Тема: Закономерности и принципы обучения

1. Законы и закономерности обучения.

В философии закон – существенное, необходимое, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями.

Закономерность - более широкое по объему понятие, чем "закон". Закономерность рассматривается как результат совокупного действия множества законов, поэтому она выражает многие связи и отношения, тогда как закон однозначно отражает определенную связь или отношение.

В обучении находят свое выражение всеобщие законы диалектики. Прежде всего, это закон единства и борьбы противоположностей, создающих противоречия.

В процессе обучения довольно отчетливо проявляется действие закона перехода количественных накоплений в качественные изменения. Все личностные характеристики (качества), формирующиеся в процессе обучения, представляют собой результат постепенного накапливания, количественных изменений. К таким характеристикам относятся убеждения, ценностные ориентации, мотивы, установки, потребности, умения, навыки и др. То или иное качество формируется в результате многократно повторяемых действий, упражнений.

Переход количества в качество происходит в соответствии с действием закона отрицания отрицания.Так, личностные качества, новые формы жизнедеятельности "отрицают" или снимают ранее сложившиеся. Наглядное проявление диалектического снятия - переход от одного способа решения задачи к другому. Снятие при этом обеспечивается переходом к более сложному виду учебной деятельности на основе совершенствования предыдущего. Действие механизма отрицания проявляется и в процессе формирования учебных навыков: на основе многократных повторений формируется навык устного счета, грамотного письма, выразительного чтения и т.п., «отрицая» прежнее качественное формирование – умение.

Наряду с диалектическими законами в процессе обучения проявляются и специфические устойчивые, существенные и повторяющиеся связи – закономерности. Закономерности – выражение существенных необходимых, устойчивых связей между причиной и следствием, обеспечивающих определённое развитие педагогических явлений.

В.А. Сластенин и соавторы приводят следующие закономерности.

1. Развитие личности происходит путем присвоения ею в процессе обучения социального опыта и общечеловеческой культуры. Это - основная закономерность процесса обучения. Она выступает как необходимое условие социализации, преемственности между поколениями, жизнеобеспечения общества.

Данная закономерность обусловливает частные или специфические закономерности обучения:

2. Содержание, формы и методы обучения зависят от уровня социально-экономического развития общества. Эта закономерность определяет продуктивность обучения, которая, в свою очередь, способствует продвижению социально-экономического развития.

3. Эффективность процесса обучения закономерно зависит от тех условий, в которых он протекает (материальных, гигиенических, социально-психологических и т.п.). К числу значимых условий обучения относятся профессионализм учителя (преподавателей), его творческий потенциал, стремление к своевременному пополнению знаний и коррекции личностных качеств.

4. Результаты обучения зависят от характера деятельности, в которую на том или ином этапе своего развития включается обучаемый.Особую значимость для продуктивности обучения имеет

проблемно-поисковая познавательная деятельность учащихся, осуществляемая на основе созданных проблемных ситуаций.

Содержание, формы и методы обучения закономерно зависят от возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.

Для непосредственной организации обучения большое значение имеет знание учителем (преподавателем) внутренних закономерных связей между его функциональными компонентами. Так:

Содержание конкретного учебного процесса закономерно обусловлено поставленными задачами.

7. Методы и средства обучения обусловлены задачами и содержанием конкретной учебной ситуации.

8. Формы организации процесса обучения определяются его предметным содержанием.

Названные закономерности находят свое конкретное выражение в принципах обучения.

2. Принципы обучения.

Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и обеспечивают его эффективность.

В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Они определяют также позиции и установки, с которыми учителя и преподаватели подходят к практической организации процесса обучения.

Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения.

Принципы обучения несут в себе исторический характер: по мере развития теории и практики обучения, открытия новых его закономерностей формулировались и формулируются новые принципы обучения, видоизменяются старые.

