Восстановите порядок этапов наблюдения
Общая и профессиональная педагогика как научные области знаний
Цель занятия: изучитьразличные подходы к определению педагогики как науки и как искусства; сущность понятия «педагогика», ее объект и предмет, основные функции и задачи; основные категории педагогики; место педагогики в системе других.
План:
· Возникновение и развитие педагогики на протяжении нескольких эпох
· Выделение педагогики в отдельную науку
· Сущность педагогики как науки о воспитании человека, о целенаправленном формировании качеств личности
· Объект, предмет и функции педагогики
· Закономерности педагогического процесса
· Отрасли педагогики
· Место профессиональной педагогики в системе педагогических наук (отсутствует)
· Взаимосвязь педагогики с другими науками и ее структура
· Методы педагогического исследования
Источник:
Www.psylist.net/pedagogika/vope.htm
2. И.П. Подласый, «Педагогика 100 вопросов – 100 ответов» (2001), раздел I, стр. 22.
3. Ушинский К.Д. «Человек как предмет воспитания.» — М.; Л., 1946. — С. 10, 25.
4. Лапшин И. И.История педагогических теорий. — СПб., 1912. — С. 10.
5. Сластенин В.А. «Педагогика» (2002 г), раздел I, глава 2, §1.
6. И.П. Подласый, «Педагогика 100 вопросов – 100 ответов» (2001), раздел I, стр. 120.
7. http://www.ronl.ru//
8. Сластенин В.А., «Педагогика» (2002 г), раздел II, глава 5, §5.
9. Журнал «Педагогика» №5, 2005 год, стр.21
Задание на самостоятельную работу студентов
1. Составьте опорную схему, используя тексты учебных пособий по педагогике по разделу «Педагогика как наука».
2. Составьте педагогический словарь из понятий «наука», «педагогика», «этнопедагогика», «объект педагогики», «предмет педагогики», «понятийный аппарат педагогики», «категория педагогики».
3. Выучите основные педагогические понятия для того, чтобы разгадать кроссворд
Практическое занятие.
I. Теория.
1. Проверьте под руководством преподавателя как вы выполнили задания 1 и 2 из раздела «Подготовка к практическому занятию».
2. Разгадайте кроссворд.
ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
По горизонтали: 2. Результат развития личности, ее становления, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств.4. Фактор, оказывающий активное влияние на процесс воспитания и развития личности. 7. Метод педагогического исследования. 9. Совокупность способов, путей достижения поставленной цели.11. Метод педагогического исследования. 12. Взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в разных сферах жизнедеятельности человека. 13. Предмет педагогики.
По вертикали: 1. Раздел педагогической науки. 3. Неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей.5. Великий русский педагог XIX века. 6. Метод обучения. 8. Автор «Великой дидактики». 10. Человек как социальное существо, субъект исторического процесса.
II. Практика
Попробуйте сами составить кроссворд на тему «Методы педагогического исследования».
2. Подготовьте реферат на тему:
А) «Профессиональная педагогика в системе педагогических наук»,
Б) «Законы и закономерности педагогики»,
В) «Система педагогических наук»
3. Свободное ЭССЕ (по желанию). Примерная тематика:
а) Психолого-педагогический портрет студента XXI в.
б) Платное и бесплатное обучение в современном ВУЗе.
в) Личность преподавателя глазами студента.
г) Как разнообразить обучение в ВУЗе?
д) Стиль и особенности воспитания в моей семье.
е) Мой любимый учитель в школе.
ж) Конфликты между преподавателями и студентами: можно ли их избежать?
з) Мой собственный опыт преподавания.
и) Мои представления об идеальном преподавателе.
й) За что я любил(а) (не любил(а)) уроки в школе
к) Оправдались ли мои ожидания от обучения в университете: личный опыт и размышления.
III. Проверь себя
В развитии педагогической науки и практики значительную роль сыграли педагоги XIX в. Подчеркните фамилию педагога, который заложил основы теории развития личности.
А) Гербарт;
Б) Толстой;
В) Ушинский;
Г) Ободовский.
Восстановите определение.
Регистрация – метод, общего подсчета количества тех, выявления наличия, и, качества у каждого члена группы, у кого данное качество, имеется или отсутствует.
Раздел педагогической науки, изучающий научные основы процесса воспитания и методику организации воспитательной работы, называется:
А) общие основы педагогики;
Б) социальная педагогика;
В) теория обучения;
Г) теория воспитания;
Д) теория управления.
Какие из перечисленных книг Я.А. Коменского относятся к жанру учебника?
А) «Пансофия»;
Б) «Законы хорошо организованной школы»;
В) «Великая дидактика»;
Г) «Мир чувственных вещей в картинках»;
Д) «Открытая дверь языков и всех наук».
Установите соответствия:
1. Метод обучения а) учебная программа
2. Мыслительная деятельность б) эксперимент
3. Форма обучения в) проверка домашнего задания
4. Структура процесса обучения г) взаимное обучение
5. Структура урока д) преподавание
6. Типология урока е) системность
7. Метод педагогического исследования ж) консультация
8. Содержание образования з) тест
9. Принцип обучения и) систематизация
10. Контроль и оценка знаний к) комбинированный урок
Дайте определения понятиям:
Возрастная педагогика – это …
Профессиональная педагогика – это …
Коррекционная педагогика – это …
Отраслевая педагогика – это …
Восстановите порядок этапов наблюдения.
1. Выбор объекта, предмета и ситуации;
2. Обработка и интерпретация полученной информации;
3. Выбор способа наблюдения;
4. Определение задач и цели;
5. Выбор способов регистрации наблюдаемого.
Впишите недостающие этапы составления вопросника:
1. определение характера информации, которую необходимо получить;
2. …
3. составление первого плана вопросника;
4. …
5. исправление вопросника и окончательное его редактирование.
Что включают в себя следующие этапы эксперимент:
1. теоретический (…)
2. методический (…)
3. собственно эксперимент (…)
4. аналитический (…)
Теоретический анализ – это …
Индуктивные и дедуктивные методы – это …
Шкалирование – это …
Содержательная часть