В. а. бородина, н. а. локтионова

НЕКОТОРЫЕ ФАКТОРЫ НАРУШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОНР

На современном этапе развития специальной педагогики актуальными являются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. При этом особое внимание уделяется проблеме социального и эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В исследованиях Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.А. Рубинштейн, Т.А. Марковой, Я.З. Неверович, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и др., установлено, что развитие эмоциональной сферы является базой для активной деятельности мозга, стимулирующей активность познавательной деятельности ребенка [2].

Основной целью социально-эмоционального развития ребенка является введение его в сложный мир не только человеческих эмоций, но и отношений, помочь проживать разные эмоциональные состояния, объяснить, что они означают, дать их словесное наименование. Научить ребенка судить об эмоциональном состоянии другого человека по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса, которые играют важную роль в передаче эмоциональных состояний другого человека при общении и взаимодействии с ним.

У детей с общим недоразвитие речи (ОНР), согласно психолого-педагогической классификации Р.Е. Левиной, выделяют две группы нарушений: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения. Это вызывает отклонения и своеобразие в социально-эмоциональном развитии ребенка [4].

Проблемой особенностей речевого и психического развития детей с ОНР занимались многие исследователи, среди них Л.С. Волкова, Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева и др. Преодоление общего недоразвития речи является комплексной медико-педагогической проблемой. Каждому ребенку, с любой формой нарушения речевой функции необходимо овладеть родным языком сначала как средством общения, а затем как средством мышления. Для этого необходимо четко представлять, как происходит развитие речи в онтогенезе и в условиях патологии, рассмотреть уровни нарушения речи, социальную ситуацию развития ребенка и социальные факторы, оказывающие влияние на развитие его речи. От всего этого зависят особенности и возможности коррекционные работы с детьми [5].

Как показывает практика, в числе семей, в которых воспитываются дети с ОНР, наравне благополучными семьями есть и семьи неполные, а также семьи с низким социальным статусом. Недостаток полноценных эмоциональных контактов ребенка с родителями негативно влияет на развитие личностной сферы ребенка, формируя вместо позитивно устойчивых черт характера, необходимых для успешной адаптации в социуме, неадекватные личностные характеристики. Трудности, что возникают в отношениях родителей с детьми, а также те, что лежат в основе конфликтов между детскими потребностями и возможностями их исполнения могут приводить к неадекватным педагогическим позициям родителей. Очевидно, что такие семьи и дети, в них воспитывающиеся нуждаются в специальной психолого-педагогической помощи и сопровождении специалистов-дефектологов.

Результаты анкетирования и опросов родителей, воспитывающих детей с ОНР дошкольного возраста показали, недостаточную психолого-педагогическую компетентность родителей. Так, 87% родителей считают, что в большей степени воспитанием и обучением ребёнка с ОНР должны заниматься педагоги детского сада. Ответственность за результаты коррекционно-педагогической помощи в воспитании и обучении своего ребенка разделяют вместе с педагогами образовательного учреждения только половина семей – 55% – это родители, регулярно посещающие родительские собрания.

Результаты изучения особенностей внутрисемейных отношений с позиции детей, выявили, что дефицит эмоциональных связей ребёнка с родителями существует у 78%. Это свидетельствует о недооценивании близкими взрослыми значения эмоциональной поддержки ребёнка, игнорирование ситуаций, когда он в этом нуждается, не владение приемами взаимодействия с ребенком в подобных ситуациях.

Обобщив проблемы семейного воспитания детей с ОНР, установлено: низкий уровень реализации воспитательной функции семьи, воспитывающей ребенка с ОНР, недостаточная эффективность традиционных форм и содержания работы с родителями по повышению их психолого-педагогической компетентности в воспитании ребенка с ОНР; слабая заинтересованность родителей в оказании коррекционно-педагогической поддержки своему ребенку. Исходя из этого, является необходимым разработка модели психолого-педагогического сопровождения семьей, воспитывающих детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста по проблеме социально-эмоционального развития детей данной категории в семье.

Список литературы

1. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи [Текст] / Г. А. Волкова. – СПб.: Детство-пресс, 2007. – 144 с.

2. Выготский Л. С. Детская речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 2006. – 420 с.

3. Жукова Н. С. Преодоление ОНР у детей [Текст] / Н. С. Жукова. – М.: Союз, 2008. – 142 с.

4. Лалаева Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб.: КАРО, 2004. – 160 с.

5. Левина Р. Е. Характеристика ОНР у детей [Текст] / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. – М.: Просвещение, 2009. – 159 с.

Наши рекомендации