НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ. 1. Попробуйте с позиций сторонников коллективного воспитания и их оппонентов

1. Попробуйте с позиций сторонников коллективного воспитания и их оппонентов аргументировано доказать обоснованность следу юших суждений:

□ А.С. Макаренко:

«...Педагогическая логика не сможет выдержать никакой кри­тики, если мы вычеркнем в логическом построении коллектив»22.

□ Ю.П.Азаров (доктор педагогических наук, профессор, автор
ряда книг по проблемам воспитания):

«Макаренко создал набор примитивных догм, которые легко вкладывались в сознание учительства: для коллектива, через кол­лектив, в коллективе! (...) Макаренковщина исчерпала себя»23.

При аргументации выделите три основных момента:

а) субъективная оценка роли коллектива (позиция личности —
члена коллектива): «Что для меня значит коллектив? Что я обре­
таю в системе коллективных отношений — и что утрачиваю?»

б) объективная оценка роли коллектива (обобщенная позиция
педагога, психолога, социолога): «Что дает коллектив личности,
какие ее свойства и качества могут быть сформированы только
(или главным образом) в коллективе?»

в) и ваша собственная оценка, основанная на личном опыте и
ваших знаниях в области философии, социологии, психологии,
педагогики.

2. Известно, что смысл существования коллектива — коллек­тивная жизнедеятельность, т.е.: жизнь — яркая, насыщенная со­бытиями и впечатлениями, и деятельность — активная, осознавае­мая как необходимость и приносящая внутреннее удовлетворение. Одной из форм организации именно такой жизнедеятельности являются порожденные коммунарской методикой коллективные

-' См.: MvdpiiK А.И. Личность школьника и се воспитание в коллективе. М, 19X3. С. 46-47.

а Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта // Л.С Макаренко. Псд. соч.: В 8 т. М, 1984. Т. 4. С. 233.

25 Азаров Ю.П Не подняться тебе, старик. М., 1989 // И.П. Подласый. Пе­дагогика. М., 1996. С. 501.

творческие дела (КТД), о которых рассказывает в представленной в разделе «Проблемно-аналитический материал» статье «Коллек­тивное творческое дело» организатор коммунарского движения профессор, доктор педагогических наук И.П. Иванов.

Прочитав эту статью (а мы надеемся, что вы прочитаете и уди­вительно интересную книгу И.П. Иванова — в восьмидесятых го­дах учителя от руки переписывали ее), попробуйте сформулиро­вать тему и сценарий коллективного творческого дела, которое вы могли бы выполнить в вузе (на факультете, в группе) или в школе, когда придете туда на практику. Целесообразно это задание выполнять на практических занятиях в составе учебной группы или в рамках внеучебной работы в малых группах (2—3 человека).

Мы надеемся, что такая совместная работа вызовет у вас инте­рес — ведь мы предложили вам коллективное творческое дело (вот и проверьте, насколько обосновано мнение о том, что КТД неизменно увлекает его участников и способствует сплочению группы. Только не забывайте, что успех КТД зависит от умелой организации, а как его правильно организовать — вы узнаете из книг И.П. Иванова, В.А. Караковского, С.Д. Полякова и др.24).

3. Охарактеризуйте на основании предложенной в тексте ти­пологии коллективов коллектив вашего факультета, вашей учеб­ной группы и коллектив студенческого строительного отряда.

4. Какие признаки коллектива как высокоорганизованной груп­пы и коллектива воспитательного присущи названным объедине­ниям? Заполните предложенную ниже таблицу.

Таблица 10

Признаки Факультет Группа ССО
Обшие социально значимые цели      
Совместная организованная деятельность      
Отношения ответственной зависимости      
Рациональное распределение ролей      
Равенство прав и обязанностей членов      
Активная организаторская роль органов самоуправления      
Устойчивые, позитивные взаимоотношения      
Сплоченность      
Взаимопонимание      
Коллективистское самоопределение членов      
Коллективистская идентификация      
Уровень референтности      
Возможность обособления личности в группе      

См. список литературы к теме.

НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ. 1. Попробуйте с позиций сторонников коллективного воспитания и их оппонентов - student2.ru НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ. 1. Попробуйте с позиций сторонников коллективного воспитания и их оппонентов - student2.ru НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ. 1. Попробуйте с позиций сторонников коллективного воспитания и их оппонентов - student2.ru 5. Проанализируйте, пользуясь подходами и А.С. Макаренко, и Л.И. Уманского к определению динамики формирования кол­лектива, на каком уровне (стадии, этапе) развития находится ваша студенческая группа. Сопоставьте на групповом занятии (семинарском, практическом) ваши мнения и попробуйте при­нять общее решение. Как вы построите обсуждение, чтобы реше­ние было взаимоприемлемым ?

6. Научными исследованиями выявлены три наиболее распро­страненные модели взаимоотношений между коллективом и лич­ностью:

К

ОНФОРМИЗМ (от позднелат. conformis — подобный, сход­ный) — приспособленчество, принятие мнения большин­ства, отсутствие собственной позиции: в данном случае личность подчиняется коллективу.

Г

АРМОНИЯ (от греч. harmonia) — согласованность, сбалан­сированность интересов и отношений.

Н

ОНКОНФОРМИЗМ(от англ. nonconformists) — инакомыс­лие, отказ личности от подчинения коллективу, стремление навязать ему свою волю.

Опишите методы исследования, которые вы могли бы исполь­зовать при изучении модели взаимоотношений личности и кол­лектива в вашей группе, на школьной практике.

7. Ученые считают спорным вопрос — является ли коллективом семья. Например, Л.И. Уманский, опираясь на отдельные исследо­вания, предположил, что тенденция к образованию антиколлекти­ва проявляется в студенческих группах и в семье, присваивая тем самым семье статус коллектива25. Ему возражает А.И. Донцов26.

А каково ваше мнение? Какие признаки коллектива обнару­живаются в семье? Кстати, а вы согласны с мнением о том, что студенческая группа может стать группой-корпорацией, т. е. ан­тиколлективом? Если да, то при каких условиях?

8. Можно ли говорить о том, что с появлением на острове у Робинзона Крузо Пятницы возник коллектив? Вспомним: у чле­нов сообщества была совместная жизнедеятельность, были опре­деленные цели и перспективы, распределение ролей...

25 См.: Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьни­
ков. М, 1980. С. 80.

26 См.: Донцов А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы
исследования): Учеб. пособие. М, 1984. С. 182.

9. Что из опыта работы первых советских воспитательных кол­лективов вы хотели бы и могли бы использовать в своей педаго­гической деятельности? От чего бы вы отказались и почему? (Ин­формация для размышления представлена в разделе «Проблемно-аналитический материал»).

НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ. 1. Попробуйте с позиций сторонников коллективного воспитания и их оппонентов - student2.ru

♦ ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТРИАЛ (ТЕКСТЫ)

И.П. Иванов,

профессор, доктор педагогических наук

Наши рекомендации