Классный руководитель: Е.А. Локтионова

КУРСК- 2016 г.

Пояснительная записка

ОКОУ «Курская школа» в своей деятельности руководствуется Федеральным Законом от 29 декабря 2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ), Конвенцией о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года), Федеральным Законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом Курской области от 17 февраля 2000 г. № 13-ЗКО «Об образовании в Курской области» (в редакции от 30.12.2004) № 92-ЗКО, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерной адаптированной основной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Примерной адаптированной основной образовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденнымипостановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка, законами и иными нормативно-правовыми актами Курской области, решениями и приказами соответствующих органов управления образованием, Ус­тавом и локальными актами Школы.

Данная программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения. Программа является адаптированной. Программа детализирует и раскрывает содержание образования, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предметов, которые определены программой.

Цели и задачи программы

Цели:

• введение обучающихся в культуру общества;

• развитие личности ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности;

• обретение духовно-нравственного опыта и социальной компетентности в условиях усвоения системы знаний, умений и навыков;

• создание условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование компетентностей в любой предметной области познания.

Задачи:

• Осуществление обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства;

• Создание условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии обучающихся с ОВЗ;

• Освоение учащимися моделей коммуникативного поведения, позволяющих решать проблему социальной интеграции каждого воспитанника в современном социуме;

• Развивать эстетические чувства, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочное суждение о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

• Расширять и уточнять словарный запас обучающихся за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;

• Развивать целенаправленную деятельность, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.

Данная программа разработана для обучающихся 8А класса, в котором 8 человек: 4 мальчика и 4 девочки Середенко Екатерина, Долженков Егор, Конев Петр, Луцковская Дарья, Шевченко Алексей, Самсонова Алина, Певцова Татьяна и Федяев Евгений. Певцова Татьяна и Федяев Евгений обучаются на дому в силу своего состояния здоровья. У Федяева Евгения -органическое поражение головного мозга, атоническо-астатический синдром, аномалия развития позвоночника, задержка психофизического и речевого развития, гидроцефалия. У Певцовой Татьяны - психическое недоразвитие, дефицитарность опорно-двигательного аппарата (ДЦП), миопия высокой степени, врожденная, прогрессирующая, сложный миопический остигматизм. Слабовидение. Рекомендовано обучение по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида в классе для детей со сложной структурой дефекта. Занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом. Наблюдение невролога, психиатра.

Одна обучающаяся, Середенко Екатерина, из многодетной семьи. Пятеро обучающихся - Луцковская Дарья, Шевченко Алексей, Самсонова Алина, Певцова Татьяна и Федяев Евгений из неполной семьи. Отцы этих детей с семьёй не проживают.

Обучающиеся Луцковская Дарья и Долженков Егор поступили в коррекционную школу 1 сентября 2013 учебного года, остальные дети пришли в образовательное учреждение в разное время. Дарья легко влилась в коллектив, общаясь благожелательно и легко со своими сверстниками, ребятами постарше и с учителями. Егор испытывает трудности по сей день в общении. В классе среди ребят спокойные, ровные отношения. Ребята имеют разные потенциальные возможности.

Долженков Егор спокойный, внешне – аккуратен, ухожен, имеет все необходимое для учебы. Старается активно участвовать в учебном процессе, но его желания и возможности не соответствуют.

Мальчик не уверен в себе. Ребенок очень медлителен, внимание рассеянное, часто отвлекается во время урока. На замечания реагирует адекватно. Трудовые навыки практически сформированны. В жизни класса и школы участия не принимает. Трудиться не любит. Отношение к учёбе весьма пассивное, с программой коррекционной школы справляется удовлетворительно. 7 класс окончила на «3» и «4».

Конев Петр за время обучения c трудом находит общий язык с одноклассниками, но пытается, занять лидирующее положение. Мальчик приступил к учебе с охотой, посещает уроки, позже стал пропускать уроки без уважительной причины. Ребенок активный, подвижный, неусидчивый. Его активная необузданная энергия оборачивается против него. Основные трудности у Пети возникают в поведении. Он расторможен, несдержан, болтлив и обидчив. Во время уроков мальчик разговаривает, на замечания может реагировать аффективными вспышками. Обижает детей слабее себя.Мальчик мог бы учиться гораздо лучше. С программным материалом Петя справляется, учится хорошо. Принимает активное участие в жизни школы и класса.

Луцковская Дарья производит приятное впечатление, аккуратно одета, опрятна. Ранима, простодушна, нуждается в чутком отношении и милосердии. Уровень знаний – средний. Даша старается заниматься. Учится на «4» и «5». В коллективе Дашу любят, девочки стараются ей подражать, мальчики относятся к ней уважительно. Принимает активное участие в жизни школы и класса.

