Педагогика (Профессиональные педагогические задачи)

План

1.Профессиональная задача«Видеть ученика в образовательном процессе, выстраивать индивидуальный образовательный маршрут»

2. Методы изучения учащихся

3. Педагогика понимания: понимание в педагогической практике, создание ситуаций понимания в педагогическом процессе.

4. Выполнение задания по кейсу «Видимое и реальное» (М.Р. Варданян, Н.А. Палихова, И.И. Черкасова, Т.А. Яркова Практическая педагогика. – Тобольск, 2009. – С.48-63)

Литература:

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М., 2000

2. Варданян М.Р., Палихова Н.А., Черкасова И.И., Яркова Т.А. Практическая педагогика. – Тобольск, 2009. – С.48-63

3. Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников (Теория. История. Практика): Учебное пособие. - СПб., 2000.

4. Черкасова И.И., Яркова Т.А. Педагогика: теория и практика решения профессиональных задач (часть 1). – Тобольск: ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2011. – 160 с.

5. Яркова Т.А., Палихова Н.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. института по направлениям образования (бакалавриат). – Тюмень: ОАО «Тюменский издательский дом», 2010.

Семинар 2-3. Проектирование педагогического процесса(Практическое занятие на основе проектной деятельности)

План

1. Сущность, объекты, формы и этапы педагогического проектирования.

2. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности учащихся.

3. Проектирование возрастосообразного образовательного процесса.

4. Разработка творческих проектов по группам с последующим коллективным обсуждением.

Литература:

1. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учеб. Пособие – Краснодар, 2000.

2. Килпатрик В. Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л., 1925.

3. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование. – М., 2005

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся// Пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М., Аркти, 2003. - 78с.,

5. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Логос, 1999. – 272 с.

Семинар 4. Целеполагание(Практическое занятие на основе технологического подхода)

План

1. Целеполагание и целеобразование как педагогические категории.

2. Иерархия целей образования.

3. Проблема цели обучения и воспитания.

4. Подходы к проектированию целей.

5. Практическая работа по проектированию целей обучения, воспитания и развития на основе технологического подхода. Диагностическая постановка цели (на примере специальности).

Литература:

1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. В 3 кн. Кн.1: Общие основы; Кн.2. Теория и технология обучения; Кн. 3 Теория и технология воспитания. – М., 2007.

2. Сластёнин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов. – М., 2007.

3. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – М., 2007

Семинар 5. Оценивающая деятельность педагога(Практическое занятие на основе решения ситуационных задач и кейс-метода)

План

1. Индивидуальные достижения учащихся: основные подходы к понятию, структура.

2. Стандарты измерения качества образования.

3. Контроль и оценивание в учебно-воспитательной работе.

4. Технологии оценки достижений учащихся.

5. Оценка уровня воспитанности и ее критерии.

6. Оценка уровня мотивации учебной деятельности.

7. Оценка уровня нравственности и гражданственности.

8.Решение кейса.

Задание:

1. Разработайте систему педагогической диагностики отдельной личности в выбранном вами аспекте. Заполните таблицу.

Объект (что диагностируется) Методика Источник информации
1. 2. § Название § Что позволяет определить? § Как проводится? § Где и для чего можно использовать полученную информацию?  

2. Решение ситуационных задач, связанных с проблемами при оценке достижений обучающихся.

Литература:

1. Варданян М.Р., Палихова Н.А., Черкасова И.И., Яркова Т.А. Практическая педагогика. – Тобольск, 2009.Воспитательная деятельность педагога. Под ред. Сластенина В. А. – М., 2005.

2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М., Народное образование, 2001.

3. Калужская М.В., Уколова О.С., Каменских И.Г. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? – М.: Чистые пруды, 2006

4. Майоров А. Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. – СПб., 1996.

5. Педагогический контроль в процессе воспитания. Методические рекомендации /Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 160 с.

