Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Межфакультетская кафедра психологии

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Словарь терминов и персоналий

Кемерово 2008

Составители: Корытченкова Н.И. – к.пс.н., доцент межфакультетской кафедры психологии КемГУ

Кувшинова Т.И. – ст. преподаватель, к.пед.наук, межфакультетской кафедры психологии КемГУ

Данный словарь терминов и персоналий предназначен для использования при подготовке к каждому занятию по дисциплине «Психология и педагогика». Рекомендуется для организации практических занятий и самостоятельной работы студентов дневного обучения.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

ПО ПСИХОЛОГИИ

№ п/п   Новое понятие   Содержание
Аккомодация приспособление действия к изменившейся ситуации  
Анамнез сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или (при объективном анамнезе) от хорошо знающих его лиц  
Анимизм древнее учение, согласно которому у всего, что существует на свете, есть душа
Архетипы такие связи идей, образов и прочих образований, которые передаются из поколения в поколение, создавая при этом заданную предрасположенность к определенному поведению
Ассимиляция распространение уже имеющихся форм поведения на новые условия
Бихевиоризм направление в психологии, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды
Валидность качество метода психологического исследования, характе­ризующее точность измерения исследуемого свойства; оценка адекватности теста исследуемой проблеме
Внешняя деятельность деятельность с предметами материального мира или их обоз­начениями, она называется соответственно, материальная или материализованная
Внутренняя деятельность деятельность на уровне сознания, в идеальном плане -оперирование образами, символами, идеями
Возрастная психология отрасль психологии, которая изучает закономерности разви­тия нормального здорового человека, психологические осо­бенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду  
Генетическая психология отрасль психологической науки, изучающая наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа и, в целом - психическое развитие человека от его пренатального состояния до окончания жизни  
Гештальт психология направление психологических исследований, возникшее в Германии в начале XX века, базирующееся на принципе целостности элементов психической жизни, не сводимой к сумме ее составляющих  
Действие процесс, подчиненный представляемому результату, обоз­наченному в цели, часть деятельности, имеющая вполне самостоятельную, осознанную человеком цель  
Детерминизм закономерная и необходимая зависимость психических явле­ний от порождающих их факторов  
Деятельность специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования  
Дифференциальная психология раздел психологии, изучающий индивидуально-психологи­ческие различия между людьми, предпосылками и процессами формирования этих различий  
Зоопсихология отрасль психологической науки, изучающая поведение живот­ных различных видов. Зоопсихологи пытаются объяснить, каким образом врожденные механизмы, направляющие воз­никновение и развитие поведения, дополняются влияниями среды, с которой они вступают во взаимодействие  
Инженерная психология отрасль психологической науки, которая изучает законно-мерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проек­тирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники  
Инсайт внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение  
Инстинкты сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах  
Интериоризация переход действия из внешнего материального (материализо­ванного) в умственное  
Интроспекция метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека  
Клиническая психология отрасль психологической науки, изучающая проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болез­ней психические изменения  
Когнитивная психология одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования  
Медицинская психология отрасль психологической науки, которая изучает глубокие психофизиологические механизмы различных функцио­нальных состояний: стресса, напряженности, эмоционального дискомфорта, а также психологические аспекты патогенеза при различных нарушениях здоровья, разрабатывает реабили­тационные методы  
Мотив форма проявления потребности или опредмеченная потреб­ность  
Наблюдение научный метод исследования, заключающийся в последо­вательном и целенаправленном восприятии и переработке психических явлений в их естественном проявлении  
Навыки действия, сформированные путем повторения, характеризую­щиеся высокой степенью освоения и отсутствием поэле­ментной сознательной регуляции и контроля  
Надежность качество научного метода исследования, позволяющее получать одни и те же результаты при повторном или многократном использовании данного метода  
