необ-
ходимостью введения в учебный план предметов коррекционно-
го цикла. Срок обучения в основной школе составляет шесть лет.
Общий срок обучения — 12 лет (с подготовительным классом —
13). В базисный учебный план включены предметы коррекцион-
ного цикла, индивидуальные и групповые коррекционные заня-
тия.

Все обучение имеет коррекционно-развивающий характер и
направлено на преодоление отклонений в физическом развитии,
в познавательной и речевой деятельности. Организация учебного
процесса предполагает применение специальных методов и при-
емов обучения и воспитания. При определении содержания обу-
чения учитываются как общие задачи образования и воспитания
учащихся, так и специальные. Специальные коррекционные зада-
чи в значительной степени определяют содержание обучения де-
тей этой категории.

Содержание обучения для детей с нарушениями функций опор-
но-двигательного аппарата имеет ряд общих черт с содержанием
обучения в общеобразовательной школе:

- оно является цензовым, т.е. обеспечивает школьникам обра-
зование в объеме соответствующих ступеней общеобразователь-
ной школы;

- в учебных планах и программах реализуется принцип после-
довательности изучения предметов;

- обучение строится в соответствии с принципом единства
системы образования;

- построение программ соответствует основным дидактиче-
ским принципам.

Наибольшим своеобразием отличается содержание обучения в
подготовительном классе и в начальной школе. Обучение здесь
ведется в соответствии со специально разработанными програм-
мами. Особое внимание уделяется формированию движений, обес-
печивающих правильную технику письма. В программах определе-
ны основные требования к знаниям и умениям учащихся («Про-
граммы специальной общеобразовательной школы для детей с
последствиями полиомиелита и церебральным параличом», 1986).

На 2-й и 3-й ступенях образования (средние и старшие клас-
сы) учащиеся занимаются по программам массовой общеобразо-
вательной школы. В связи с увеличением срока обучения в основ-
ной школе на 1 год предусмотрено иное распределение учебного
материала по годам обучения по сравнению с общеобразователь-
ной школой.

В школах для детей с нарушениями опорно-двигательного ап-
парата создаются классы для умственно отсталых детей с двига-
тельными нарушениями. Их контингент составляют дети с цереб-
ральным параличом и легкой умственной отсталостью. Эти клас-
сы работают по учебным планам и программам школ для умственно
отсталых (школы VIII вида); требования к уровню подготовки этих
учеников также соответствуют требованиям, предъявляемым к
учащимся указанных школ.

Специальные образовательные условия.

Для получения детьми с нарушениями опорно-двигательного
аппарата образования в учебных учреждениях необходимо обес-
печить определенные условия.

1. Специально приспособленное здание (лифты, пандусы и дру-
гие устройства) и дополнительные составляющие, важные как
для учебного процесса, так и для комфорта повседневной жизне-
деятельности школьников:

- ортопедическая обувь и ортопедические приспособления;

- мебель;

- приборы для обучения (ручки и др.);

- компьютерные классы;

- мастерские для трудовой подготовки.

2. Малая и неодинаковая наполняемость классов:

- подготовительный класс — не более 8 человек;

- начальная, основная и средняя школа — до 10 человек (с
учетом географических и социально-экономических условий
регионов наполняемость может быть уменьшена);

- классы для умственно отсталых детей с нарушениями опор-
но-двигательного аппарата — не более 7 человек.

3. Изменение продолжительности уроков:

- подготовительный класс — 30 мин;

- I класс — 35 — 40 мин;

- II класс и далее — 45 мин.

На каждом уроке после 20 мин занятий проводится 5-минут-
ная физкультпауза с включением лечебно-коррекционных меро-
приятий.

4. Обучение учащихся этой категории осуществляют специаль-
но подготовленные педагоги, знающие психофизические особен-
ности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Кор-
рекционные занятия проводят учителя, логопеды, методисты
ЛФК, психологи.

5. Школа для детей с нарушениями функций опорно-двига-
тельного аппарата имеет кроме помещений, общих для всех типов
школ, специальные помещения — логопедические кабинеты, ка-
бинет для ЛФК и массажа, кабинет психолога, бассейн, ортопе-
дическую мастерскую.

6. Обучение детей с нарушениями функций опорно-двигатель-
ного аппарата осуществляется на фоне лечебно-восстановитель-
ной работы. Эта работа предусматривает следующие направления:
посильная медицинская коррекция двигательного дефекта, тера-
пия нервно-психических отклонений, купирование соматических
заболеваний.

7. Комплекс восстановительного лечения представлен ортопе-
доневрологическими мероприятиями, лечебной физкультурой,
массажем, физиобальнео-климатотерапией, протезно-ортопеди-
ческой помощью, коррекционными занятиями в бассейне и т.д.
Медицинский блок должен располагать помещениями для этих
мероприятий.

Если ученик с ДЦП занимается в массовой или другой специ-
альной школе, то необходимо, чтобы обучение сочеталось с лече-
нием на базе поликлиники, занятиями ЛФК и логопедическими
занятиями в медицинском учреждении или реабилитационном цен-
тре.

Трудовое воспитание осуществляется как в процессе повсе-
дневной жизни, так и на специальных занятиях. Профориентация
детей с церебральными параличами проводится в течение всего
периода обучения с целью подготовки к будущей профессии, бо-
лее всего соответствующей психофизическим возможностям и
интересам подростка. В школах-интернатах работают различные
трудовые мастерские — швейные, столярные, слесарные. Детей
обучают делопроизводству и машинописи, фотоделу, садоводству
и другим специальностям.