6. Сергеева В.П., Каскулова Ф. В., Гричненко И.С.. Современные средства оценивания результатов обучения: Учебно-методическое пособие. – М., АПКиППРО, 2005.

7. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие. / Под ред. М.М, Поташника. – М., Педагогическое общество России, 2000.

Семинар 6. Педагогическое воздействие и поддержка учащихся(Практическое занятие)

План

1. Сущность, структура и типы взаимодействия.

2. Формы взаимодействия классного руководителя с семьей.

3. Формы взаимодействия классного руководителя с общественными организациями.

4. Формы взаимодействия с коллегами для решения определенной профессиональной задачи.

Задания:

1. Подобрать игры, творческие задания, способствующие развитию сотруднических отношений между педагогами, родителями и учащимися.

Литература:

1. Авво Б.В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения: Учебно-методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений/ Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб., 2005.

2. Богданова Р.У. Как созидать вместе… Книга для педагога об организации созидательной жизни школьников – СПб, 2001.

3. Варданян М.Р., Палихова Н.А., Черкасова И.И., Яркова Т.А. Практическая педагогика. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И.Менделеева, 2009.

4. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / Под ред. О. С. Газмана. – М., 1996; Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. Вып. 6. – М., 1996.

5. Михайлова Н.Н, Юсфин С.Ф. Педагогика поддержки. М., 2001.

6. Черкасова И.И. Яркова Т.А. Педагогика: теория и практика решения профессиональных задач (часть 1). – Тобольск: ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2011. – 160 с.

7. Яковчук Т.Г., Бояринцева А. В., Александрова Е.А., Крылова Н.Б., Юсфин С.М., Михайлова Н.Н. Педагогическая поддержка ребенка в образовании : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; Науч. ред. Н.Б. Крылова .- М. : Академия, 2006.- 208 с.

Семинар 7. Современная образовательная среда и ее ресурсы(Семинар – конференция)

План

1. Компоненты образовательной развивающей среды образовательного учреждения

2. Характеристика современных ресурсов образовательной среды

3. Решение профессиональных задач по созданию развивающей образовательной среды образовательного учреждения.

4. Средства массовой коммуникации и формы взаимодействия субъектов образовательного учреждения с ними по решению профессиональных задач.

Обсуждение вопросов проводится в форме конференции. Варианты организации конференции: выступления студентов с докладами, а также возможна работа в группах, организованных по типу секций, на которых проводится обсуждение по выделенным вопросам (у одной секции один вопрос). После чего группы презентуют итоги обсуждения внутри групп и принимается решение конференции.

Литература:

1. Абросимов А.Г. Информационно-образовательная среда учебного процесса в вузе. – М.: Образование и Информатика, 2004. – 256 с.

2. Акулова О.В., Писарева С.А. Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя/ Под обще редакцией А.П.Тряпицыной. - Спб, 2005.

3. Волов В.Т., Четырова Л.Б., Волова Н.Ю. Дистанционное образование: истоки, проблемы, перспективы. – Самара: РИО СНЦ РАН, 2000. – 100 с.

4. Гришина И.В. и др. Информационный доклад школы.– СПб., 2007.

5. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе: Учебно-методический комплект для системы педагогического образования / Под общ. ред. А.М. Семибратова. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 200 с.

6. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1996.

7. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. – М.: ООО «Дом педагогики», 2006. – 231 с.

6. Мылова И.Б. Использование задач в процессе профессиональной информационно-технологической подготовки студентов./ Журнал «Информатика и образование», №2, 2006. С. 82-89.

7. Писарева С.А. Образовательная среда профильного обучения., СПб., 2005.

8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.- М., 2001.

Семинар 8. Сотрудничество субъектов образования(Практическое занятие на основе кейс-метода)

План

1. Сущность, структура и типы взаимодействия.

2. Формы взаимодействия классного руководителя с семьей.

3. Формы взаимодействия классного руководителя с общественными организациями.

4. Формы взаимодействия с коллегами для решения определенной профессиональной задачи.

