Структура личности с позиции различных психоаналитических подходов
З. Фрейд строит динамическую модель личностивключающую три уровня: 'Оно' - Природа, инстинкты, стремление к удовольствию, избеганию страданий и разрушению препятствий, 'Я (Эго)' - воля, сознание, функция выбора, 'Сверх-я' - Нормы, предписания, запреты, стереотипы, функция долженствования.:
Между данными тремя частями личности идёт постоянная борьба, которая разрешима только при сильном Я (Эго). Здесь важно не путать психоаналитическое понятие "Эго" как сильной зрелой самостоятельной части личности и традиционное представление об "эго" как атрибуте эгоизма или эгоцентризма, связанном с фиксацией на себе, своих проблемах и желаниях. В психоанализе это, скорее, реализации функции "Оно".
К.Г. Юнг рассматривает личность человека в виде айсберга. Бессознательная часть личности человека погружена в океан коллективного бессознательного, а сознательная часть (вершина айсберга) соприкасается с "небом" коллективного сознания. В центре личностного "айсберга" - сущностная уникальная сердцевина каждого человека - "Самость". Задача человека - вырастить Самость до такого уровня, чтобы именно она регулировала мировоззрение и поведение человека, а не инстинктивные импульсы или давление социума. Самость содержит как сознание, так и бессознательную составляющую:
Трансактный анализ
Трансакция - буквально взаимодействие. Это анализ процессов взаимодействия, процессов общения между людьми. Основоположник трансактного анализа - Эрик Бёрн.
Трансактный анализ включает:
1) Теорию личности и межличностного общения
2) Теорию игр
3) Теорию жизненных сценариев
Бёрн рассматривает личность в процессе общения. Описывая структуру личности, он берёт за основу модель Фрейда. Однако уровни обозначает по-своему:
В различных жизненных ситуациях общения в человеке начинают действовать программы, усвоенные в разные периоды жизни.
Программа "Ребёнок" (или "Дитя") формируется в детстве и сохраняется на долгие годы, если не на всю жизнь. В некоторых ситуациях жизнь как бы заставляет нас вести себя "по-детски". Тогда мы говорим, что была запущена программа "Ребёнок".
Программа "Родитель" формируется у человека годам к 4-5. Первый признак - копирование родителей или игра "в дочки-матери". К этому возрасту ребёнок получает от родителей (или людей, их заменяющих) нормы, запреты и предписания, которые Фрейд обозначает как Супер-Эго. Когда мы начинаем "проводить в жизнь" усвоенные нормы и предписания, тогда считается, что программа "Родитель" запущена.
Программа "Взрослый" связана с волевым целенаправленным осознанным выбором. Первые признаки данной программы у нас появляются примерно в 3 года, когда происходит первое осознание своего "я". "Взрослое" поведение всегда связано с реальной оценкой ситуации, с совершением выбора и принятием решения вне зависимости от возраста человека. Зачастую 6-летний ребёнок может использовать более совершенную "Взрослую" программу, чем безответственный 30-летний выросший, но не "взрослый" человек.
Рассмотрим программы подробнее.
Взрослый - целостная программа. Её функция - выбор, принятие сознательного решения. Тезис: "Я принимаю решение здесь и теперь, я отвечаю за принятое решение". В состоянии "Взрослого" человек ведёт равный диалог с партёром. Базовое состояние - спокойствие.
Программа "Ребёнок" имеет 4 подпрограммы:
1) "Свободный ребёнок". Её функция - источник интуиции, творчества, спонтанности. Ориентация на желания и чувства. Непосредственность. Тезис: "Я хочу, я чувствую, я делаю". Состояние "Свободного ребёнка" крайне необходимо для творческих людей.
