Структурная схема здоровья человека с позиции культурологического и педагогического подходов

Дефини-ция Здоровье человека – культура отношения к себе и окружающему миру
Виды здоровья Физическое здоровье Психическое здоровье
Компоненты Физическая культура Физиологическая культура Психологическая культура Интеллектуальная культура
Показа-тели Способность управлять физическими движениями Способность управлять физиологическими процессами Способность управлять психоэмоциональными процессами Способность управлять мыслительными процессами
Крите-рии Объективированные (по результатам функциональной диагностики)
Субъективированные (по результатам оценки индивидом самочувствия)

Подводя итог рассуждениям о понятии «здоровье человека» и его характеристике с позиции «благополучия», следует сделать вывод, что с позиции валеологии благополучие как содержательная характеристика здоровья является сугубо субъективным понятием и ощущается человеком как наивысшее удовлетворение от жизни.

При таком подходе к трактовке здоровья его критериями можно считать: а) энергичность человека, б) психоэмоциональную уравновешенность и в) конструктивно-позитивное мышление.

Первый критерий – энергичность (активность) человека проявляется в способности сохранять постоянно высокий уровень работоспособности или восстанавливать этот уровень достаточно быстро. Средствами поддержания высокого уровня работоспособности организма, как показывает опыт человечества, являются, во-первых, достойноедело, то есть такое дело, которым человек занимается с увлечением, которое значимо для него, от которого он получает максимальное моральное удовлетворение; во-вторых, «одухотворённое» движение, то есть такое от которого «душа поёт и радуется», от которого легко и вдохновенно, и которое даже при появлении у человека физической усталости не вызывает у человека отрицательных эмоций. Это может быть танец, какая-нибудь приятная физическая работа, ходьбы пешком, занятия физическими упражнениями и т. п.; в-третьих, любовь в самом высоком и истинном смысле этого слова, такая любовь, про которую апостол Павел сказал: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру, так, что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает... (Библия. Новый Завет. 1-е Коринфянам, гл. 13 (написано около 2 тысяч лет назад)».

Утрата или снижение энергичности, активности на уровне физической составляющей организма ощущается человеком как усталость (физическая или умственная), уменьшение мышечной силы, отсутствие желания что-либо делать, невозможность заставить себя напрячься и т. п.; на уровне психической сферы характеризуется снижением внимания, ухудшением памяти, понижением жизненного тонуса, настроения, появлением негативных эмоций, апатии и т. д.; на уровне интеллектуальной, мыслительной сферы – появлением различных негативных мыслей, рассеянием внимания, головной болью и пр.

Второй критерий – психоэмоциональная уравновешенность (или душевное равновесие) базируется на балансе между возбуждением и торможением, между напряжением и расслаблением и проявляется в способности человека сохранять постоянный внутренний душевный покой или быстро его восстанавливать. Достижение такого состояния возможно, если человек живет в согласии с окружающим его миром, удовлетворяя свои сущностные человеческие потребности – в поиске смысла жизни, в другом человеке как условии собственного «вочеловечивания» и в удовлетворении чувства собственного достоинства или, по-другому, потребности признания в нём человека;

Третий критерий – конструктивно-позитивное мышление проявляется в удовлетворённости человека жизнью, в способности переживать преимущественно от жизни ощущение радости. Признаками конструктивно-позитивного мышления при таком его понимании выступает умение человека:

– во-первых, видеть положительные стороны в окружающей его действительности;

– во-вторых, извлекать для себя поучительные уроки из всего с ним происходящего, из всех возникающих в его жизни ситуаций, понимая, что на глубинном уровне причины всех негативных событий его личной жизни находятся в нём самом;

– в-третьих, прощать обижающих его окружающих людей, понимая, что делают они это, как правило, не по злому умыслу, а по неведению, по своей духовной и душевной незрелости (например, желая получить моральную сатисфакцию за нанесённую им обиду или потому что им просто плохо и надо на ком-то это «плохо» выместить);

– в-четвёртых, благодарить жизнь за каждое прожитое мгновение, благодарить людей (близких, родных, далёких), природу, мир, то есть другими словами уметь постоянно находиться в состоянии умиротворённости и тихой душевной радости. Основой этой способности является умение человека творить радость, во-первых, в себе для себя; во-вторых, в себе для других; в-третьих, в других для себя; и, наконец, в-четвертых, в других для других.