Основы принципов обучения заложены Я.А. Коменским. Следуя своей идее природосообразности обучения, он отмечал, что как в природе вся жизнь начинается с весны, так и обучение человека должно начинаться в весне жизни (детстве); утренние часы наиболее удачны для занятий, так как утро соответствует весне; все подлежащее изучению должно быть расположено так по ступеням возраста, чтобы учащимся предлагалось для изучения то, что доступно способностям восприятия. Идея природосообразности явилась основой таких принципов обучения, как наглядность, доступность, постепенность, последовательность и самодеятельность.

Спустя 150 лет, Ф. А. Дистервег сформулировал принцип природосообразностикак соответствие процесса обучения естественному ходу развития ребенка. Вместе с тем он выдвинул и принцип культуросообразности,заключающийся в том, что при обучении должна приниматься во внимание вся современная культура.

Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К. Д. Ушинским:

- обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);

- обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;

- порядок и систематичность - одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;

- обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу;

- обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком

легким;

- преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.

Количество и формулировки принципов обучения изменялись и в последующие десятилетия (М.А.Данилов, Б.П.Есипов, М.Н.Скаткин и др.). Работа над ними продолжается и в настоящие дни. Предпринимаются попытки вывести единые принципы целостного педагогического процесса, отражающие закономерности обучения и воспитания.

Из дидактических принципов вытекают правила обучения, которые подчиняются принципу, конкретизируют его.

2.1. Принцип гражданственности в обучении.

Этот принцип отражает социальные аспекты обучения. В настоящее время его значимость является общепризнанной. Она определяется насущностью проблемы формирования национальных ценностей и разработкой доктрины отечественного образования, которая нашла своё отражение в «Законе республики Беларусь об образовании».

Принцип гражданственности выражается в ориентации содержания обучения на развитие субъектности личности, ее духовности и социальной зрелости.

Он предполагает направленность процесса обучения на удовлетворение социальных и социально-личностных потребностей; на формирование гражданского самосознания учащихся; системных представлений о социальном и политическом укладе страны, об особенностях белорусского этноса, о приоритетах национальной политики и культуры.

Согласно принципу гражданственности в обучении содержание обучения должно быть отобрано через призму его социальной значимости, иметь материал, отражающий текущие события, региональную и местную специфику.

2.2. Принцип научности обучения.

Принцип научности предполагает соответствие содержания обучения уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией; чтобы оно было направлено на ознакомление обучаемых с объективными научными фактами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями той или иной отрасли науки на основе её современных достижений и перспектив развития.

Научность обучения обеспечивается, прежде всего, содержанием школьного образования, предполагающим обор научных знаний по каждому учебному предмету. Принцип выражается в закономерной связи между содержанием науки и соответствующего учебного предмета. Но при этом содержание науки и предмета не могут быть идентичными – в школе изучают лишь основы наук.

Принцип научности имеет непосредственное отношение и к методам обучения. В соответствии с ним педагогом отбираются методы, предполагающие развитие у учащихся познавательной активности, креативного мышления, ознакомление их со способами научной организации учебного труда. Этому способствуют, в первую очередь, проблемные методы обучения.

Последовательное осуществление принципа научности предполагает ориентацию процесса обучения на формирование у обучаемых объективного и системного видения мира, стремления привнести в науку собственные научные разработки.

Принцип научности реализуется в практической деятельности посредством соблюдения ряда правил:

1) строго реализовывать в процессе обучения объем учебных программ;

2) знакомить учащихся с новостями науки, практиковать на уроках краткие сообщения учащихся о новостях науки.

3) учитывая большой поток научной информации, раскрывать ученикам ключевые проблемы науки;

4) систематически закреплять и повторять каждое научное понятие;

5) знакомить детей с биографиями выдающихся ученых, с их вкладом в развитие наук;

6) развивать мышление учащихся, обеспечивать их творческую поисковую деятельность, поощрять их исследовательскую работу.

2.3. Принцип доступности обучения.