Самсонова Алинадевочка очень энергичная, подвижная, неусидчивая. На уроках часто отвлекается, болтает, «дергает» детей, провоцирует конфликты. Часто пропускает уроки без уважительной причины Отличается довольно трудным характером.

Алина – эмоционально неуравновешенный, расторможенный ребенок. На уроке работает без желания, пропускает уроки без уважительной причины.. Трудиться Алина не любит. Любит спорить с учителями, причем на повышенном тоне. Склонна ко лжи. Часто провоцирует конфликты. Отношение к учёбе весьма пассивное, но с базовой программой коррекционной школы справляется. 7 класс окончила на «3» и «4».

Середенко Екатерина за время обучения достаточно уверенно общается с одноклассниками, к её мнению прислушиваются, нередко к девочке дети обращаются за помощью. Катя старается общаться благожелательно, по мере возможности старается всем помогать. Девочка учится с большой охотой, она с удовольствием посещает уроки. Принимает активное участие в жизни школы и класса.

Определенные сложности у Екатерины возникают в поведении. Она расторможена, несдержанна, гиперактивна, невнимательна и болтлива. Такое поведение сказывается на успеваемости. С программным материалом Катя справляется на «4» и «5».

Шевченко Алексей достаточно легко справляется с учебной программой, Учебный год закончил отлично. Поведение удовлетворительное. На замечание учителя реагирует чаще всего положительно, но может вступить в пререкания.

Со всеми детьми поддерживает ровные, дружеские отношения. Но может себе позволить обидеть младших детей. Причем, если его обидеть, реагирует очень агрессивно. У ребенка появилась сильная компьютерная зависимость.

Алексей - очень живой подвижный ребенок. Он с удовольствием посещает занятия, стремится выполнять все задания, очень расстраивается из-за ошибок.

Важно, чтобы обучающиеся росли не только физически, но и нравственно, а процесс самовоспитания находится у них в процессе развития.

Нравственно - психологический микроклимат класса находится тоже в стадии развития. На всех классных часах, во внеурочное время педагог старается говорить с ребятами на патриотические, правовые, экономические и другие темы. Между собой ребята общаются сдержанно. Очень важно сплотить дружный коллектив. Ребята стараются прислушаться к советам, требованиям, но в то же время, что-то могут делать неярко, пассивно.

Помощь в работе класса оказывают родители. Педагог старается сделать жизнь обучающихся более яркой, разнообразной, интересной, конечно же, дружелюбной.

Долженков Егор Сергеевич

Долженков Егор Сергеевич родился в городе Курске 06.02.2002 года.

С 7 лет пошел в школу, не дублировал программу классов.

Заключение и рекомендации ПМПК: психическое недоразвитие. Рекомендовано обучение по программе специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида, занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, наблюдение невролога, психиатра.

Анамнез: родители здоровы.

Раннее развитие: раннее развитие по возрасту.

Перенесённые заболевания: до 1,5 лет наблюдался неврологом с диагнозом перинатальная энцефалопатия.

Состояние зрения, слуха - в норме.

Наличие инвалидности, по какому заболеванию: инвалидность отсутствует.

Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентировка: Егор проживает в семье из 4 человек. Обстановка в семье благоприятная. Проживают в квартире четырехкомнатной , где мальчик занимает 1 комнату. В комнате Егора сделан ремонт. Уровень сформированности навыков по социально-бытовой ориентировки низкий, практические задания выполняет только с помощью учителя.

Особенности психофизического развития: спокойный, аккуратный, отзывчивый мальчик. В новый коллектив вливается с трудом. Старается учиться. Но его желания и возможности не совпадают. У Егора операции анализа и синтеза сформированы частично, причинно-следственные связи устанавливать затрудняется, низкий уровень слуховой памяти. Эмоции бедны. Волевой самоконтроль слабый. Темп речи и деятельности замедлен. Мальчик не уверен в себе.

Трудовые навыки сформированы. Внимание рассеянное, неустойчивое. Память механическая кратковременная. Необходим индивидуальный контроль, неоднократное повторение данного задания. Общие трудовые умения; трудовые навыки сформированы. Задания выполняет очень медленно. К трудовым поручениям относится всегда добросовестно.

Особенности обучаемости (усваивает новые понятия, способы действия при максимальной помощи педагога).

Эмоционально-поведенческие особенности; проблемы коммуникации с обучающимися. В коллективе пытается найти свое место. Часто обижает младших детей и одноклассников. В целом, ребенок старается общаться благожелательно, как с одноклассниками, так и с учителями.

Мальчик любит ходить на рыбалку с отцом, смотреть телевизор. Старается активно участвовать в учебном процессе. Мальчик не уверен в себе.

Сформированность учебных навыков:

Письмо и развитие речи.