Критерии здоровья человека как феномена его культуры отражены на рис. 4.

В заключение наших рассуждений по поводу дефиниции здоровья необходимо остановиться еще на нескольких существенно важных моментах. Первый касается еще одного аспекта понятия «здоровье» – это измерение здоровья человека как состояния организма, которое характеризуется уровнем его адаптивных возможностей, то есть способности организма адекватно реагировать на внешние воздействия и приспосабливаться к возникающим условиям проживания, сохраняя достигнутый уровень здоровья. В связи с этим уровень здоровья можно устанавливать по степени устойчивости жизненных сил человека в изменяющихся условиях (экологических, социальных, экономических, политических и пр.). Конкретной единицей измерения количества здоровья при таком подходе может быть время достижения индивидуальной для каждого конкретного организма нормы его функционирования, то есть время восстановления нарушенной функции.

Такой подход к измерению количества здоровья во многом соответствует количественному подходу, предложенному Н. М. Амосовым, который, как указывалось ранее, предлагает определять его через сумму «резервных мощностей» основных функциональных систем, а эти «резервные мощности», в свою очередь, выражать через «коэффициент резерва», отражающий соотношение максимального количества функции клетки, органа, системы или целого организма к ее нормальному уровню [24, с. 63 ]. Таким образом, если объем или уровень здоровья человека определяется запасом или объемом его жизненных сил, то становление здоровья, или, образно говоря, «путь здоровья» человека – это процесс сохранения, накопления, усиления (или наращивания) и передачи жизненных сил.

 
 

Рис. 4. Структурная схема содержания и критериев здоровья человека

Второй момент связан с валеологическим подходом к объяснению причин снижения уровня здоровья человека или, по-другому, уменьшения его количества, объёма жизненных сил. Согласно теории здорового образ жизни, здоровье зависит от четырех факторов: от наследственности – на 20 %, от состояния экологии – на 20 %, от уровня развития медицины – на 10 % и от образа жизни человека – на 50 %. Основывается эта теория на выводах экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), еще в 1980-х годах высказавших идею о том, что здоровье современного человека более чем на 50 % (а в последние годы появляются цифры 70-80 %) зависит от него самого. Как видно самый большой процент приходится на образ жизни человека, который складывается из который складывается из совокупности следующих составляющих:

1) соблюдения человеком норм личной гигиены (гигиены тела, одежды, жилища, постели, рабочего места);

2) рационального (то есть природосообразного) питания, сбалансированного по питательным веществам, витаминам, минеральному составу и соответствующего природосообразным потребностям организма данного конкретного индивида и условиям его жизни и деятельности по составу и объему);

3) движения – оптимальной двигательной активности, соответствующей возрасту и индивидуальным особенностям индивида;

4) закаливания посредством регулярного выполнения определенных процедур, направленных на повышение иммуноустойчивости человека);

5) отсутствия вредных привычек, под которыми в собриологии (науке о трезвости) понимается самоотравление различными психоактивными веществами в виде табачных, алкогольных и наркотических ядов;

6) соблюдение режима труда и отдыха с учетом индивидуальных особенностей данного конкретного человека и условий его жизни и деятельности);

7) психологический комфорт, или по-другому, положительный жизненный тонус.

Наряду с этим общепринятым, так сказать, комплексным подходом к объяснению причин нездоровья человека существует еще несколько интересных точек зрения, обозначающих причины, которые можно назвать психологическими. Одну из них являет Н. М. Амосов, утверждая, что «в большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек», который «чаще всего болеет от лени, жадности, но иногда и от неразумности» [23, с. 4]. В цитируемой работе ученый объясняет определенную меру необходимости для человека и лени, и жадности, которые обусловливают определенным образом человеку выживание, как на организменном, так и на психическом уровне. Он пишет: «От далеких предков нам досталось не только тело, требующее тренировки, но и психика, точнее, биологические чувства, способные превращаться в пороки, или, поделикатнее, в недостатки.

Первый их них – лень. Человек, как и животное, напрягается, только если есть стимулы, и чем они сильнее, тем больше напряжение. Расслабление всегда приятно. После тяжелой работы особенно. Но если натренировать это чувство, то неплохо расслабиться и после легкой нагрузки. Можно и вообще не напрягаться.