Задания:

1. Подобрать игры, творческие задания, способствующие развитию сотруднических отноше­ний между педагогами, родителями и учащимися. Провести эти игры в группе.

Литература:

1. Авво Б.В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения: Учебно-методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений/ Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб., 2005.

2. Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный руководитель. – 2000. - № 3.

3. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / Под ред. О. С. Газмана. – М., 1996; Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. Вып. 6. – М., 1996.

4. Вульфов Б. З. Семь парадоксов воспитания. – М.: Новая школа, 1994.

5. Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Газман О. С., Вейс Р. М., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования. – М., 1995.

6. Караковский В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.: Новая школа, 1992.

7. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Воспитание учащихся: теория и методика. – Ярославль, 2002 – 282 с.

8. Яковчук Т.Г., Бояринцева А. В., Александрова Е.А., Крылова Н.Б., Юсфин С.М., Михайлова Н.Н.Педагогическая поддержка ребенка в образовании : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; Науч. ред. Н.Б. Крылова .- М. : Академия, 2006.- 208 с.

Семинар 9. Профессиональное развитие учителя(Семинар-дискуссия)

План

1. Анализ стандартов профессионального педагогического образования.

2. Ценности педагогической деятельности, зафиксированные в профессиональных образовательных стандартах.

3. Формы повышения квалификации учителей.

4. Права и обязанности учителя по решению задач профессионального самообразования.

5. Создание условий в образовательном учреждении по повышению профессионального уровня педагогов.

Вопросы для дискуссии:

1. Как связаны профессиональное и личностное развитие педагога?

2. Назовите мотивы личностного и профессионального развития.

3. Что включает в себя понятие «творческая индивидуальность» педагога?

4. Каковы субъективные и объективные условия развития профессиональной творческой индивидуальности?

5. Какова оценка эффективности процесса саморазвития?

6. Назовите стадии и критерии профессионального саморазвития и самообразования педагога.

7. Перечислите права и обязанности учителя по повышению профессионального уровня.

8. Какие условия для процесса самообразования предоставляет ОУ?

Литература:

1. Акулова О.В., Писарева С.А. Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя/ Под обще редакцией А.П.Тряпицыной. - Спб, 2005.

2. Богданова Р.У. Как созидать вместе… Книга для педагога об организации созидательной жизни школьников – СПб, 2001.

3. Гришина И.В. и др. Информационный доклад школы.– СПб., 2007.

4. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. – М., 2007.

5. Педагогическое консультирование. Под ред. Сластенина В.А., Колесниковой И.А. – М., 2006

6. Писарева С.А. Образовательная среда профильного обучения., СПб., 2005.

Вопросы к экзамену

Педагогика (Профессиональные педагогические задачи)

Уч.год

Яркова Т.А.

1. Парадоксы и противоречия современного образования.

2. Профессиональные задачи.

3. Педагогическая ситуация.

4. Сущность, объекты, формы проектирования.

5. Этапы педагогического проектирования.

6. Целеполагание (понятие, требования).

7. Основания целеполагания.

8. Приемы целеполагания.

9. Целеполагание в воспитательной деятельности.

10. Оценочная деятельность учителя.

11. Портфолио как современный метод оценивающей деятельности.

12. Педагогическое воздействие.

13. Методы и приемы педагогического воздействия.

14. Педагогическая поддержка (понятие, нормы и модели).

15. Педагогика педагогической поддержки (понятие, принципы, особенности организации в образовательном процессе).

16. Возрастные особенности современного ребенка и стратегии работы с ребенком.

17. Сотрудничество субъектов педагогического процесса.

18. Современная образовательная среда и ее ресурсы.

19. Сущность, структура и типы взаимодействия.

20. Формы взаимодействия классного руководителя с семьей.

21. Формы взаимодействия с коллегами для решения определенной профессиональной задачи.

22. Саморазвитие личности педагога.

23. Стандарты профессионального педагогического образования.

24. Методы поддержки разных возрастных групп учащихся.

Наши рекомендации