Специфика словесных методов на уроке музыки

Словесные, наглядные и практические методы музыкального воспитания

Словесные методы в преподавании музыки. Наглядные и практические методы музыкального воспитания. Проблемное обучение на уроках музыки. Игровые методы в музыкальном обучении.

Методы музыкального образования в разных видах музыкальной деятельности обучающихся: музыкально-слушательская деятельность; музыкально-исполнительская деятельность в двух ее разновидностях (вокально-хоровая и игра на музыкальных инструментах); музыкально-композиционное творчество в форме импровизации и сочинения музыки.

Специфика словесных методов на уроке музыки.

Задачи обучения решаются в педагогике с помощью конкрет­ных методов. Это система действий преподавателя по организации познавательной и практической деятельности учащихся с целью усвоения содержания учебной программы. Таким образом, методы обучения означают способы организации совместной деятельности учителя и руководимых им учеников, обеспечивающие единство процессов преподавания и учения. От методов обучения зависит, каким окажется путь школьников к знаниям. А он должен быть возможно более коротким, простым, интересным и требовать мини­мальных затрат времени и усилий преподавателя и учащихся. В обучении, в том числе музыкальном, источниками знаний, умений и навыков являются слово, образ (слуховой и зрительный) и практическое действие. Квалифицированный учитель хорошо понимает, применение какого метода окажется наиболее соответствующим конкретным условиям педагогического процесса. Инструментарий педагогического воздействия, как иногда называют методы обучения, должен быть достаточно широким.

Методы музыкальной педагогики относятся к области отдельного конкретного учебного предмета «Музыка». В тоже время они неразрывно связаны как с частными дидактическими методами, так и с дидактическими методами, отражающими общие способы достижения целей образования. При стремлении максимально разнообразить методическое оснащение урока, учитель должен постоянно отдавать себе отчет в том, ради чего он применяет тот или иной метод.

Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой) занимают ведущее место в системе методов обучения. Они позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить проблемы, указать пути их решения, сделать выводы. С их помощью учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. «Слово учителя, - писал В.А.Сухомлинский, - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу... Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств. Я старался, чтобы слово, объяснение музыки было своеобразным, эмоциональным стимулом, который пробуждает чувствительность к музыке, как непосредственному языку души. Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке» (20).

В своей познавательной деятельности учащимся приходится воспринимать и усваивать знания (о музыке, способах ее изу­чения и исполнения) в готовом виде, которые сообщает препода­ватель и которые содержатся в нотах и учебных пособиях; упражняться в применении знаний по образцу, то есть выраба­тывать традиционные для музыкальной деятельности умения и навыки; кроме того, с накоплением музыкального опыта учиться находить знания и способы деятельности самостоятельно и при­менять их творчески.

В реализации каждого из методов преподаватель обращает­ся к словесным средствам. Слово(устное и письменное) выступает в музыкальном, как и в лю­бом другом обучении, в качестве источника знаний.

Исключительно велика роль слова в музыкальном обуче­нии, слова, воспитывающего и обучающего, организующего и контролирующего. Многие знания о музыке просто не могут быть переданы учащимся иначе, как с помощью слова. При изу­чении музыкальной грамоты и музыкальной литературы знания приобретаются и из учебников (письменное слово). Различа­ющиеся дидактическими характеристиками объяснение, рассказ и беседа выступают здесь как разновидности словесных мето­дов.

Специфична роль слова при объяснении и анализе музыки и приемов ее исполнения. Тут всегда требуется особый подбор слов или словосочетаний, чтобы возможно полнее и убедитель­нее в одних случаях, образнее и эмоциональнее в других пере­дать содержание произведений, объяснить их построение, оха­рактеризовать выразительные средства, какой-либо исполнительский прием или способ его применения. Задача преподавателя—

возможно точнее и доходчивее выразить свою мысль, передать или внушить ученику то или иное эмоциональное состояние, про­будить к желаемым действиям, добиться понимания учебных задач и способов их осуществления.

Все это требует совершенного владения словом, богатой лек­сики, образного ассоциативного мышления, понимания психоло­гии школьников. Эффективность словесных методов зависит и от чисто речевых навыков (голоса, интонации, дикции, орфоэпии), которые можно развить и усовершенствовать специальными упражнениями. Владение словесными методами обучения—не­отъемлемый компонент педагогического мастерства. Музыкаль­ная педагогика знает немало примеров, когда именно слово или словосочетание — емкое, образное и точное, к месту и вырази­тельно произнесенное — оказывало на ученика необходимое воз­действие и помогало преодолевать трудности учения. Этим славился, к примеру, такой выдающийся педагог, как П. С. Столярский. «Он умел на редкость образно и доходчиво объяснять детям, что нужно сделать, как нужно сыграть», — вспоминает о своем учителе известный советский скрипач Э. Грач (5)

Сущность словесных методов обучения

В педагогике принято подразделять методы на методы обучения и воспитания, так как они имеют разную направленность: методы обучения ориентированы на решение дидактических задач, методы воспитания - на формирование у учащихся ценностного отношения к миру и самим себе. Музыкальная педагогика общеобразовательной школы, опираясь на совместную деятельность учителя и учащихся, стремится к их органическому единству - как двум составляющим метода. Предпосылкой к этому является двойственность духовно — материальной природы самого музыкального языка как языка искусства.