2) "Адаптированный ребёнок". Функция этой подпрограммы - "угадать и угодить". Ориентация на желания других людей, которые способны осудить или наказать. Подпрограмма "Адаптированный ребёнок" включается, когда мы не уверены в себе и в ситуации, когда ждём, что кто-то нам подскажет, что делать. Поэтому тезис "Адаптированного ребёнка" - "скажи, что делать" или "сделай за меня". В состоянии "Адаптированного ребёнка" активизируется масса психологических защит (см. ниже). Позы, жесты зачастую обнаруживают явное сходство с ребёнком, попавшим в затруднительное состояние: поднятые плечи, взгляд как бы "снизу вверх" или, наоборот, "поза отличника", вытянувшегося по струнке и готового дать "правильный ответ". Интонации голоса также идут как бы "снизу вверх", голос может стать тонким, без опоры и уверенности или уверенный "по-пионерски". Базовое состояние - тревожность.
3) "Обиженный ребёнок". Функция подпрограммы - переложить ответственность на других в ситуации совершённого действия с неблагоприятным исходом. Тезис: "Со мной сделали!". Данная подпрограмма включается, когда не удалось "угадать и угодить" и нет возможности и желания принять неблагоприятную ситуацию. Состояния - страх, обида, ощущение загнанности в угол. Психологические защиты тоже активизируются в этом случае как средство снятия тревоги. Всегда, когда мы чувствуем, что обижены - налицо подпрограмма "Обиженной ребёнок".
4) "Бунтующий ребёнок". Иногда эту подпрограмму смешивают с "адаптированным ребёнком", но на наш взгляд - у него совсем иная функция: поиск пути освобождения от давящих внутренних стереотипов. Тезис - "я ищу, что и как делать". Оптимальное время для запуска данной подпрограммы - подростковый возраст, однако в некоторых случаях она может "включиться" и у взрослого человека, когда он начинает работать над собой, преодолевая внутренние барьеры.
"Родитель" содержит 2 подпрограммы:
1) "Критический родитель". Функция - "поставить на место" - поощрить, наказать, критиковать партнёра или "третьих лиц". Тезисы: "Делай, как положено" или "Делай как я" или "Не делай, как я, делай то, что говорю". Позы, взгляд и жесты человека в состоянии "критического родителя" - сверху вниз. Такие же интонации голоса. Если мы понаблюдаем за детьми, играющими в куклы, то практически всегда обнаружим поведение "критического родителя". Любая сплетня, оценочное обсуждение кого-либо - это реализация подпрограммы "Критический родитель". В педагогике программа "Критического родителя" зачастую очень необходима и продуктивна, однако важно здесь не "перегнуть палку".
2) "Заботливый родитель". Функция - думать за другого, делать за другого. Тезис: "Я знаю, что лучше для тебя". Подпрограмма "Заботливого родителя" необходима и полезна в педагогике - в обучении, воспитании, но её гипертрофированная форма - это "медвежья услуга", действия, лишающие воспитанника самостоятельности и делающие зависимым от других.
"Игры", "защиты", "компенсации"
В трансактном анализе "играм" уделяется особое внимание. Здесь определение "игры" таково - форма поведения со скрытым мотивом. "Он ведёт игру" - говорим мы о человеке, чьё поведение кажется нам с "двойным дном". Эрик Берн и его последователи рассмотрели массу игр в самых разных жизненных ситуациях. Нам же интересны, прежде всего, варианты игр, происходящих в педагогике.
"Проверка на прочность" - игра, которую часто ведут учащиеся с молодыми (да и не только...) педагогами, пытаясь найти у них "слабые места". Это - каверзные вопросы, "вызывающее" поведение и др. Задача педагога - понять игру и пойти на диалог с учащимися.
"Давайте по-другому" - игра с целью "протянуть время" на семинаре. Учащиеся начинают проявлять полную заинтересованность: задают вопросы, просят ещё раз объяснить материал. Но задача педагога - не попасться на "игру". Самый оптимальный способ - обещать оставить время в конце семинара для ответов на вопросы. Если действительно была "игра", то в конце урока вопросы уже не актуальны...
"Поклонники" - эта игра часто сопровождает игру "Давайте по-другому". Учащиеся начинают в открытую восхищаться педагогом, его умом, компетентностью и др. Осторожно! Можно попасться на эту "удочку" и снизить критерии оценки. Нередко эта игра "включается" перед экзаменом.
