Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Межфакультетская кафедра психологии
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Словарь терминов и персоналий
Кемерово 2008
Составители: Корытченкова Н.И. – к.пс.н., доцент межфакультетской кафедры психологии КемГУ
Кувшинова Т.И. – ст. преподаватель, к.пед.наук, межфакультетской кафедры психологии КемГУ
Данный словарь терминов и персоналий предназначен для использования при подготовке к каждому занятию по дисциплине «Психология и педагогика». Рекомендуется для организации практических занятий и самостоятельной работы студентов дневного обучения.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
ПО ПСИХОЛОГИИ
№ п/п | Новое понятие | Содержание | ||
Аккомодация | приспособление действия к изменившейся ситуации | |||
Анамнез | сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или (при объективном анамнезе) от хорошо знающих его лиц | |||
Анимизм | древнее учение, согласно которому у всего, что существует на свете, есть душа | |||
Архетипы | такие связи идей, образов и прочих образований, которые передаются из поколения в поколение, создавая при этом заданную предрасположенность к определенному поведению | |||
Ассимиляция | распространение уже имеющихся форм поведения на новые условия | |||
Бихевиоризм | направление в психологии, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды | |||
Валидность | качество метода психологического исследования, характеризующее точность измерения исследуемого свойства; оценка адекватности теста исследуемой проблеме | |||
Внешняя деятельность | деятельность с предметами материального мира или их обозначениями, она называется соответственно, материальная или материализованная | |||
Внутренняя деятельность | деятельность на уровне сознания, в идеальном плане -оперирование образами, символами, идеями | |||
Возрастная психология | отрасль психологии, которая изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду | |||
Генетическая психология | отрасль психологической науки, изучающая наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа и, в целом - психическое развитие человека от его пренатального состояния до окончания жизни | |||
Гештальт психология | направление психологических исследований, возникшее в Германии в начале XX века, базирующееся на принципе целостности элементов психической жизни, не сводимой к сумме ее составляющих | |||
Действие | процесс, подчиненный представляемому результату, обозначенному в цели, часть деятельности, имеющая вполне самостоятельную, осознанную человеком цель | |||
Детерминизм | закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов | |||
Деятельность | специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования | |||
Дифференциальная психология | раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми, предпосылками и процессами формирования этих различий | |||
Зоопсихология | отрасль психологической науки, изучающая поведение животных различных видов. Зоопсихологи пытаются объяснить, каким образом врожденные механизмы, направляющие возникновение и развитие поведения, дополняются влияниями среды, с которой они вступают во взаимодействие | |||
Инженерная психология | отрасль психологической науки, которая изучает законно-мерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники | |||
Инсайт | внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение | |||
Инстинкты | сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах | |||
Интериоризация | переход действия из внешнего материального (материализованного) в умственное | |||
Интроспекция | метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека | |||
Клиническая психология | отрасль психологической науки, изучающая проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения | |||
Когнитивная психология | одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования | |||
Медицинская психология | отрасль психологической науки, которая изучает глубокие психофизиологические механизмы различных функциональных состояний: стресса, напряженности, эмоционального дискомфорта, а также психологические аспекты патогенеза при различных нарушениях здоровья, разрабатывает реабилитационные методы | |||
Мотив | форма проявления потребности или опредмеченная потребность | |||
Наблюдение | научный метод исследования, заключающийся в последовательном и целенаправленном восприятии и переработке психических явлений в их естественном проявлении | |||
Навыки | действия, сформированные путем повторения, характеризующиеся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля | |||
Надежность | качество научного метода исследования, позволяющее получать одни и те же результаты при повторном или многократном использовании данного метода | |||
Общая психология | изучает общие закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных | |||
Общение | взаимодействие людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера | |||
Операция | способ осуществления действия | |||
Опрос | метод сбора информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного или опосредованного социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач исследования | |||
Основная задача психологии | изучение механизма закономерностей, качественных особенностей развития и проявления психических процессов, состояний и свойств как отражающей деятельности мозга, изучение природы и специфики формирования психических особенностей личности | |||
Педагогическая психология | область психологии, которая изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания, проблемы доступности учебного материала, эффективности различных методов обучения, особенности педагогического труда и личности учителя как организатора учебно-воспитательного процесса | |||