Психологами установлено, что при слишком усложненном содержании понижается мотивация учения школьников, быстро ослабевают их волевые усилия, резко падает работоспособность, появляется утомляемость.

Поэтому принцип доступности требует, чтобы обучение строилось с учетом уровня реальных учебных возможностей школьников, чтобы они не испытывали в процессе учения интеллектуальных, моральных и других перегрузок.

Реализация этого принципа связана и с учетом уровня развития познавательных возможностей обучаемых.

Но, вместе с тем, принцип доступности не означает упрощенности обучения. Специальные исследования покали, что при упрощенном обучении также снижается интерес к учению, не формируются волевые усилия, не происходит развитие работоспособности.

Обучение не должно быть излишне легким. В этом должна быть соблюдена мера. Доступность должна быть основана на накопленных учеником знаниях, умениях и способах деятельности, но при этом обучение должно осуществляться в зоне доступных трудностей, в зоне его ближайшего развития.

Зона ближайшего развития (ЗБР) означает следующее.

На определённом этапе своего развития ученик может решить некоторый круг задач под руководством взрослых или в сотрудничестве с более умными товарищами, а не самостоятельно. При этом ребёнок чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания.

При практической реализации принципа доступности обучения следует руководствоваться следующими правилами:

1) предлагать для обучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте;

2) строго соблюдать требования программ, не допускать фактов включения в учебный материал сверхпрограммных воспросов;

3) выделять в учебном материале главное, существенное;

4) создавать удачные методические системы изложения нового учебного материала;

5) изучать и учитывать интересы, возможности учащихся, особенности их развития;

6) учебный процесс вести в оптимальном темпе;

7) при изучении нового материала привлекать преимущественно сильных учащихся, при закреплении – средних и слабых;

8) на первом этапе обучения новому материалу давать не весь объем знаний, а только основное; затем при закреплении – вводить новые примеры и факты;

9) доступность не означает легкость обучения, поэтому необходимо умело управлять познавательной деятельностью учащихся, учить и самостоятельно приходить к истине.

2.4. Принцип воспитывающего обучения.

Этот принцип базируется на идее единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе, предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения.

Воспитывающий эффект в обучении зависит от его содержания и гуманитарной направленности.

При этом усвоение учебного материала должно развивать не только познавательную сферу обучаемых, но и формировать у них такие личностные качества, как организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, деловитость, дисциплинированность, требовательность к себе и другим что, в свою очередь, плодотворно сказывается на процессе обучения.

Существенное воспитывающее влияние оказывает личность педагога, если она является референтной для учащихся. Последнее обусловлено отношением к детям и к педагогической деятельности, его эрудицией и уровнем профессионализма.

Принцип воспитывающего обучения предполагает уважительное отношение к личности обучаемого и одновременно разумную требовательность к нему. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности. А. С. Макаренко подчеркивал, что к человеку нужно предъявлять как можно больше требований, но вместе с тем и как можно больше уважения. В этом также проявляется воспитывающий характер обучения.

2.5. Принцип сознательности и активности школьников в учебном процессе.

Данный принцип обусловлен следующими теоретическими положениями.

1. Подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко осмысленные знания, приобретенные посредством активной умственной деятельности человека – знания, обретенные путем сознательного учения. В этом процессе ученик исследует факты, делает доступные выводы и обобщения, корректирует свои знания, выявляя и исправляя ошибки.

2. Активность и сознательность школьников в учении взаимообусловлены и должны развиваться в тесной взаимосвязи.

Принцип сознательности и активности реализуется посредством применения следующих правил:

1) добиваться того, чтобы ученики осознавали назначение и цели учения;

2) методически грамотно, интересно и доступно строить уроки;

3) добиваться осознания детьми собственных успехов и недочетов в учении;

4) доводить до сознания учащихся смысл каждого нового слова, понятия, предложения;

5) использовать различные формы взаимообучения учащихся;

применять различные формы самоуправления в учебном процессе. Самоуправлению содействует отказ от чрезмерной регламентации поведения и деятельности учащихся, от ненужной опеки.