С программным материалом по письму и развитию речи справляется хорошо. Знает правила, применяет их на практике, выделяет знакомые орфограммы, правильно объясняет смысл выбранных орфограмм. Письмо под диктовку медленное, но достаточно грамотное, каллиграфические навыки сформированы. Орфографический режим соблюдает. По итогам обучения в пятом классе хорошо усвоил следующие темы: «Фонетический разбор слов», «Синтаксический разбор простого распространённого предложения», «Морфологический разбор имени существительного». Связная письменная речь в стадии формирования. Неплохо справляется с работами творческого характера.

Чтение.

Чтение целыми словами, выразительное, осознанное. Понимает смысл прочитанного, пересказывает. Даёт характеристику главным героям, составляет план пересказа произведения. Понимает смысл пословиц и поговорок, объясняет значение новых слов. Память механическая, кратковременная, поэтому чтение наизусть даётся с большим трудом, хотя мальчик прикладывает много усилий и старательно кропотливо заучивает необходимые произведения. Устная связная речь в стадии формирования.

Математика.

На уроках математики Егор пассивен., к доске выходит неохотно. Его внимание рассеянное, легко отвлекается от учебного процесса. Программный материал усваивает удовлетворительно. Навык устного счета сформирован хорошо. Алгоритм арифметических действий с многозначными числами понимает. Не понимает понятия «обыкновенная дробь» и действия с ними. Задачи решает под контролем учителя. Таблицу умножения знает, умеет выполнять умножение и деление целых чисел на двузначное число. Геометрический материал усваивает хорошо, но графические навыки сформированы слабо.

География.

Хорошо усвоены разделы «Ориентирование на местности», «Земной шар». Трудности испытывал при изучении тем «Карта России», «План и карта», «Формы поверхности Земли», «Вода на земле». Значительно затрудняется в установлении причинно-следственных связей в теме «Понятие о климате. Его отличие от погоды. Основные типы климата», «Пояса освещенности». Слабо распознает географические объекты и явления по существенному признаку. Картографические навыки сформированы частично, соотнесение словесного описания и картографического образа – не полное. В тексте учебника ориентируется хорошо, улавливает смысл прочитанного, но выделить без помощи учителя главную мысль не может. Хорошо понимает опорные схемы, по которым может составлять несложные описания. Географические объекты и явления по словесному описанию распознает с помощью учителя. Картографические навыки сформированы слабо, местонахождение географических объектов устанавливает по «маячкам» и другим дополнительным ориентирам. Практические навыки сформированы слабо. Не умеет определять цель поставленной работы и последовательность ее выполнения. Практические работы выполняет по алгоритму. На практике и самостоятельно применить полученные практические навыки не может.

Биология.

Учебно-познавательный интерес не устойчив, круг представлений и понятий биологического характера сформирован частично. Хорошо усвоены разделы «Общее знакомство с цветковыми растениями», «Однодольные растения», «Двудольные растения». Трудности испытывал при изучении темы «Подземные и наземные органы цветкового растения». Значительно затрудняется в установлении причинно-следственных связей в теме «Многообразие бесцветковых растений», «Лист». Знает строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий, некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений. В тексте учебника ориентируется с помощью учителя, улавливает смысл прочитанного, выделяет с помощью учителя главную мысль. Умеет отличать цветковые растения от других групп, приводить примеры растений некоторых групп, различать органы у цветкового растения, однодольные и двудольные растения. Все операции выполняет с помощью учителя. Не умеет определять цель поставленной работы и последовательность ее выполнения. На практике самостоятельно не применяет полученные практические навыки. Учебный материал пересказывает с помощью учителя. Биологические термины усваивает частично.

История России.

Учебные навыки по предмету развиты удовлетворительно.

Умеет пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника. Как правило, медленно сосредотачивает свое внимание на уроке. При выполнении заданий требует дополнительных разъяснений со стороны учителя. Пользоваться лентой времени, показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий может только с помощью учителя. Пересказывает исторический материал по наводящим вопросам. При выполнении учебной задачи может работать самостоятельно, хотя чаще всего требуется помощь учителя или одноклассников. Чаще всего на уроке пассивен, интерес к предмету не проявляет.

Конспектировать исторический материал под диктовку на уроке затрудняется, чаще всего списывает с образца. Ведет тетрадь по предмету.

История Курского края.

Учебные навыки сформированы удовлетворительно. Знания по основным этапам и ключевым событиям, связанным с историей Курского края фрагментарны .Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке. В числе последних улавливает суть объяснений учителя, отличается медлительным темпом обдумывания информации. Нуждается в упрощении вопросов и инструкций к заданиям. Пересказывает исторический материал с большим трудом, по наводящим вопросам. Главную мысль сообщения выделяет с помощью учителя. Причинно-следственные зависимости краеведческого характера самостоятельно устанавливает. Элементарные навыки работы с картой сформированы.

Конспектировать на уроке краеведческий материал под диктовку затрудняется, чаще всего списывает с образца.

Наши рекомендации