Исключение составляют только детеныши: они готовы играть и бегать безо всякой нужды, это их первая потребность. Мудрая природа запрограммировала их так для тренировки развивающихся органов, в условиях, когда родители еще доставляют пищу и защищают от врагов. В диком состоянии лень не угрожает здоровью животных: питание нерегулярно, запасов, как правило нет, голод, враги или холод не позволяют надолго расслабляться. В то же время бегать без всякой нужды неэкономично: нельзя расходовать калории, которых с трудом хватает даже для полезных движений. В этом биологический смысл лени (выделено нами. – Т.О.).

Второй эффект – жадность. Назовем осторожнее – жадность на еду. Всем животным задан повышенный аппетит, способный покрыть не только энергетические затраты сегодняшнего дня, но и отложить жир про запас: снабжение в дикой природе очень нерегулярно. Все нежадные биологические виды вымерли от голода, не умея запасать жир под кожей. Удовольствие от еды – одно из самых больших. Как все чувства, оно тренируется, если питаться вкусной пищей. Вот человек и тренирует свой пищевой центр и очень давно, с тех пор, как научился жарить мясо и употреблять специи… В заключение… можно сказать следующее, несколько преувеличив для остроты. Человек умен, но ленив и жаден. Он не предназначен природой для сытой и легкой жизни. За удовольствие поесть и отдыхать в тепле он должен платить болезнями. Если перегнуть палку в первом, то есть в удовольствиях, то плата может оказаться чересчур большой. Телесные страдания могут поглотить все удовольствия от благ цивилизации. Нельзя рассчитывать на то, чтобы все выполняли строгий режим здоровья, отказывая себе во всем, но можно попытаться убедить людей соблюсти некоторую меру: ограничивать себя ровно на столько, чтобы не переходить грани больших болезней.

Сделать это может только наука, апеллирующая к здравому смыслу» [23, с. 29]. Такой наукой, на наш взгляд, и является валеология, одной из основных задач которой является формирование у человека установки на здоровую жизнь, формирование готовности стать и быть здоровым. А поскольку целенаправленным формированием личности в современном обществе в первую очередь призвана заниматься школа, то и формирование у человека, в данном конкретном случае у ребенка, потребности и способности быть здоровым должна школа.

Наряду с точкой зрения Н. М. Амосова на причины нездоровья все более широкое распространение в настоящее время получают еще два, назовем их психологическими, подхода: В. И. Гарбузова и Л. Хэй. В. И. Гарбузов пишет: «Становится очевидным, что основная причина болезней человека кроется в притязаниях не по силам, не по реальному его положению в этом мире, в ложности ценностей и целей, которые он выбирает, в разрушительных страстях, в неправильном образе жизни… В тибетской медицине, – продолжает психолог, – основными причинами всех болезней человека считались невежество, понимаемое как неосведомленность в вопросах сохранения здоровья, и омраченность, понимаемая как пренебрежение к состоянию своего здоровья людей осведомленных, образованных» [73, с. 8].

Преодоление невежества возможно и тем более эффективно, чем раньше начато валеологическое образование ребенка с применением методов формирования здоровья, доступных ему по возрасту. В то же время надо отметить, что осуществлять валеологическое образование человека никогда не поздно. Если же человек уже «потерял» здоровье, то процесс его восстановления, как показывает наш опыт, протекает даже более эффективно. Этот факт можно объяснить следующим образом: люди, утрачивая определенную часть всего здоровья, вместе с ним теряют в некоторой мере и возможность полноценной жизни, так как здоровье, согласно выявленной нами формуле, является одним из важнейших условий счастливой и успешной жизни человека. Стремясь вернуть утерянные вместе со здоровьем удовольствия, такие люди начинают активно изучать вопросы здоровья, пробовать различные системы, методы и способы его восстановления, внедрять их в собственную жизнь. Видимо, не случайно Н. М. Амосов утверждает, что здоровье – это ценность, которую человек обнаруживает, когда теряет.

Другой психологический подход к обоснованию причин нездоровья предлагает практикующий американский психолог Луиза Хэй. К сожалению, мы не смогли найти ее научных работ, поэтому вынуждены пользоваться данными, приведенными в научно-популярных изданиях, написанных ею для широкого круга читателей, интересующихся вопросами здоровья. Ценность книг Л. Хэй состоит в том, что в них изложен ее личный опыт, проверенный в первую очередь на себе, а затем на значительном количестве ее пациентов. Однако мы нашли подтверждение достоверности позиции Л. Хэй у таких известных ученых и практиков (психологов, врачей), как К. Изард, В. Н. Мясищев, В. Франкл и др.