"Дурачок" ("Дурочка") - игра, целью которой является вызвать снисхождение педагога. "Разве можно строго меня судить"? Часто сопровождается игрой "Поклонник"
"Оскорблённая невинность" - игра возникает в ситуации, когда ученик намеревался "проскочить" зачёт, как говорят на студенческом сленге "на халяву", но это ему не удалось. Тогда учащийся становится "обиженным ребёнком" и разными способами выражает негодование по поводу действий педагога.
"Маленький попрошайка" - ученик "выпрашивает" зачёт или оценку.
"Самый тяжёлый в мире больной" - учащийся имитирует или использует симптомы своего нездоровья, чтобы разжалобить педагога и снизить критерии оценки.
Психологические защиты - бессознательные формы поведения, на время снимающие внутренние конфликты и эмоциональное напряжение. Психологические защиты появляются, когда человек не способен справиться с конфликтной ситуацией и ему нужно на время "спрятаться" от неё.
У "защит" есть положительные стороны. Это - возможность "выиграть время" и снять тревогу, а также нередко получить поддержку от других людей. Однако в них больше отрицательного, чем положительного: защиты искажают реальность и тормозят личностное развитие человека. Они аналогичны анальгину, снимающему зубную боль, но не вылечивающему зуб.
Некоторые виды защит:
1) Рационализация - поиск наиболее комфортного способа объяснения ситуации. Например, человек оправдывает своё бездействие или неспособность достичь цели. Этот вариант защиты называют "Кислый виноград". Человек отказывается от деятельности, объясняя всем, что "это неважно, никому не нужно". Или отговаривает другого: "зачем тебе это надо???". Но отличие защиты от реального положения вещей в том, что человек на самом деле боится провала или боится, что другой "обгонит" его, достигнет большего, чем он. Другой вариант "рационализации" - "Сладкий лимон" - оправдание уже свершившейся нежелательной ситуации. "Мне поставили плохую оценку, так как: а) мне мешали; б) вся комиссия против меня; в)...; г)..."
2) Десакрализация - буквально "отрицание святости" - облегчение переживания ситуации через насмешку. "Садистские" анекдоты и стишки - из этой серии. Подросткам десакрализация помогает примириться с мыслью о смерти и опасностях мира.
3) Отрицание - критицизм, отторжение того, что личностно задевает.
4) Вытеснение - забывание неприятных или травмирующих переживаний. Или любые другие формы необъяснимой "забывчивости": например, когда девушка забывает пригласить свою якобы ближайшую подругу на некое важное событие (чаще всего причина - начавшийся внутренний конфликт между ними).
5) Слияние - "потеря" своего "Я" и ориентация на других. Паника, массовый "психоз" выступают как крайние проявления защиты; "лучше не высовываться" - бытовой вариант.
6) Невротическая проекция - человек делает другому то, в чём отказывает себе или в чём было отказано ему. Нередко, например, родители, не получившие музыкального образования, "насильно" загоняют ребёнка в музыкальную школу. Или сестра-подросток, сидящая на строгой диете, закармливает своих младших братьев и сестёр.
7) Интроекция - некритическое усвоение информации: человек "западает" на информацию, авторитеты, их мнение, воспринимая всё сказанное ими за "чистую монету".
8) Регрессия - переход на низшие уровни личностного развития. Взрослый человек начинает вести себя, как обиженный ребёнок (например, плач студентки при угрозе "двойки")
9) Ретрофлексия - а) перенос на себя того, что хотел бы сделать другому (рвать волосы, кусать ногти, теребить одежду - самобичевание от подавленного желания травмировать другого); б) перенос на себя того, что хотел бы получить от других (самолюбование, хвастовство).
Компенсации - формы преодоления "комплекса неполноценности" (по А. Адлеру). Если человек не способен достичь значимую цель, то нередко он компенсирует это непродуктивными способами:
- Власть ради власти
- Известность ради известности
- Деньги ради денег
- Подавление себя (аскетизм) и т.д.
Продуктивный способ компенсации - пересмотр цели, поиск иных смыслов в жизни.