Общая психология изучает общие закономерности возникновения и функциони­рования психического отражения в деятельности человека и животных  
Общение взаимодействие людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера  
Операция способ осуществления действия  
Опрос метод сбора информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного или опосредованного социально-психо­логического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные соци­ологом, вытекающие из целей и задач исследования  
Основная задача психологии изучение механизма закономерностей, качественных осо­бенностей развития и проявления психических процессов, состояний и свойств как отражающей деятельности мозга, изучение природы и специфики формирования психических особенностей личности  
Педагогическая психология область психологии, которая изучает закономерности разви­тия личности в процессе обучения, воспитания, проблемы доступности учебного материала, эффективности различных методов обучения, особенности педагогического труда и лич­ности учителя как организатора учебно-воспитательного процесса  
Потребность внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость от условий существования  
Принцип оперантного научения сформулирован Б. Скиннером, согласно ему организм приоб­ретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции  
Психика форма активного отображения субъектом объективной реаль­ности, возникающая в процессе взаимодействия высокоор­ганизованных живых существ с внешним миром и осу­ществляющая в их поведении регулятивную функцию  
Психическое отражение форма активного отображения субъектом объективной реаль­ности, возникающая в процессе взаимодействия высоко организованных живых существ с внешним миром и осу­ществляющая в их поведении и деятельности регуляторную функцию  
Психоанализ учение, созданное 3. Фрейдом, в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация  
Психодиагностика отрасль психологии, направленная на разработку методов выявления индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека  
Психология наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности  
Психология рекламы отрасль психологии, которая занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подле­жащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избира­тельная программа политического деятеля  
Психология труда отрасль психологической науки, которая рассматривает психо­логические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков  
Психотерапия область, пограничная между медициной и психологией, в которой широко используются психологические средства диагностики и методы лечения заболеваний  
Психофизиология отрасль психологической науки, которая изучает физиоло­гические и биохимические изменения, происходящие в нервной системе, для установления влияния этих изменений на различные аспекты человеческой активности: запоми­нание, усвоение, эмоциональную регуляцию поведения и т.п.  
Раздражимость способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия  
Сознание высшая, свойственная человеку форма обобщенного отра­жения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности  
Социальная психология раздел психологии, изучающий закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности  
Схема определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе  
Таксис общая механическая ориентация организма в отношении источника раздражения  
Тест стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности психических свойств или состояний у индивида при решении практических задач  
Тропизм вынужденное автоматическое движение, обусловленное био­логическим значением раздражителя  
Умения способы успешного выполнения действий, соответствующие целям и условиям деятельности  
Упражнения многократные целенаправленные повторения действия с целью его усвоения  
Учение деятельность по усвоению знаний, формированию умений и навыков  
Цель заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека  
Чувствительность способность организма отражать воздействие биологически нейтральных стимулов  
Экстериоризация перевод внутренних действий во внешний план  
Эмпирическая психология направление в психологической науке, основной принцип кото­рого состоит в наблюдении за конкретными психическими явле­ниями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними в отличие от рациональной психологии, выводящей явления из природы и сущности души  
Юридическая психология отрасль психологии, которая изучает психологические осо­бенности поведения участников уголовного процесса (психо­логия свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т.п.), психологические проблемы поведения.   формирования личности преступника  
         