Итак, Л. Хэй в качестве психологических причин, вызывающих большинство недугов тела, называет страх, обиду, гнев, сознание вины и придирчивость (как которую трактует как чрезмерную самокритичность). В пятом параграфе второй главы мы достаточно подробно раскрываем болезнетворное влияние на человека подобной самокритичности. Здесь остановимся на обосновании других названных эмоций.

Согласно результатам, во-первых, ее многолетних исследований и наблюдений за собой и своими пациентами и, во-вторых, причинно-функционального анализа психосоматических заболеваний человека, Л. Хэй пришла к выводу, что «гнев вызывает недуги, от которых организм как бы вскипает, сгорает, инфицируется; надолго затаенная обида (то есть обида, не прощенная на глубинном духовном уровне) разлагает, «пожирает» тело и в конечном итоге ведет к образованию опухолей и развитию раковых заболеваний* чувство вины (о болезнетворном воздействии которого на здоровье человека мы будем подробно писать в третьей главе) всегда заставляет человека искать наказания и приводит к боли» [212, с. 11]. Разрушительное влияние гнева на организм человека исследовал К. Изард: «Сдерживая гнев, – пишет он, – человек может страдать от того, что не имеет возможности свободно выразить свои чувства или устранить барьеры, препятствующие его стремлениям к желанной цели. При определенных обстоятельствах сдерживание гневных проявлений может вызывать патологическое повышение активности вегетативной нервной системы, что выражается в повышении диастолического давления, учащении сердечного ритма и в других физиологических нарушениях. Регулярное повторение ситуаций, вызывающих подобные нарушения в сердечно-сосудистой и других системах организма, может привести к психосоматическим заболеваниям» [100, с. 240].

С этой же точки зрения К. Изард рассматривает и последствия воздействия на организм человека эмоции страха. «Страх, – считает он, – ограничивает свободу поведения индивида. …В страхе человек перестает принадлежать себе, он движим одним-единственным стремлением – устранить угрозу, избежать опасности.

Слабый страх переживается как тревожное предчувствие, беспокойство. По мере нарастания страха человек испытывает все большую неуверенность в собственном благополучии. Интенсивный страх переживается как чувство абсолютной незащищенности и неуверенности в собственной безопасности. У человека возникает ощущение, что ситуация выходит из-под его контроля. Он ощущает угрозу своему физическому и/или психическому «Я», а в экстремальных случаях – даже угрозу своей жизни» [100, с. 312]. В своей работе «Психология эмоций» К. Изард приводит выводы Томкинса (Tomkins, 1963) о том, что страх – самая токсичная, самая пагубная эмоция: «Пагубность страха проявляется в том, что он в буквальном смысле может лишить человека жизни, достаточно вспомнить случаи смерти, вызванные страхом перед «порчей». Крайнее проявление страха, которое мы называем ужасом, сопровождается чрезвычайно высоким уровнем активации вегетативной нервной системы, ответственной за работу сердца и других органов. Избыточная активация вегетативной нервной системы создает непомерную нагрузку на жизненно важные органы, которые в этих условиях работают на грани срыва» [100, с. 12].

На тесную связь психики и соматики указывает также В. Н. Мясищев. Он пишет: «Исследование соотношений психики и соматики показывает, что нарушение отношений человека может повлечь за собой серьезные нарушения всей жизнедеятельности организма» [151, с. 34].

Таким образом, все представленные выше рассуждения о причинах нездоровья человека показывают, что с позиции валеологии нездоровье первоначально зарождается на ментальном, то есть ноологическом уровне, распространясь затем на психическую, а точнее эмоциональную сферу, и, наконец, локализуется на витальном, то есть физическом или телесном уровне. При этом фундаментальными причинами нездоровья человека, исходя из его сущности, можно считать неудовлетворение хотя бы одной из трех его базовых генетически человеческих потребностей: 1) потребности в поиске смысла, 2) потребности в обществе себе подобных и общении с ними и 3) в сохранении достоинства.

Наши рекомендации