НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ. 1. Попробуйте с позиций сторонников коллективного воспитания и их оппонентов
1. Попробуйте с позиций сторонников коллективного воспитания и их оппонентов аргументировано доказать обоснованность следу юших суждений:
□ А.С. Макаренко:
«...Педагогическая логика не сможет выдержать никакой критики, если мы вычеркнем в логическом построении коллектив»22.
□ Ю.П.Азаров (доктор педагогических наук, профессор, автор
ряда книг по проблемам воспитания):
«Макаренко создал набор примитивных догм, которые легко вкладывались в сознание учительства: для коллектива, через коллектив, в коллективе! (...) Макаренковщина исчерпала себя»23.
При аргументации выделите три основных момента:
а) субъективная оценка роли коллектива (позиция личности —
члена коллектива): «Что для меня значит коллектив? Что я обре
таю в системе коллективных отношений — и что утрачиваю?»
б) объективная оценка роли коллектива (обобщенная позиция
педагога, психолога, социолога): «Что дает коллектив личности,
какие ее свойства и качества могут быть сформированы только
(или главным образом) в коллективе?»
в) и ваша собственная оценка, основанная на личном опыте и
ваших знаниях в области философии, социологии, психологии,
педагогики.
2. Известно, что смысл существования коллектива — коллективная жизнедеятельность, т.е.: жизнь — яркая, насыщенная событиями и впечатлениями, и деятельность — активная, осознаваемая как необходимость и приносящая внутреннее удовлетворение. Одной из форм организации именно такой жизнедеятельности являются порожденные коммунарской методикой коллективные
-' См.: MvdpiiK А.И. Личность школьника и се воспитание в коллективе. М, 19X3. С. 46-47.
а Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта // Л.С Макаренко. Псд. соч.: В 8 т. М, 1984. Т. 4. С. 233.
25 Азаров Ю.П Не подняться тебе, старик. М., 1989 // И.П. Подласый. Педагогика. М., 1996. С. 501.
творческие дела (КТД), о которых рассказывает в представленной в разделе «Проблемно-аналитический материал» статье «Коллективное творческое дело» организатор коммунарского движения профессор, доктор педагогических наук И.П. Иванов.
Прочитав эту статью (а мы надеемся, что вы прочитаете и удивительно интересную книгу И.П. Иванова — в восьмидесятых годах учителя от руки переписывали ее), попробуйте сформулировать тему и сценарий коллективного творческого дела, которое вы могли бы выполнить в вузе (на факультете, в группе) или в школе, когда придете туда на практику. Целесообразно это задание выполнять на практических занятиях в составе учебной группы или в рамках внеучебной работы в малых группах (2—3 человека).
Мы надеемся, что такая совместная работа вызовет у вас интерес — ведь мы предложили вам коллективное творческое дело (вот и проверьте, насколько обосновано мнение о том, что КТД неизменно увлекает его участников и способствует сплочению группы. Только не забывайте, что успех КТД зависит от умелой организации, а как его правильно организовать — вы узнаете из книг И.П. Иванова, В.А. Караковского, С.Д. Полякова и др.24).
3. Охарактеризуйте на основании предложенной в тексте типологии коллективов коллектив вашего факультета, вашей учебной группы и коллектив студенческого строительного отряда.
4. Какие признаки коллектива как высокоорганизованной группы и коллектива воспитательного присущи названным объединениям? Заполните предложенную ниже таблицу.
Таблица 10
Признаки | Факультет | Группа | ССО |
Обшие социально значимые цели | |||
Совместная организованная деятельность | |||
Отношения ответственной зависимости | |||
Рациональное распределение ролей | |||
Равенство прав и обязанностей членов | |||
Активная организаторская роль органов самоуправления | |||
Устойчивые, позитивные взаимоотношения | |||
Сплоченность | |||
Взаимопонимание | |||
Коллективистское самоопределение членов | |||
Коллективистская идентификация | |||
Уровень референтности | |||
Возможность обособления личности в группе |
См. список литературы к теме.
5. Проанализируйте, пользуясь подходами и А.С. Макаренко, и Л.И. Уманского к определению динамики формирования коллектива, на каком уровне (стадии, этапе) развития находится ваша студенческая группа. Сопоставьте на групповом занятии (семинарском, практическом) ваши мнения и попробуйте принять общее решение. Как вы построите обсуждение, чтобы решение было взаимоприемлемым ?
6. Научными исследованиями выявлены три наиболее распространенные модели взаимоотношений между коллективом и личностью:
К |
ОНФОРМИЗМ (от позднелат. conformis — подобный, сходный) — приспособленчество, принятие мнения большинства, отсутствие собственной позиции: в данном случае личность подчиняется коллективу.
Г |
АРМОНИЯ (от греч. harmonia) — согласованность, сбалансированность интересов и отношений.
Н |
ОНКОНФОРМИЗМ(от англ. nonconformists) — инакомыслие, отказ личности от подчинения коллективу, стремление навязать ему свою волю.
Опишите методы исследования, которые вы могли бы использовать при изучении модели взаимоотношений личности и коллектива в вашей группе, на школьной практике.
7. Ученые считают спорным вопрос — является ли коллективом семья. Например, Л.И. Уманский, опираясь на отдельные исследования, предположил, что тенденция к образованию антиколлектива проявляется в студенческих группах и в семье, присваивая тем самым семье статус коллектива25. Ему возражает А.И. Донцов26.
А каково ваше мнение? Какие признаки коллектива обнаруживаются в семье? Кстати, а вы согласны с мнением о том, что студенческая группа может стать группой-корпорацией, т. е. антиколлективом? Если да, то при каких условиях?
8. Можно ли говорить о том, что с появлением на острове у Робинзона Крузо Пятницы возник коллектив? Вспомним: у членов сообщества была совместная жизнедеятельность, были определенные цели и перспективы, распределение ролей...
25 См.: Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьни
ков. М, 1980. С. 80.
26 См.: Донцов А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы
исследования): Учеб. пособие. М, 1984. С. 182.
9. Что из опыта работы первых советских воспитательных коллективов вы хотели бы и могли бы использовать в своей педагогической деятельности? От чего бы вы отказались и почему? (Информация для размышления представлена в разделе «Проблемно-аналитический материал»).
♦ ПРОБЛЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТРИАЛ (ТЕКСТЫ)
И.П. Иванов,
профессор, доктор педагогических наук