Потребность | внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость от условий существования | |||
Принцип оперантного научения | сформулирован Б. Скиннером, согласно ему организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции | |||
Психика | форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулятивную функцию | |||
Психическое отражение | форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высоко организованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении и деятельности регуляторную функцию | |||
Психоанализ | учение, созданное 3. Фрейдом, в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация | |||
Психодиагностика | отрасль психологии, направленная на разработку методов выявления индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека | |||
Психология | наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности | |||
Психология рекламы | отрасль психологии, которая занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля | |||
Психология труда | отрасль психологической науки, которая рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков | |||
Психотерапия | область, пограничная между медициной и психологией, в которой широко используются психологические средства диагностики и методы лечения заболеваний | |||
Психофизиология | отрасль психологической науки, которая изучает физиологические и биохимические изменения, происходящие в нервной системе, для установления влияния этих изменений на различные аспекты человеческой активности: запоминание, усвоение, эмоциональную регуляцию поведения и т.п. | |||
Раздражимость | способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия | |||
Сознание | высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности | |||
Социальная психология | раздел психологии, изучающий закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности | |||
Схема | определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе | |||
Таксис | общая механическая ориентация организма в отношении источника раздражения | |||
Тест | стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики выраженности психических свойств или состояний у индивида при решении практических задач | |||
Тропизм | вынужденное автоматическое движение, обусловленное биологическим значением раздражителя | |||
Умения | способы успешного выполнения действий, соответствующие целям и условиям деятельности | |||
Упражнения | многократные целенаправленные повторения действия с целью его усвоения | |||
Учение | деятельность по усвоению знаний, формированию умений и навыков | |||
Цель | заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека | |||
Чувствительность | способность организма отражать воздействие биологически нейтральных стимулов | |||
Экстериоризация | перевод внутренних действий во внешний план | |||
Эмпирическая психология | направление в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними в отличие от рациональной психологии, выводящей явления из природы и сущности души | |||
Юридическая психология | отрасль психологии, которая изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т.п.), психологические проблемы поведения. формирования личности преступника | |||
ПО ПЕДАГОГИКЕ
№ п/п | Новые понятия | Содержание | ||||
1. | Педагогическая психология | отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания | ||||
2. | Наблюдение | целенаправленное восприятие какого-либо психолого-педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал или данные, характеризующие особенности его протекания | ||||
3. | Психолого-педагогический эксперимент | исследовательская деятельность, которая предполагает искусственА введение в реальный педагогический процесс некоторых факторов, способных изменить его психологические качества и осуществить последующую проверку и сравнительную оценку полученных результатов | ||||
4. | Формирующий эксперимент | метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого с заранее заданной системой итоговых показателей | ||||
5. | Педология | особое психолого-педагогическое учение, в котором комплексно на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития | ||||
6. | Экспериментальная педагогика | направление в психологии и педагогике, ставившее целью всестороннее исследование ребенка и обоснование педагогической теории экспериментальным путем | ||||
7. | Предмет психологии обучения | развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения | ||||
8. | Мотивация | побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность | ||||
9. | Учебный интерес | эмоциональное переживание познавательной потребности, обеспечивающее направленность личности на осознание целей учебной деятельности | ||||
10. | Смысл учения | сложное личностное образование, включающее в себя осознание ребенком объективной значимости учения и понимание субъективной значимости учения для себя | ||||
11. | Усвоение | механизм (путь) формирования человеком индивидуального опыта через приобретение совокупности знаний, обобщенных способов деятельности, нравственных норм и опыта творческой деятельности | ||||
12. | Восприятие | процесс отражения в сознании учеников предметов, явлений, целостных ситуаций педагогического воздействия при их непосредственном воздействии на органы чувств | ||||
13. | Осмысление | процесс, направленный на выявление существенных связей и отношений между предметами окружающего мира на основе представленного учебного материала | ||||
14. | Закрепление | процесс организации и сохранения прошлого опыта учебной деятельности, делающий возможным его повторное использование в учебном процессе или на практике | ||||
