Дидактика как теория образования и обучения
Теоретическими и прикладными проблемами образования и обучения занимается дидактика, которая является одним из важнейших и наиболее разработанных разделов педагогики. Это относительно самостоятельная наука, которая изучает общие закономерности обучения, его принципы и организационные формы.
Термин «дидактика» заимствован из греческого языка (“didaktikas”- означает «поучающий»). Впервые он был введен в научный оборот немецким педагогом Вольфгангом Ратке (1571 - 1635), который назвал свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Под дидактикой он понимал научную дисциплину, занимающуюся изучением теории обучения. Фундаментальным трудом, раскрывающим основы дидактики как науки, стала выдающаяся работа чешского ученого-педагога Яна Амоса Коменского (1592 - 1670), опубликованная в 1657 году в Амстердаме « Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему».
Значительный вклад в развитие и разработку дидактики внес швейцарский педагог-демократ И.Г.Песталоцци (1746 – 1827) и выдающийся русский педагог – демократ К.Д.Ушинский (1824 – 1870). Так, К. Ушинский в своих педагогических трудах, отличающихся глубиной и оригинальностью, рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он считал, что процесс обучения должен строиться на основе учета возрастных и психологических особенностей развития детей. К.Ушинский выделял такие важнейшие принципы обучения как посильность, последовательность, наглядность, осмысленность, прочность, повторение, системность. Критикуя рутину в проведении уроков и учитывая быструю утомляемость детей, он рекомендовал перемену занятий и разнообразие методов обучения.
Дидактические идеи К.Ушинского развивали такие его последователи как П.Коптерев, В.Бехтерев, В.Водовозов, Н.Левицкий и др. Они создали методическую систему первоначального обучения, равной которой не было в мировой педагогике.
Во второй половине XIX в. в Западной Европе были известны также работы по дидактике немецкого педагога и общественного деятеля А.Дистервега (1790 – 1866). Он, как и К.Ушинский, выдвигал прогрессивные дидактические идеи и выступал за народную школу.
В начале XX в. мировая дидактика развивалась на основе прагматизма. Американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи (1859 – 1952) создал педагогическую теорию педоцентризма (руководства практическим опытом на основе детской и учительской самодеятельности).
Достойный вклад в развитие дидактики в 50-60-х годах внес В.Сухомлинский. В своих работах он показал образцы дидактического подхода к обучению. Особое внимание он уделял идее умственного развития детей, а также индивидуальному подходу как в ходе учения, так и в практической деятельности.
В 50-80-х годах в дидактику внесли свой вклад такие известные теоретики, как М.Скаткин, М.Данилов, Ю.Бабанский, Л.Занков.
Большое значение для разработки проблем дидактики имеет практическая деятельность учителей-новаторов, развивающих направление «педагогики сотрудничества», таких как И.Волков, Е.Ильин, С.Лысенкова, В.Шаталов, Н.Гузик и др.
Современная отечественная дидактика стремится выйти на мировые позиции. Она изучает и разрабатывает новые технологии, формы и методы обучения.
Дидактика как педагогическая дисциплина оперирует общими понятиями педагогики «воспитание», «образование», «педагогическая деятельность» и др. В тоже время как теория образования и обучения, она имеет свои специфические понятия, которыми являются «обучение», «преподавание», «учение», «познавательная деятельность», «содержание образования», «метод обучения» и др. Рассмотрим важнейшие из них.
Обучение – это целенаправленное, заранее спроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Оно представляет собой процесс овладения знаниями, передачи и усвоения знаний, умений и навыков, а также способов познавательной деятельности. В процессе обучения реализуются цели образования. Это процесс двусторонний, осуществляемый преподавателем и обучающимися в их взаимодействии. Обучение всегда носит воспитательный характер, поскольку в его процессе формируется мировоззрение, развиваются познавательные способности, мышление, память, творчество, инициатива, самостоятельность и др.
Учение - это и деятельность ученика (обучаемого) и процесс усвоения им содержания образования как части общечеловеческой культуры (овладения знаниями, умениями, навыками). Оно проводится, как правило, непосредственно под руководством обучающего (учителя) или же опосредованно, в виде самообразования ученика после инструктажа и под контролем результатов учителем.
Преподавание – это планомерное руководство обучающим учебной деятельностью ученика: определение содержание учения, его объема, форм и методов, последовательности, темпа, контроля качества усвоения и т.п.
Процессы учения и преподавания представляют собой единый процесс взаимодействия ученика и учителя (обучаемого и обучающего) – процесс обучения.
Активная познавательная деятельность – характерная черта учебной деятельности. В ней выражается интеллектуально-эмоциональный отклик обучаемого на процесс познания, его живое участие в процессе обучения, в выполнении индивидуальных и общих заданий, его интерес к деятельности преподавателя и сокурсников. Активность в познавательной деятельности ведет к формированию важных личностных качеств, которые способствуют развитию личности в целом.
Содержание образования – специально отобранная и признанная обществом (или государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Она представляет собой систему научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие умственных способностей обучающихся, формирование мировоззрения, моральных качеств и поведения, осознание своего долга и ответственности, подготовку к трудовой деятельности. Содержание образования – это один из компонентов процесса обучения.
Знания – это целостная система научных понятий о законах развития природы и общества, накопленных человечеством в процессе активной преобразующей деятельности, направленной на дальнейшее познание и изменение объективного мира.
Умения – это возможность успешного осознанного выполнения действий на основе приобретенных знаний и навыков для решения поставленных задач в соответствии с заданными условиями, это владение способом осуществления практической деятельности, возможность творческого применения знаний. К умениям относятся, например, трудовые умения, умение решать математические задачи, чертить чертежи, набирать и редактировать тексты на компьютере и т.п.
Навыки – это упрочившиеся, доведенные до автоматизма способы выполнения действий. В дидактике различают навыки индивидуальные (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование), практические (трудовые) и учебные (работа с компьютером, чертежами, измерительными приборами, справочной литературой и др.).
Навыки входят в состав умений, причем один и тот же навык может быть элементом различных умений. Кроме этого, отдельные умения после их многократного повторения (после упражнений) могут стать автоматизированными действиями, т.е. превратиться в навыки.
Предметом дидактики является обучение как средство образования и воспитания человека. Исследуя закономерности процесса обучения, дидактика устанавливает принципы обучения, определяет содержание образования, дает рекомендации о применении соответствующих форм, методов, средств и организации обучения.
Основными задачами дидактики являются:
· определение цели образования и обучения (Для чего учить?);
· определение содержания образования и обучения (Чему учить?);
· определение форм, методов, средств и организации учебной работы (Как учить?).