Понимание учебного материала, обобщает усвоенный материал, применяет изученное в ходе выполнения упражнений, трудовых заданий. Укрепляет материал
Проблемное - учитель ставит перед учеником проблемную задачу в
виде вопроса, опыта, организует размышления учеников над поставленной задачей, предлагает доказать справедливость выдвинутого варианта решения задачи, при ошибочном варианте предлагает найти ошибку, ставит уточняющую задачу или конкретизирует ее, ставит вопросы в целях закрепления новых знаний, предлагает упражнения по применению знаний на практике. Ученик: воспринимает задачу и начинает осмысливать возможные решения, высказывает возможные варианты ее
решения, доказывает рациональность одного из вариантов решения задачи, делает выводы и обобщения, ищет верное решение при ошибке, закрепляет полученные знания путем повторения выводов, самоконтроля, выполняет упражнения для закрепления.
Программированное. Учитель: сообщает, объясняет дозу материала, ставит контрольный вопрос, если ответ правильный, то сообщается вторая доза материала. После всего изученного материала дает задания на закрепление, на применение изученного. Ученик: воспринимает, осмысливает содержание и суть первичного материала, отвечает на вопросы, выполняет задания на закрепления, применение изученного
7.Теория поэтапного формирования умственных действий
Теория поэтапного формирования умственных действий (разработана П.Я.Гальпериным и его сотрудниками) — учение о процессах и условиях, определяющих формирование осмысленных действий, а на их основе — представлений и понятий об их объектах. Основные положения теории:
1. выполнение нового действия вначале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия;
2. среди них особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (эталоны, меры, знаки);
3. образование действий восприятия и мышления происходит путем перехода внешних предметных действий в план восприятия или в умственный план.
Этапы:
· Первый - создание мотивации обучаемого;
· Второй - составление схемы т.н. ориентировочной основы действия;
· Третий - выполнение реальных действий;
· Четвертый - проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий;
· Пятый - Действие сопровождается проговариванием «про себя»;
· Шестой - Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде – см. интериоризация.
На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».
8. Закономерности обучения. Классификация закономерностей обучения
Закономерность отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи.
Классификация:
1. дидактический компонент, обобщающий собственно дидактические характеристики процесса, такие, как цели, содержание, виды, методы, средства, способы, формы обучения и т. д.;
2. гносеологический компонент процесса, определяющий его в аспекте познания учащимся под руководством учителя объективной действительности, фактов и законов природы и общества, самих себя;
3. психологический компонент процесса, относящийся преимущественно к внутренней, психической (познавательной) деятельности учащихся в процессе обучения;
4. в кибернетическом аспекте находят отражение все многообразие связей, существующих в учебном процессе, циркуляция информационных потоков, а главное - управление усвоением информации;
5. социологический компонент системы охватывает отношение между участниками учебного процесса;
6. организационный компонент, отражающий учебный процесс в аспекте интеллектуального труда.
Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные (конкретные).
Общие закономерности охватывают своим действием всю систему.( Закономерности цели, качества, стимулирования обучения и т.д.)
Частные (конкретные) закономерности охватывают своим действием отдельные компоненты (аспекты) системы.( Те 6 компонентов)
9. Принципы обучения как категории дидактики. Соотношение принципов и правил обучения
· сознательности и активности
· наглядности
· систематичности и последовательности
· прочности
· научности
· доступности
· связи теории с практикой
Но в обучении имеется и сторона процессуально-техническая, например, определенные приемы демонстрации предметов и явлений или их изображений, обеспечивающие наиболее благоприятные условия их восприятия школьниками.
1. Принцип всестороннего развития личности
2. Принцип научности и посильной трудности
3. Принцип сознательности и творческой активности
4. Принцип наглядности обучения и развития теоретического мышления
5. Принцип систематичности
6.Принцип перехода от обучения к самообразованию