15. | Применение на практике полученных знаний | изменение общей структуры знаний, навыков и умений по линии все большей их обобщенности, свернутости, меньшей контролируемости сознанием | ||||
16. | Саморегуляция учебной деятельности | сформированность у школьника целостной системы представлений о своих возможностях и умениях их реализовывать, в том числе о возможностях целеобразования и целеудержания | ||||
17. | Обучаемость | совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий зависит продуктивность учебной деятельности | ||||
18. | Предмет психологии воспитания | развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива | ||||
19. | Ценностные ориентации | важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного | ||||
20. | «Практические правила» | способы, при помощи которых дети разного возраста применяют правила игры | ||||
21. | «Осознание правил» | знания, идеи, которые ребенок формирует о характере игры | ||||
22. | Эгоцентрическая перспектива | отношение ребенка к окружающему, в котором он сам является центром всего мира | ||||
23. | Релятивистская перспектива | отношение ребенка к окружающему, при котором ребенок способен включать в свой мир других людей и ставить себя на их место | ||||
24. | Атрибуция | приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия | ||||
25. | Духовный слой сознания | единство человеческой субъективности и объективной образующей, представленной в отношениях «Я» - «Ты» | ||||
26. | Конформность | податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства | ||||
27. | Групповая сплоченность | один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности ее членов | ||||
28. | Педагогическое требование | предъявление воспитаннику социально-культурной нормы отношения и поведения | ||||
29. | Субъектность школьника | личностное качество, которое характеризует способность соотносить свое «Я» с окружающим миром и сознательно строить поведение, предвосхищая его последствия в контексте социальных отношений | ||||
30. | Коллективизм | чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества | ||||
31. | Предмет психологии учителя | психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешной деятельности | ||||
32. | Педагогическая деятельность | форма деятельности по созданию, хранению и передаче подрастающим поколениям образцов (эталонов) производственных умений и норм социального поведения, для выполнения которой человек должен обладать педагогическим образованием и соответствующими педагогическими качествами | ||||
33. | Педагогическое общение | профессиональный контакт преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющий определенные педагогические функции и направленный на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений | ||||
34. | Профессиональная направленность педагога | интерес к самим учащимся, к творчеству, к педагогической профессии, склонность к занятиям ею. Осознание своих способностей | ||||
35. | Профессионально-ценностные ориентации | избирательное отношение учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, которое формируется на основе широкого спектра духовных отношений личности во всех видах деятельности, профессионально значимых для нее | ||||
36. | Стиль деятельности | индивидуализированная система способов и приемов, устойчиво проявляющаяся в разных условиях существования | ||||
37. | Я-концепция | относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе | ||||
38. | Самооценка | оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей | ||||
39. | Педагогическая задача | отражение в сознании педагога затруднений (неопределенности) в достижении целевых ориентиров образования | ||||
40. | Диагноз (в практической педагогике) | оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе подробного, целостного обследования | ||||
41. | Педагогическое прогнозирование | процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на научно обоснованные положения и методы | ||||
42. | Педагогическое проектирование | содержательное, организационно-методическое, материально-техническое и социально-психологическое оформление замысла реализации целостного решения педагогической задачи | ||||
43. | Перевод социальной ситуации в педагогическую | процесс обретения учеником в ходе урока личностного смысла как индивидуализированного отражения социально-ценностного отношения личности к возникшей ситуации, ее содержанию и структуре | ||||
44. | Интонирование значимых факторов | способ инициирования учителем духовного усилия каждого учениА средствами диалогического общения | ||||
45. | Мобилизация активности учеников | способ совместной деятельности, в ходе которого создаются условия для проявления каждым учеником индивидуального социально-ценностного отношения к окружающему миру в форме действия, поведения, поступка | ||||
46. | Позиция педагога | система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, которые являются источником его активности | ||||
47. | Центрация | в гуманистической психологии особым образом построенное простое взаимодействие учителя и учащихся, основанное на эмпатии, безоценочном принятии другого человека и конгруэнтности переживаний и поведения | ||||
48. | Развитие психики | закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях | ||||
49. | Зона ближайшего развития | дистанция между уровнем актуального и потенциального развития, которая определяется разницей между степенью сложности задач, решаемых ребенком самостоятельно, и тех, которые посильны ему только при участии наставника или в сотрудничестве со сверстниками | ||||
50. | Обучение | внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а исторических особенностей человека | ||||
ПЕРСОНАЛИИ