ПО ПЕДАГОГИКЕ

№ п/п   Новые понятия   Содержание
1. Педагогическая психология отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания  
2. Наблюдение целенаправленное восприятие какого-либо психолого-педагогического явления, в процессе которого исследователь полу­чает конкретный фактический материал или данные, характери­зующие особенности его протекания  
3. Психолого-педагогический эксперимент исследовательская деятельность, которая предполагает искусствен­А введение в реальный педагогический процесс некоторых фак­торов, способных изменить его психологические качества и осуще­ствить последующую проверку и сравнительную оценку получен­ных результатов  
4. Формирующий эксперимент метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе ак­тивного воздействия исследователя на испытуемого с заранее за­данной системой итоговых показателей    
5. Педология особое психолого-педагогическое учение, в котором комплексно на основе совокупности психофизиологических, анатомических, пси­хологических и социологических измерений определялись особен­ности поведения ребенка в целях диагностики его развития  
6. Экспериментальная педагогика направление в психологии и педагогике, ставившее целью всесто­роннее исследование ребенка и обоснование педагогической теории экспериментальным путем  
7. Предмет психологии обучения развитие познавательной деятельности в условиях систематическо­го обучения  
8. Мотивация побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность  
9. Учебный интерес эмоциональное переживание познавательной потребности, обеспе­чивающее направленность личности на осознание целей учебной деятельности    
10. Смысл учения сложное личностное образование, включающее в себя осознание ребенком объективной значимости учения и понимание субъектив­ной значимости учения для себя    
11. Усвоение механизм (путь) формирования человеком индивидуального опыта через приобретение совокупности знаний, обобщенных способов деятельности, нравственных норм и опыта творческой деятельности    
12. Восприятие процесс отражения в сознании учеников предметов, явлений, цело­стных ситуаций педагогического воздействия при их непосредст­венном воздействии на органы чувств    
13. Осмысление процесс, направленный на выявление существенных связей и отно­шений между предметами окружающего мира на основе представ­ленного учебного материала    
14. Закрепление процесс организации и сохранения прошлого опыта учебной дея­тельности, делающий возможным его повторное использование в учебном процессе или на практике    
15. Применение на практике полученных знаний изменение общей структуры знаний, навыков и умений по линии все большей их обобщенности, свернутости, меньшей контроли­руемости сознанием    
16. Саморегуляция учебной деятельности сформированность у школьника целостной системы представлений о своих возможностях и умениях их реализовывать, в том числе о возможностях целеобразования и целеудержания    
17. Обучаемость совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий зависит продуктивность учебной деятельности    
18. Предмет психологии воспитания развитие личности в условиях целенаправленной организации дея­тельности ребенка, детского коллектива    
19. Ценностные ориентации важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплен­ные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его пере­живаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного    
20. «Практические правила» способы, при помощи которых дети разного возраста применяют правила игры    
21. «Осознание правил» знания, идеи, которые ребенок формирует о характере игры  
22. Эгоцентрическая перспектива отношение ребенка к окружающему, в котором он сам является центром всего мира  
23. Релятивистская перспектива отношение ребенка к окружающему, при котором ребенок способен включать в свой мир других людей и ставить себя на их место    
24. Атрибуция приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия    
25. Духовный слой сознания единство человеческой субъективности и объективной образующей, представленной в отношениях «Я» - «Ты»    
26. Конформность податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства    
27. Групповая сплоченность один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности ее членов    
28. Педагогическое требова­ние предъявление воспитаннику социально-культурной нормы отноше­ния и поведения    
29. Субъектность школьника личностное качество, которое характеризует способность соотно­сить свое «Я» с окружающим миром и сознательно строить поведе­ние, предвосхищая его последствия в контексте социальных отно­шений    
30. Коллективизм чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готов­ность к действиям в пользу группы и общества    
31. Предмет психологии учителя психологические аспекты формирования профессиональной педа­гогической деятельности, а также те особенности личности, кото­рые способствуют или препятствуют успешной деятельности    
32. Педагогическая деятельность форма деятельности по созданию, хранению и передаче подрас­тающим поколениям образцов (эталонов) производственных уме­ний и норм социального поведения, для выполнения которой чело­век должен обладать педагогическим образованием и соответст­вующими педагогическими качествами    
33. Педагогическое общение профессиональный контакт преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющий определенные педагогические функции и на­правленный на создание благоприятного психологического клима­та, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений    
34. Профессиональная на­правленность педагога интерес к самим учащимся, к творчеству, к педагогической профес­сии, склонность к занятиям ею. Осознание своих способностей  
35. Профессионально-ценностные ориентации избирательное отношение учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, которое формируется на основе широкого спектра духовных отношений личности во всех видах деятельности, профессионально значимых для нее    
36. Стиль деятельности индивидуализированная система способов и приемов, устойчиво проявляющаяся в разных условиях существования
37. Я-концепция относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осоз­нанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимо­действие с другими людьми и относится к себе  
38. Самооценка оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей  
39. Педагогическая задача отражение в сознании педагога затруднений (неопределенности) в достижении целевых ориентиров образования  
40. Диагноз (в практической педагогике) оценка общего состояния педагогического процесса или его от­дельных компонентов в тот или иной момент его функционирова­ния на основе подробного, целостного обследования  
41. Педагогическое прогнози­рование процесс получения опережающей информации об объекте, опи­рающийся на научно обоснованные положения и методы  
42. Педагогическое проекти­рование содержательное, организационно-методическое, материально-техническое и социально-психологическое оформление замысла реализации целостного решения педагогической задачи  
43. Перевод социальной си­туации в педагогическую процесс обретения учеником в ходе урока личностного смысла как индивидуализированного отражения социально-ценностного отно­шения личности к возникшей ситуации, ее содержанию и структуре  
44. Интонирование значимых факторов способ инициирования учителем духовного усилия каждого учени­А средствами диалогического общения  
45. Мобилизация активности учеников способ совместной деятельности, в ходе которого создаются усло­вия для проявления каждым учеником индивидуального социально-ценностного отношения к окружающему миру в форме действия, поведения, поступка
46. Позиция педагога система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, которые являются источником его активности  
47. Центрация в гуманистической психологии особым образом построенное про­стое взаимодействие учителя и учащихся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности пере­живаний и поведения  
48. Развитие психики закономерное изменение психических процессов во времени, вы­раженное в их количественных, качественных и структурных пре­образованиях  
49. Зона ближайшего развития дистанция между уровнем актуального и потенциального развития, которая определяется разницей между степенью сложности задач, решаемых ребенком самостоятельно, и тех, которые посильны ему только при участии наставника или в сотрудничестве со сверстни­ками  
50. Обучение внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а исторических особенностей человека
             

ПЕРСОНАЛИИ

Наши рекомендации