Психология в средние века

Научные знания о душе, накопленные в античности и впервые систематически изложенные в трудах Аристотеля, в средние века были частично утрачены и в основном заменены религиозно-мистическим мировоззрением, схоластикой и философией духа. В этот период душа трактовалась как божественное, сверхъестественное начало и считалось, что величайшие таинства души доступны лишь в религиозном опыте. Тем не менее, в христианской аскетике были осмыслены многие стороны душевной жизни личности, ищущей высшего смысла и нравственных абсолютов.

В средние века накапливается конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как одной из основ психики. Особенно следует отметить деятельность арабских мыслителей IX–XII вв. Авиценны и Аверроэса. Этими учеными утверждалось важнейшее основоположение: состояние души обусловлено деятельностью тела. Немецкие схоласты Р. Гоклениус и О. Кассман впервые использовали термин «психология» (1590 г.).

Формирование психологических концепций в XVII–XVIII вв.

С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Именно в это время, в связи с коренными сдвигами в социально-экономическом развитии европейского общества, в работах ведущих философов сложились концепции нового типа, пытавшиеся рационально, т.е. на основе разума сформулировать представления о мире и человеке. Становление психологии в этот период связано с именами европейских ученых Р. Декарта, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Д. Локка и ряда других. Декарт (1596–1650) одним из первых с научных позиций попытался решить проблему связи души с органическими процессами, происходящими в мозге человека. Душа по Декарту определяется не собственной изначально данной активностью, а воздействием внешних явлений на «машину тела». Этот революционный сдвиг в трактовке психики как внешне детерминированном регуляционном механизме и стал базой последующего развития научных представлений о психике человека. Декарт ввел одновременно два понятия: рефлекс и сознание. Но в своем учении он резко противопоставляет душу и тело. Взгляд Декарта на соотношение души и тела определяется как дуализм, т.е. признание двух субстанций, не сводимых друг к другу и обладающих независимыми свойствами. Декарт определил самонаблюдение (интроспекцию) как основной метод психологии, пользуясь которым ученые в XVII–XIX вв. стали исследовать внутренний феноменальный мир человека.

Значительную роль в развитии психологии сыграл голландский философ Б. Спиноза. Он был монистом, т.е. утверждал наличие единой субстанции: в его системе таковой представала природа, вездесущая и вечная. Спиноза в какой-то мере попытался преодолеть дуализм Декарта, т.е. представление о независимом существовании души и тела. Согласно взглядам Спинозы, душа тесно связана с телом и без него не существует. Точно также и тело не может жить и развиваться без души. Человек, по Спинозе, – целостное телесно-духовное существо.

К концу XVII в. в психологии выделилось и обособилось материалистическое учение о низших формах движений человека и животных, связанных с психикой. Вместе с тем продолжало существовать и развиваться философско-теологическое учение о душе, где затрагивались вопросы ее природы и преобразований в различных состояниях у человека. Вместе с этими двумя направлениями научных исследований выделилось третье – эмпирическая, или опытная психология, главной задачей которой стало не философствование о душе, а сбор и анализ объективных научных фактов. Английский ученый Д. Локк (1632–1704) привел в систему эмпирические объяснения и описания психологических явлений и считается основоположником эмпирической психологии. В противовес априоризму Локк провозгласил, что все идеи происходят из опыта, в котором объединяются чувственные впечатления от внешних объектов с тем, что в это время испытывает душа. Сознание, по Локку, – это восприятие человеком происходящего в его уме. Это понятие стало краеугольным камнем психологии, названной интроспективной. Считалось, что объектом сознания служат не внешние объекты, а идеи (образы, представления, чувства и т.д.), какими они являются «внутреннему взору» наблюдателя. Из этого положения Локка возникло в дальнейшем понимание предмета психологии. На место этого предмета претендовали явления сознания. Их порождают два опыта – внешний, который исходит от органов чувств, и внутренний, накапливаемый собственным разумом индивида. Локком был введен в язык психологии термин «ассоциация», понимаемый как сочетание идей.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646–1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных «малых перцепций» (неосознаваемых восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти. Лейбниц пытался объяснить связь между психическим и физическим в человеке не как взаимодействие, а как соответствие в виде созданной благодаря божественной мудрости «предустановленной гармонии». Таким образом, он утверждал, что душа и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически, и влиять одно на другое не могут. Это положение получило название психофизического параллелизма и имело многих сторонников в годы становления психологии как самостоятельной науки. Идеи Лейбница изменили и расширили представление о психики. Его понятия о бессознательной психике, «малых перцепциях» и апперцепции прочно вошли в научное знание о предмете психологии.