После окончания школы подростки могут продолжить профес-
сиональное обучение в профтехучилищах, техникумах или в выс-
ших учебных заведениях, для поступления в которые они имеют
определенные льготы. Существует также сеть специализирован-
ных профтехучилищ Министерства социальной защиты. Для вы-
бора профиля учреждения, в котором наиболее целесообразно
учиться или работать подростку, страдающему церебральным па-

раличом, проводится экспертиза трудоспособности. При трудоуст-
ройстве инвалидов необходимо строго следовать рекомендациям
медико-социальных экспертных комиссий (МСЭК). При сохран-
ном интеллекте подростки могут овладеть профессиями програм-
мистов, экономистов, бухгалтеров, библиотекарей, переводчи-
ков и др. Люди с низким интеллектом занимаются клейкой коро-
бок, штамповкой почтовых конвертов.

6.4. Организация лечебно-педагогической помощи детям
и подросткам с церебральным параличом за рубежом

За рубежом существуют различные модели организации лечеб-
но-педагогической помощи детям с ДЦП. Следует отметить, что
во многих странах нет специальных лечебных и учебных заведе-
ний для таких детей (например, в Болгарии, Чехии, Греции).
В этом случае дети получают лечение у невропатолога и физиоте-
рапевта, а учатся в зависимости от уровня интеллектуального раз-
вития в общеобразовательных школах или школах для умственно
отсталых. В ряде стран получила широкое распространение сеть
реабилитационных центров для детей-инвалидов. В таких центрах
обычно используется так называемый «бригадный» метод: с ре-
бенком работает группа специалистов разного профиля (методист
ЛФК, физиотерапевт, психолог, педагог и др.), которые реализу-
ют индивидуальную комплексную реабилитационную программу,
разработанную в соответствии с возможностями и психофизиче-
скими особенностями данного ребенка. Инвалиды вследствие ДЦП
посещают эти центры наряду с детьми, имеющими другие про-
блемы в развитии.

В Федеративной Республике Германия существует система, сход-
ная с российской. Для детей с ДЦП открыты специальные шко-
лы, в которых наряду с обучением дети получают лечение, ЛФК,
логопедическую помощь, трудовую подготовку. В таких школах
работают педагоги с дефектологическим образованием. Но име-
ются и существенные отличия. Во-первых, дети находятся в шко-
ле только в дневное время, так как считается нецелесообразным
отрывать ребенка от семьи на всю рабочую неделю. При этом до-
ставляют их туда и обратно работники школы на специально обо-
рудованном транспорте. Во-вторых, и это самое главное достоин-
ство, в школу принимают детей независимо от тяжести двига-
тельных и интеллектуальных нарушений. Работа с ними ведется
дифференцированно с учетом выраженности двигательной пато-
логии и уровня психического развития. Конечно, при столь раз-
нообразном и тяжелом контингенте встает проблема персонала.
В Германии она решается путем привлечения к работе в таких
школах призывников, проходящих альтернативную службу. Это не

только помогает решить проблему кадров для работы с наиболее
тяжелыми детьми, но и приобретает большое социальное значе-
ние. Молодые люди знакомятся с проблемами инвалидов, у них
формируется положительное отношение к людям с проблемами в
физическом и психическом развитии, часть призывников после
окончания службы осознанно выбирают медицинские или педа-
гогические профессии.

В последнее десятилетие наибольшую известность и популяр-
ность получила еще одна модель коррекционно-педагогической
работы с детьми с ДЦП — кондуктивная педагогика. Это на-
правление возникло в Венгрии в конце 40-х гг. прошедшего сто-
летия и получило распространение во всем мире. Метод кондук-
тивной педагогики разработан Андрашем Петё в 1945 — 1967 гг.,
а в дальнейшем развито школой М.Хари. В настоящее время кон-
дуктивная педагогика считается одной из наиболее эффектив-
ных методик для преодоления двигательных нарушений у детей
с ДЦП, не имеющих выраженных отклонений в психическом
развитии.

Термин «кондуктивная педагогика» означает «обучение, орга-
низуемое кондуктором». В основе метода — системный педагоги-
ческий подход к формированию функций, в котором основное
внимание уделено медико-педагогической коррекции, направлен-
ной на выработку самостоятельной активности и независимости
ребенка. Кондуктор — специалист, знающий проблемы медици-
ны, педагогики, лечебной физкультуры, логопедии, психологии.
Он является единственным специалистом, работающим с ребен-
ком. Педагог-кондуктор, занимаясь с детьми в течение всего дня,
уделяет внимание тренировке движений, речи, психики, эмоци-
ональных реакций. Совместно с врачом он оценивает двигатель-
ные возможности ребенка и сам определяет пути их коррекции.
Его основная цель — преодоление двигательной, речевой и пси-
хической недостаточности путем воспитания, развития задержан-
ных и коррекции нарушенных функций. Для этого ребенок, начи-
ная с того момента, когда он утром открывает глаза, должен по-
стоянно осознавать и поэтому целенаправленно производить каж-
дое движение, необходимое для того, чтобы встать с постели,
умыться, совершить туалет, позавтракать, передвигаться по ком-
нате и т.д. Кондуктор помогает ему с помощью своеобразного ауто-
тренинга расслабиться, принять нужное для каждого двигатель-
ного комплекса исходное положение. В этот момент ребенок напе-
вает мелодии, помогающие ему расслабиться. Затем, переходя к
активному движению и овладевая им, он словесно комментирует
все свои действия. Например, говорит: «Я стою», «Я иду», «Я по-
шел», «Я беру ложку» и т.д. Это активное осознание каждого про-
изводимого движения, постоянно закрепляемое сильнейшим раз-
дражителем — словом, чрезвычайно действенно отражается на сти-

Наши рекомендации