Методические особенности. Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные
По В.С. Кузину
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.
Задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1-2 урока) и кратковременными (наброски и зарисовки, выполняемые в течение 7-15 мин). Наброски и зарисовки выполняются в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от конкретных задач урока).
По Б.М. Неменскому
Ведущим принципом является закон уподобления, раскрывающийся в первую очередь в методах педагогической драматургии, создания на уроках ситуаций уподобления.
Серьезное значение имеет метод поэтапных открытий, т.е. четкого вычленения тем каждого урока и неповторимость их.
Этой же цели служит метод единства восприятия и созидания (практической работы).
Важную роль играет метод широких ассоциаций, возможность и необходимость творческой интерпретации содержания.
Некоторые методические приемы:
Внеклассная индивидуальная и коллективная поисковая деятельность.
Привлечение на беседах во время урока по большинству тем личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей – актуализация и активизация этого опыта для осознания темы урока, темы четверти.
Оформление работами учеников интерьера школы, класса и даже улицы (витрины) и праздников с обязательной постановкой эмоционально-отношенческих задач в любой практической работе (доброе – злое, радость – грусть и т.д.).
Свобода в системе ограничений.
Диалогичность. Учитель и ученик – собеседники. Совместно выясняют и находят. Учитель искусства должен стать мастером слова, так же как и учитель литературы.
Сравнение как путь активизации мышления. Многовариантные возможности решения.
Коллективные и групповые работы – резерв активизации деятельности и мышления.
Предтечи, разновидности, последователи
& «Мировая художественная культура» (Л.М. Предтеченская).
В программе поставлена абсолютно верная цель – как можно теснее связать содержание и методы преподавания курса с актуальными задачами развития личности старшеклассника; переживание осознается как основной метод обучения в искусстве.
Путь синхронного рассмотрения видов искусств в их взаимодействии с общественными движениями эпохи, с искусствами разных народов.
В старшем школьном возрасте необходимо четко, на всю жизнь закрепить в сознании человека главные для художественного развития мысли: 1) «Фактически я не живу вне искусства, не могу жить, и никто не живет»; 2) «Искусство огромно, увлекательно, его не устанешь познавать всю жизнь»; 3) «Я уже достаточно знаю, созрел, чтобы понимать все виды искусств, самостоятельно и грамотно с ними общаться».
Целенаправленная организация духовной деятельности подростка, организация его переживаний – задача на порядок более сложная, нежели организация практической или только умственной деятельности школьника на уроке.
Последовательность освоения материала может быть построена по отношенческим проблемам, а исторические связи будут прослеживаться внутри каждой из них.
Тема красоты женщины. Тема женственности…
Тема мужественности – ой как нужна нашей молодежи!
Мудрость силы – это ответственность силы.
Тема сочувствия, порождающая тему борьбы, горя человека и горя народа, тему жертвенности и тему Победы.
& «Образ и мысль» – это инновационная образовательная технология, являющаяся национальным вариантом американской программы «Стратегия визуального мышления». Внедрение этой программы в образовательные учреждения имеет цель содействовать развитию способности детей к глубокому, личностному восприятию художественных ценностей, установлению собственной, естественной системы связей с искусством, которая будет служить основой для их дальнейшего развития. Стимулом такого развития служат произведения искусства всех времен и народов. Дети самостоятельно, без вмешательства авторитетного (а часто и авторитарного) мнения взрослых, рассматривают произведения, высказывают свои наблюдения и, в меру своих возможностей, приближаются к постижению их многогранного содержания. Уникальным педагогическим инструментом общения начинающего зрителя с искусством выступает особым образом организованная фасилитированная групповая дискуссия.
& ИЗО в Германии. В системе школьного образования в Германии предмет «искусство» преподается в школах с 1-го по 13 класс. В начальной школе количество уроков искусства составляет в среднем два часа в неделю во всех федеральных землях; в средней школе - четыре часа; в 11-13 классах - от трех до пяти часов. Кроме искусства, во всех типах немецких школ преподаются самостоятельные дисциплины: «театр», «музыка» и «танец».
Учебные планы предмета «искусство в немецкой школе различаются не только в федеральных землях страны, но и в различных школах, классах. Вообще же существуют по крайней мере два направления в современной работе с детьми по изобразительному искусству - так называемые поэлементные и интегрированные (синтетические) программы, в соответствии с которыми в школах придерживаются разных систем опорных категорий развития ребенка в искусстве.
Принципы построения учебного плана и школьных программ по искусству в немецких школах таковы:
- в начальных классах программа строится в основном на принципе тематической цикличности (явления времен года - осень, зима, весна, лето);
- в средней школе программа строится на основе историко-тематического принципа;
- в старших классах целиком выдерживается исторический принцип построения программы.
Рекомендуемая литература
1. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.
2. Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 5 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.
3. Искусство вокруг нас: Учеб. для 2(3) кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1998.
4. Искусство вокруг нас: Учеб. для 3 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.
5. Коротеева Е.И. Искусство и ты: Учеб. для 1(2) кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1997.
6. Коротеева Е.И. Искусство и ты: Учеб. для 2 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.
7. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1998.
8. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 1-2 кл.: В 2 ч. Ч. 1. Учись рисовать. Ч. 2. Волшебный мир. – М.: Дрофа, 1999.
9. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 3-4 кл.: В 2 ч. Ч. 1. Учись рисовать. Ч. 2. Волшебный мир. – М.: Дрофа, 1999.
10. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981.
11. Неменская Л.А. Каждый народ – художник: Учеб. для 4 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.
12. Неменская Л.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 4 кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000.
13. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О пробл. эстет. воспитания: Кн. для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987.
14. Неменский Б.М. Познание искусством. – М., 2000.
15. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. – М.: ВЛАДОС, 2003.
16. Программы средней школы. Изобразительное искусство. Начальные классы (I – IV). – М.: Просвещение, 1985.
17. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999.
18. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 1(2) кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1997.
19. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 2(3) кл. / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1999.