Традиционное обучение в российской школе
Целевой блок
Цели занятия
1. Дать характеристику системе традиционного обучения, его особенностям и недостаткам.
2. Познакомить с требованиями к постановке дидактических целей и задач учебного предмета.
3. Выявить проблемы установки межпередметных связей содержательного компонента.
4. Определить требования к логическому построению учебной информации: к заданиям как основной форме представления содержания обучения.
Содержательный блок
1. Целевые ориентации и концептуальные положения.
2. Содержание образования.
3. Особенности методики традиционного обучения.
1. Целевые ориентации и концептуальные положения
Традиционное обучение (ТО) подразумевает классно-урочную организацию обучения (XVII в., принципы дидактики Я.А.Каменского).
Отличительными признаками ТО являются:
· формирование класса с учащимися одного возраста и уровня подготовки с сохранением основного состава на весь период обучения;
· наличие единой программы и единого расписания;
· основной единицей занятия является урок;
· урок посвящен одному предмету, учащиеся работают по одной теме и с одним материалом;
· наличие педагогического руководства на всех этапах учебного процесса;
· применение учебных пособий для домашней работы, которая является обязательной.
Цели обучения – подвижная категория, включающая в зависимости от ряда условий те или иные составляющие. В советской и российской педагогике цели обучения формулировались так:
· формировать систему знаний, умений и навыков, овладевать основами наук;
· формировать основы научного мировоззрения;
· осуществлять всестороннее и гармоническое развитие каждого ученика;
· воспитывать сознательных и высокообразованных людей, способных к физической и умственной деятельности.
Традиционное обучение представляет процесс воспитания личности с заданными свойствами. По содержанию цели ТО ориентированы на усвоение знаний, умений, навыков, а не на личностное развитие. В современной массовой российской школе цели несколько видоизменились, но парадигма представления цели в виде набора запланированных качеств осталась прежней.
Массовая школа с традиционной технологией остается «школой знаний», сохраняет примат информированности личности над ее базовой культурой. В процессе обучения преобладает рационально-логическая сторона познания над чувственно-эмоциональной стороной учебной деятельности.
Концептуальную основу ТО составляют принципы педагогики, сформулированные еще Я.А.Коменским.
2. Содержание образования
Содержание образования в традиционной массовой школе сложилось еще в годы советской власти и по сей день остается технократическим:
· знания адресуются к рассудочному началу личности, а не к ее духовности, нравственности;
· содержание образования остается единообразным;
· планирование содержания образования централизованно;
· учебные дисциплины определяют «коридоры», внутри которых предоставлено двигаться ребенку;
· обучение преобладает над воспитанием;
· учебные и воспитательные предметы не взаимосвязаны;
· клубные формы работы финансируются в размере 3% от общей статьи образовательных расходов;
· в воспитательной работе процветает педагогика мероприятий.
3. Особенности методики традиционного обучения
Педагогическая деятельность оценивается следующими фактами:
· требовательность – учение слабо связано с потребностями ученика, его внутренней жизнью, с проявлением индивидуальных способностей и творческих проявлений;
· авторитаризм – проявляется в регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур, централизации контроля, ориентации на среднего ученика;
· отсутствие самостоятельности – слабая мотивация учебного труда, отсутствует самостоятельное целеполагание, планирование деятельности ведется извне, итоговый анализ и оценивание производится взрослым.
Положительные стороны ТО:
· информация готовая к усвоению;
· систематический характер обучения;
· упорядоченная передача учебного материала;
· организационная четкость;
· эмоциональное воздействие учителя;
· низкие экономические затраты на групповое обучение;
· обеспечение ориентировки в материале;
· большой поток информации за короткое время.
Отрицательные стороны ТО:
· шаблонное построение урока, однообразие;
· высокий уровень не возможен без самостоятельного выполнения домашнего задания;
· формирование умений и навыков выходит за рамки урочной деятельности;
· слабая речевая деятельность, изолированность от общения, взаимодействия;
· слабая обратная связь.
К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарскую систему обучения.
Литература по теме
1. Алферов, Ю.С. Мониторинг развития образования в мире / Ю.С.Алферов // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 88–96.
2. Амиров, А.Ф. Теория и практика государственного общественного управления образованием / А.Ф.Амиров // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 55–70.
3. Андреев, А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России / А.Л.Андреев // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 20–29.
4. Алферов, Ю.С. Мониторинг развития образования в мире / Ю.С.Алферов // Педагогика. – 2002. – № 7. – С. 88–96.
5. Амиров, А.Ф. Теория и практика государственного общественного управления образованием / А.Ф.Амиров // Педагогика. – 2002. – № 3. – С. 55–70.
6. Батракова, С.Н. Методология становления педагогического процесса / С.Н.Батракова // Педагогика. – 2003. – № 3. – С. 11–17.
7. Белова, А.В. Женское институтское образование в России / А.В.Белова // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 76–83.
8. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько. – М. : 1989.
9. Бочкарев, В.И. Государственное общественное управление образованием: каким ему быть? / В.И.Бочкарев // Педагогика. – 2001. – № 2. – С. 9–14.
10. Ковалева, Г.С. Состояние российского образования / Г.С.Ковалева // Педагогика. – 2001. – № 2. – С.80–88.
11. Леонтьев, А.А Педагогическое общение / А.А.Леонтьев. – М. : Начальник, 1996.
12. Лушников, А.М. История педагогики /А.М.Лушников. – Екатеринбург : Изд-во УГПУ, 1994.
13. Подласый, И.П. Педагогика: в 2 т. / И.П.Подласый. М. : Просвещение, 2001.
14. Пряникова, В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник–справочник / В.Г.Пряникова, З.И.Равкин. – М. : Изд-во Новая школа, 1994.
15. Смирнов, И.П. Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащихся / И.П.Смирнов, Е.В.Ткаченко // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 19–26.
16. Смирнов, В.И. Педагогическое образование в России конца XVIII – начала XX вв. / В.И. Смирнов // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 70–77.
Деятельностный блок
Вопросы и задания
1. Как осуществляется выбор и логическое структурирование содержания обучения?
2. Назовите основные организационные формы учебной работы в рамках традиционного обучения.
3. Перечислите способы подготовки и проведения основных видов учебных занятий.