XVIII в. ознаменовал новый этап в развитии психологических знаний. К этому времени механическая модель мира была сконструирована Ньютоном, а внутренняя модель сознания – Локком. Машинообразное сочетание телесных процессов постулировал Декарт. Сложилась предпосылка для возникновения концептуального, всеобщего объяснительного принципа человеческой психики. Таким всеобщим объяснительным принципом стал ассоцианизм, который на протяжении двух последних веков оставался в качестве основного объяснительного принципа психологии. XVIII в. в истории научной психологии тесно связан с развитием ассоциативного учения. Ассоциации могут быть по времени, пространственной близости, сходству и контрасту. Сложные психические явления формируются из элементарных путем их ассоциирования друг с другом. Понятие ассоциации в качестве универсальной объяснительной категории в психологии было разработано английским врачом Д. Гартли (1705–1757).

По Гартли, психический мир человека складывается постепенно в результате усложнения «первичных элементов» (чувствований) посредством их ассоциации. Установленные Гартли закономерности образования ассоциаций – смежность воздействия и частота их повторения – стали, по существу, первыми закономерностями психологии. Гартли обогатил психологию многими основоположениями. Так, он отделил память от всех других познавательных процессов, считая ее общим свойством нервной системы, на основе которого совершаются все психические явления. Он прозорливо увидел в волевом акте взаимодействие сенсомоторных и речевых процессов. Гартли первым понял, что волевое действие ребенка – это его самокоманда, которой он овладевает в общении со взрослыми. Исходными побуждениями человеческого поведения Гартли считал чувство удовольствия и чувство страдания. Формирование человека зависит от того, с какими социально значимыми воздействиями сочетаются эти базовые чувства человека. Гартли полагал, что вибрации внешнего эфира вызывают соответствующие реакции в органах чувств, мышцах и мозге. Внутренний порядок при этом создается параллельно внешнему порядку. В модифицированном виде эта идея выступала объяснительным принципом психологии вплоть до начала XX в. Благодаря исследованиям Гартли мы считаем XVIII в. – веком зарождения современной научной психологии.

В XVIII в. немецкий ученый X. Вольф (1679–1754) впервые ввел в научный обиход термин «психология». Он издал первые крупные научно-психологические труды «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734). В качестве объяснительной основы психологических явлений X. Вольф предложил понятие способности. Активность души Вольф связывал со способностью человека иметь представления. Осуществив классификацию психических явлений на различные группы, Вольф усматривал в основании каждой из них определенные способности.

Крупные достижения в развитии психологии неразрывно связаны с достижениями в естествознании, кардинальными сдвигами в мировоззрении, философском осмыслении бытия. До XVIII в. философы представляли мир как конгломерат отдельных личностей, взаимодействующих в соответствии со своими индивидуальными потребностями и интересами. В XVIII в. возникают концепции историзма – жизнь людей соотносится с жизнью общества, а жизнедеятельность общества осознается как закономерный исторический процесс. Возникают первые ростки понимания культурно-исторической детерминированности индивидуальной психики. Психика человека соотносилась уже не только с телом и мозгом и не только с окружающей его средой, но и с культурно-историческими факторами формирования общества. Бытовавший до тех пор структурный, поэлементный, по существу, механический анализ сознания человека был переведен на более адекватный структурно-функционально-генетический путь исследования. Возникла теория «естественной истории» человека. Усилился интерес и к физиологии человека.

Кардинальное значение имели исследования чешского физиолога Про-хазки. Он впервые дал классическое определение рефлекса. Прохазка отметил, что рефлекс возникает в ответ лишь на определенные раздражители – на те, которые имеют для организма приспособительную значимость. Прохазка предвосхитил в общем виде и концепцию И.П. Павлова об аналитико-синтетической деятельности мозга. Прохазка установил, что по рефлекторному принципу функционируют не только низшие, но и высшие отделы нервной системы, что все формы психической деятельности направлены на приспособление организма к условиям окружающей среды, подчиняясь общему закону «сохранения живого тела». Уже в XVIII в. человечество в лице Прохазки вплотную подошло к пониманию сущности психики. Психика в понимании Прохазки – способность дифференцировать внешние воздействия, оценивать их в соответствии с потребностями организма и на основе этого осуществлять избирательные, приспособительные действия.

Наши рекомендации