6) сопровождать теоретические положения и правила интересными, доступными и логически обоснованными примерами;

7) выделять главное в учебном материале, обеспечивая его усвоение учащимися;

8) стимулировать интерес школьников к учению путем создания проблемных ситуаций;

9) своевременно и аргументировано оценивать учебный труд школьников.

2.6. Принцип систематичности и последовательности обучения.

Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом.

Систематичность предполагает преемственность, последовательность, так как последовательные связи в системе обучения можно считать ведущими.

Последовательность в обучении обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и планомерное развитие познавательных возможностей обучаемых.

Принцип систематичности и последовательности требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке. Каждый элемент учебного материала должен логически связываться с другими, последующее должно опираться на предыдущее и готовить к усвоению нового учебного материала.

Психологами установлены следующие закономерности:

- при соблюдении логических связей учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно;

- процесс обучения, состоящий из отдельных циклов, протекает тем успешнее, чем меньше в нем перерывов, нарушения последовательности;

- если систематически не упражнять умения и навыки, то они утрачиваются.

Принцип систематичности и последовательности, прежде всего, реализуется в документах, определяющих содержание школьного образования. В них отражена система учебных предметов, система знаний, умений и навыков, которые необходимо усвоить учащимся.

Развитие системного подхода к обучению позволило более четко структурировать учебный материал, создать комплекты учебных и наглядных пособий по изучаемым учебным предметам.

Однако данный принцип включает в себя не только содержание учебного материала, но и форм, методов и средств организации учебного процесса.

Реализация принципа происходит с помощью выполнения следующих правил:

1) выбирать оптимальные системы обучения для каждой педагогической ситуации (например, систему конкретного учебного материала по изучаемой теме, систему

2) осуществлять межпредметные связи, связывать новые знания с уже имеющимися;

3) осуществлять взаимосвязь образования, воспитания и развития в процессе обучения;

4) своевременно составлять календарные, тематические/ поурочные планы и следовать им;

5) обучать детей рациональному планированию своей учебной деятельности, организации учебного труда;

2.7. Принцип единства группового и индивидуального обучения.

Этот принцип предполагает оптимальное сочетание перечисленных форм обучения. Он обусловлен тем, что индивид становится личностью благодаря, с одной стороны, его общению и взаимодействию с другими людьми, а с другой - своему стремлению к обособлению.

Наилучшие условия для общения создает учебный коллектив. В коллективе личность развивается и получает возможность участвовать в групповом обучении, формирующем умения и навыки совместной деятельности.

Групповое обучение создает условия для диалога, обеспечивает совместный поиск наиболее продуктивных способов решения учебных задач.

Не меньшее значение имеет возможность получить в процессе группового общения опыт оценки и взаимооценки, необходимый для структурирования и обобщения личного опыта, формирования самооценки.

Однако обучение не может быть успешным, если игнорируются индивидуальные особенности учащихся. Наряду с групповыми формами необходимо применять и индивидуальное обучение. При этом важно достигать оптимального сочетания коллективной и индивидуальной работы обучаемых.

Формами индивидуализации обучения являются индивидуализированные творческие учебные задания, индивидуальные консультации и собеседования, самостоятельная учебная работа, оказание индивидуальной помощи ученикам и др.

2.8. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых.

Данный принцип предполагает реализацию возрастного и индивидуального подходов в обучении.

Возрастной подход предусматривает знание возрастных особенностей обучаемых и умения педагогов осуществлять адекватную обучающую ориентацию.

Эффективность учебной деятельности снижается, если предъявляемые требования и организационные формы обучения не соответствуют возрастных возможностям учащихся.

