К проблеме терминологии. Объект и предмет педагогической науки

В. Е. ДЕРЮГА

БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ:

ЧЕЛОВЕК, ВОСПИТАНИЕ,

ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА

ПЛАН

1. Постановка вопроса

2. К проблеме терминологии. Объект и предмет педагогической науки

3. Основные категории педагогики и философии воспитания

- Человек

- Воспитание

- Образование и культура

4. Нормы, идеалы, цели и ценности воспитания и образования

5. Заключение

Постановка вопроса

Любое движение, в том числе и движение к совершенству, начинается с ощущения противоречия или проблемы и постановки вопросов, разрешение которых и должно привести к новому качеству собственного «Я».

Размышляя над проблемами воспитания и образования мы часто сталкиваемся с невозможностью объяснить, понять и разрешить многие педагогические задачи в отрыве от Человека как особенного явления нашего Мира, в отрыве от конкретной индивидуальной личности, проживающей собственную Жизнь в переплетении противоречий и страстей, желаний и возможностей, достижений и поражений.

Это постоянно приводит к философским вопросам по отношению к воспитанию и образованию. В конечном итоге, все они переплетаются вокруг главного вопроса, который можно назвать центральным (стержневым) вопросом философии воспитания: для чего Человеку нужно воспитание и образование?

Данный вопрос является отражением экзистенциальной философской проблемы: для чего Человеку жить? Причем под жизнью в данном случае понимается на биологическое, а культурное существование. Поиск решения вопроса имплицитно присутствует в практике воспитания и образования (иногда кажется, что его чаще задают дети, нежели чем взрослые), однако в педагогической теории не находит соответствующего воплощения. Вопрос этот вплетен в историю и культуру общества и Человека, в философию и психологию личности, в условия и возможности ее бытия. Между тем, его игнорирование педагогикой не дает возможности целостно взглянуть на специфические особенности педагогических явлений, возвысить их над суровой реальностью общественной и экономической жизни и попытаться решить их с действительно Человеческих позиций.

Обратите внимание, что сама постановка вопроса «Для чего учиться?», на первый взгляд, не относится к педагогике. Науку интересуют в большей степени пути организации эффективного образования и воспитания. Конечно, никто не будет отрицать, что эффективность (компетентность, профессионализм Человека) должны быть использованы во благо личности, ее развития и дальнейшего совершенствования. Однако путь без цели есть блуждание, а путь без понимания значимости цели есть ограниченность[i]. Современная теоретическая наука и педагогическая практика блуждают в парадигмальном лабиринте в виду ограниченных и неполноценных решений актуальных проблем, среди которых наиболее важной является проблема соотношения ценностей и целей воспитания и образования.

Поиском целей, смыслов, ценностей воспитания и образования, изучением их значимости на протяжении Жизни и влияния на формирование Человека воспитывающегося должна заниматься философия воспитания – раздел педагогической науки.

И хотя вопрос «для чего учиться?» звучит риторически, по-детски наивно, однако если серьезно подойти к поднятой проблеме, то поиск ответов на него займет всю Жизнь. Если проблема воспитания и образования является неисчерпаемой задачей Человека, то поиск смысла сопровождает его на протяжении всего тернистого пути. Что же, дорогу осилит идущий!

В лекции Вам предлагается вступить в диалог, посвященный вопросам о базовых педагогических категориях. Проблема категориального аппарата любой науки важна тем, что понимание основополагающих науку терминов формирует определенное отношение как к самой науке, так и к явлениям, которые ей изучаются. В педагогике это особенно важно, поскольку педагогическая наука имеет дело с Человеком, а значит, та или иная трактовка таких понятий, как воспитание, образование, культура и др. способна как исказить, так и возвысить образ самого Человека, образ ребенка, образ воспитуемого.

К проблеме терминологии. Объект и предмет педагогической науки

На сегодняшний день в педагогике царит терминологический хаос. Как следствие мы сталкиваемся со множеством научных подходов к педагогическим вопросам, которые к сожалению пока не интегрируются в единую и целостную систему[ii].

Основные категории науки уже установились, однако они далеки от реального охвата проблем, с которыми сталкивается Человек. Складывается впечатление, что жизнь идет своей дорогой, а педагогическая наука своей. В подтверждении звучат слова В. С. Безруковой, которая говорит о том, что «педагогика как наука рассыпается, в ней постоянно обнаруживается отсутствие решений самых актуальных для сегодняшнего дня проблем» [1]. Автор справедливо отмечает, что до сих пор теоретическая педагогика, а тем более практика воспитания и образования не выработали свое отношение к Человеку, как к объекту науки. «Включение Человека в понятийный аппарат теоретической педагогики изменит мировоззрение ученых и практиков… На основе понимания объекта и предмета можно создать категориальную модель педагогики» [2].

Попробуем вместе разобраться в основных категориях педагогической науки и начертить эскиз категориальной модели педагогики.

Основные педагогические категории выводятся из объекта и предмета науки. В. В. Краевский отмечает, что «объект – это область действительности, которую исследует данная наука, предмет – способ видения объекта с позиций этой науки. [3]. Другими словами, объект педагогики – это тот, кого изучает педагогика (или то, что изучает педагогика), а предмет – это то, какие особенности и с каких позиций изучает наука в данном объекте[iii].

В современной педагогике существует множество подходов к решению проблемы объекта и предмета науки. Так, исследователь встретит мнения о том, что объектом педагогики является образование, воспитательные отношения между людьми (педагогический факт или явление), сам Человек. Многие ученые оправданно исходят из того, что поскольку педагогика изучает особый вид деятельности Человека (воспитание и образование), то объектом выступают особые воспитательные взаимосвязи.

В контексте данной лекции попробуем выдвинуть предположение и в дальнейшем доказать следующую гипотезу.

Представим объектом педагогики Человека. Такой подход определяется прежде всего тем, что только Человек (а потом уже общество, культурные, в том числе педагогические отношения и т.п.) является конечной целью, той «культурной вершиной», к которой «стремится» вся педагогическая наука. В таком случае, он становится центральной философско-педагогической категорией. Однако по справедливому замечанию многих ученых, феномен Человека исследует множество наук. Какой же Человек «интересен» педагогике? Близка нам позиция Мамардашвили М.К., согласно которой и для философии и для педагогики объектом изучения является «не наличный человек, а тот возможный человек, который может сверкнуть на какое то время, промелькнуть, установиться в пространстве некоторого собственного усилия» [4]. Другими словами, Человека, как и педагогики, не может быть без возможности взглянуть в абсолютное, т.е. в идеальное, а именно в жизнь в ее реальном и идеальном проявлении. Педагогике интересен Человек развивающийся, Человек возможный.

Исходя из выделенного объекта, определим предметом педагогической науки совокупность процессов взаимодействия людей, которые имеют своей первостепенной целью созидательное человеческое (личностное) совершенствование. Эти процессы назовем воспитанием и образованием. Оговоримся сразу, что образование представлено в лекции как высшее проявление воспитания, как его квинтэссенция. Об этом речь пойдет ниже.

Исходя из поставленных объекта и предмета педагогической науки, перейдем к следующей задаче – поиску определений.

Наши рекомендации