Развитие отечественной педагогики
Активно разрабатывались идеи воспитания в русской педагогике. Широкую известность получил оригинальный педагогический трактат XII в. «Поучение князя Владимира Мономаха детям». В этом поучении содержались мысли о необходимости любить и защищать свою Родину, проявлять отзывчивость и помощь людям, быть почтительным и уважительным к старшим, усердно овладевать грамотой.
В XVII в. вопросы воспитания разрабатывал Епифаний Славинецкий. Заметный след в педагогике оставил его труд «Гражданство обычаев детских», в котором излагались правила поведения детей в семье, школе, общественных местах.
Весьма плодотворной была теоретическая и практическая деятельность в области педагогики Симеона Полоцкого (1629–1680). В 1664 г. им была открыта при Спасском монастыре в Москве школа славяно-греко-латинского языка. Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории «врожденных идей», которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое должно направляться на развитие чувств и разума человека.
Большой вклад в развитие русской педагогической мысли внес М.В. Ломоносов (1711–1765). Он создал ряд учебных книг: «Риторику» (1748), «Российскую грамматику» (1755) и др.
Весьма большой след в отечественной педагогике оставил Н.И. Новиков (1744–1818). Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, добродетельные привычки и сострадание к угнетенным. В статье «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой.
Основоположником научной педагогики в России является К.Д. Ушин-ский (1824–1870). Он выдвинул идею народности воспитания, в соответствии с которой признавались творческая сила народа в историческом процессе и его право на полноценное образование. Целью воспитания определялось формирование активной творческой личности, что предполагало подготовку к умственному и физическому труду. Его система воспитания предусматривала развитие активной любви к человеку и основывалась на силе положительного примера, нравственного влияния педагога.
К.Д. Ушинский создал цельную дидактическую систему, в которой обосновал принципиальные вопросы отбора содержания образования, его приспособления к особенностям детского возраста.
Огромный вклад в развитие русской педагогической мысли внесли Н.И. Пирогов (1810–1881), В.И. Водовозов (1825–1886), В.П. Острогорский (1840–1902), Л.Н. Толстой (1828–1910), В.Г. Белинский (1811–1848), А.И. Герцен (1812–1870), Н.Г. Чернышевский (1828–1889), Н.А. Добролюбов (1836–1861) и др. Они выступили с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания.
В России государственные гимназии были созданы по уставу 1804 г. С этого момента в нашей стране берет свое начало становление и развитие классического образования. Вплоть до Октябрьской революции 1917 г. гимназия в России – основной тип учебных заведений общего среднего образования.
В XIX в. наряду с классической средней школой широкое развитие получают реальные и профессиональные школы, призванные удовлетворять потребности растущего производства и торговли. В реальном образовании доминируют предметы естественно-математического цикла. Первые реальные школы возникли в России и Германии уже в начале XVIII в. А са-мым первым в мире учебным заведением реального образования была открытая в Москве 14 января 1701 г. по указу Петра I школа математических и навигационных наук. Перед ней была поставлена задача подготовки специалистов военного и морского дела. Часть выпускников этой школы назначались учителями математики. Реальное образование развивалось параллельно и в противоборстве с классическим.
В истории российского образования, как и в истории России вообще, XX в. занимает особое место. После Октябрьской революции 1917 г. вся система народного образования была кардинально преобразована. Школа стала бесплатной, общедоступной независимо от национальности, пола, социального и имущественного положения. Школа была провозглашена светской, т.е. независимой от церкви.
Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики принял С.Т. Шацкий (1878–1934), руководивший Первой опытной станцией по народному образованию наркомпроса РСФСР. Первыми авторами учебных пособий по педагогике, в которых ставились и решались задачи социалистической школы, были П.П. Блонский (1884–1941), написавший книги «Педагогика» (1922), «Основы педагогики» (1925) и А.П. Пинкевич (1884–1939), «Педагогика» которого вышла в те же годы.
Известность педагогике социалистического периода принесли работы Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Теоретические поиски Н.К. Крупской (1869–1939) концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения. А.С. Макаренко (1888–1939) выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье.
В.А. Сухомлинский (1918–1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи. Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и школы.
В 1936 г. Советский Союз стал страной грамотности. Совершенство и размах образования в нашей стране – одна из важных причин победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Однако подлинным триумфом советской системы образования были успехи в атомной и ракетно-космической областях.
Вместе с тем школа и образование в СССР функционировали в условиях жесткого партийного диктата. В отдельные периоды этот диктат осуществлялся настолько ограниченными людьми, что целые науки и научные направления оказывались под запретом. Так, в свое время были объявлены лженауками генетика и кибернетика. Вот почему интеллигенция в массе своей всегда была оппозиционно настроена по отношению к режиму и искренне приветствовала крушение господства партократии.
В последние годы на смену жесткой унификации учебных заведений, унылому однообразию планов, программ и учебников, шаблонным формам и методам педагогической деятельности все более уверенно приходит всесторонняя вариатизация и дифференциация учебно-воспитательного процесса, гуманистическая ориентация на индивидуальные познавательные запросы и возможности каждого учащегося, его интересы и способности. Оживилась издательская деятельность, появилось новое поколение вариативных учебников и учебных пособий, во многом улучшилось их полиграфическое оформление.
Положительным моментом следует считать и создание новых типов учебных заведений – лицеев, гимназий, колледжей, общественно-госу-дарственных и частных школ и даже вузов, а введение системы государственных стандартов общего и профессионального образования позволяет рассчитывать на обеспечение должного качества образования, его совместимость с высшим международным уровнем.
Следует отметить, что в настоящее время продолжается реформирование всей системы просвещения в нашей стране и хочется верить, что со временем достигнутые результаты в этой области станут надежной основой в деле возрождения и процветания нашей великой Родины.
Вопросы для самопроверки:
1. Что изучает педагогика?
2. Назовите категории педагогики.
3. Каковы основные «ветви» системы педагогических наук?
4. Какое значение имеют связи педагогики с другими науками о человеке, и в чем эти связи выражаются?
5. Назовите великих педагогов, внесших большой вклад в развитие педагогики как науки. Проанализируйте основные положения их педагогических воззрений.
Глава 17. Образование