Индивидуальный подход требует изучения сложного внутреннего мира обучаемых и тех многообразных условий, в которых происходит формирование личности.

В соответствии с этим принципом в процессе обучения должны учитываться индивидуальные характеристики темперамента, характера, способностей, воли обучаемых. Важно учитывать и особенности пола учеников. Пол обучаемого своеобразно трансформирует образовательные задачи, влияет на его интересы, предпочтения, оценки. Знание специфики становления маскулинности и фемининности в тех или иных возрастах позволяет сделать процесс обучения гибким и наиболее эффективным, избавить его от усредненных способов воздействия на учащихся.

2.9. Принцип наглядности в обучении.

Принцип наглядности является одним из важнейших положений, лежащих в основе организации процесса обучения. Я.А. Коменский называл его «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека: «Все, что только возможно, представлять для восприятия чувствами; видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какой-либо предмет сразу можно воспри нимать несколькими чувствами, пусть он воспринимается несколькими чувствами».

Я.А. Коменский отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности».

Исследования показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 15 %, зрительного - 25 %, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65 %.

Наглядность в обучении основана на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Научные понятия и закономерности легче усваиваются учащимися, если они подкрепляются

конкретными фактами и образами в процессе сравнения, проведения аналогий и т.п.

Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, слайдов, карт, схем и т.п.

Наглядность может применяться на всех этапах процесса обучения. Ее роль тем выше, чем менее знакомы обучаемые с изучаемыми явлениями и процессами.

Подтверждением необходимости применения наглядности в обучении служит получившая распространение теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.). В основе этой теории лежит следующая закономерность: всякое умственное действие берет начало с материального, внешнего действия.

Реализация принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств, владения учителем (преподавателем) навыками их использования и основана на следующих правилах:

1) при применении наглядных средств нужно их рассматривать сначала в целом, затем – главное и второстепенное, затем – снова в целом;

2) нужно использовать различные виды наглядности, но е в большом количестве;

3) привлекать самих детей к изготовлению наглядных пособий – такая наглядность воспринимается ими лучше;

4) применяя наглядные средства, необходимо воспитывать у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления;

5) с возрастом предметная изобразительная наглядность должна все более уступать место символической.

2..9. Принцип прочности знаний.

Обязанность каждого учителя (преподавателя) - заботиться о прочности знаний в процессе обучения.

Прочность обучения связана с созданием условий для надежного сохранения в памяти обучаемых необходимых для будущей деятельности знаний, для овладения способами выполнения действий. Но поскольку человеческая память не в состоянии удержать всю информацию, то педагог должен исходить из того, что учащимся следует запомнить прочно, а с чем достаточно только ознакомиться.

Не требует прочного усвоения вспомогательный материал, используемый для решения общих задач обучения. Не следует перегружать память конкретными датами, имеющими ситуативное значение. Но важнейшие принципиальные положения должны быть усвоены прочно. Известно, что образование - это то, что остается, когда все изученное забудется (М.Планк).

Прочность знаний учеников обеспечивается выполнением следующих правил:

1) анализировать учебный материал, выделять в нем наиболее важные элементы, которые надолго должны быть запомнены;

2) организовывать регулярное повторение усвоенного учебного материала. При этом нужно учитывать, что наибольшее количество повторений следует осуществлять сразу после ознакомления с новым материалом. Важным условием упрочнения знаний является их самостоятельное повторение учениками;

3) регулярно оценивать учебные достижения обучаемых, поскольку оценка способствует прочности знаний; привлекать детей ко взаимооценке, самооценке;

4) обеспечивать применение полученных учениками знаний на практике, поскольку знаний становятся прочными, если их требует практическая деятельность;

5) повторение и закрепление изученного организовывать так, чтобы активизировать не только память, но и мышление, чувства детей;

6) в процессе повторения не давать легких и однообразных видов работы – упражнения должны требовать активно й мыслительной деятельности.

Наши рекомендации