Методы музыкальной педагогики относятся к области отдельного конкретного учебного предмета «Музыка». В тоже время они неразрывно связаны как с частными дидактическими методами, так и с общими дидактическими методами, отражающими общие способы достижения целей образования.

Рассказ учителя — это жи­вое, образное, эмоциональное изложение информации о происходящих вокруг нас процессах, явлениях природы, способах преобразования растений и живых организмов, возможностях овладения естественными богатствами с помощью научных открытий и разумного использования природных явлений в интересах человечества.

По ходу рассказа учитель может обращаться к уча­щимся с вопросами с целью получения обратной инфор­мации, с помощью которой можно судить о понимании излагаемого материала, мобилизации их внимания и уси­ления умственной работы. К рассказу, как методу обуче­ния, предъявляются требования:

-достоверность изложения, точность фактов, правиль­ное научное обоснование темы;

- четкость и доказательность для убеждения учащихся фактами и выводами;

- логическая последовательность в изложении, что служит примером последовательного и логического мы­шления;

- наглядность и образность изложения материала, вызывающего яркие впечатления о явлениях, процессах, событиях, действующих лицах;

- эмоциональная выразительность рассказа, воздей­ствующая не только на ум, но и на чувства, воображение и волю учащихся;

- ясность и правильность речи, доступность ее пони­мания учащимися.

Весьма важно внутреннее отношение педагога к содер­жанию излагаемого материала. Эмоциональная насыщен­ность рассказа вызывает у школьников любовь или нена­висть, гнев или радость, стремление к действенно-воле­вым усилиям. Метод рассказа можноохарактеризоватькак эмоционально выраженное изложение изучаемого материала.

Школьная лекция, как метод обучения, мало чем отличается от рассказа. В отличие от урока-лекции (когда весь урок читается) школьная лекция приемлема лишь при изложении нового материала на одном из этапов учебных занятий. Лекция, в отличие от рассказа, меньше прерыва­ется диалогом между учителем и учащимися. Лекцион­ным методом можно пользоваться в случае, когда требу­ется более глубокое раскрытие материала темы или раз­дела курса. До начала лекции учитель пишет на доске план изложения материала для того, чтобы ученики следили за рассуждениями учителя и фиксиро­вали или запоминали их. Это поможет научиться записы­вать содержание лекции с дальнейшей ее обработкой и использованием. Учить школьников записывать и слу­шать лекции важно и для того, чтобы облегчить последу­ющее обучение в средних специальных и высших учеб­ных заведениях. Лекционным методом учитель должен воспользоваться при изложении нового материала, кото­рый отсутствует в учебниках. По своей структуре лекция включает иллюстрации, элементы проблемного изложе­ния, объяснение и другие приемы. Применяется лекци­онный метод в старших классах. Итак, метод лекции можноохарактеризовать по ее назначению для изложе­ния обширного или более углубленного материала.

Беседа — метод обучения, при котором учитель, опира­ясь на знания и опыт учащихся, с помощью диалога под­водит их к пониманию и усвоению программного мате­риала. Она находит применение на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, изучения нового матери­ала, закреплении. В многовековой практике использова­лись разные виды бесед:монологическая (монолог), когда учитель ставит вопрос и сам на него отвечает;диалогиче­ская (диалог) ведется с помощью вопросов и ответов на них;катехизическая беседа ведется по заранее заданному тексту (пришла из средних веков, когда беседа проводи­лась по катехизису);эвристическая (эвристика: "Я открыл" -Архимед), когда учитель ставит вопросы, а ученики нахо­дят ответ из литературных источников, эксперимента или опыта. «Беседа, как метод обучения,характеризуется ме­тодом,активизирующим познавательную деятельность учащихся Объяснение занесено в разряд методов обучения срав­нительно недавно, хотя в практике им пользовались всегда. При объяснении учитель пользуется различными приемами для доказательства того или иного закона, явления или процесса - элементами рассказа, беседы, ил­люстрациями, учебником и другими источниками. Этот метод характеризуется своейдоказательностью, как дока­зательный метод обучения.

Словесные методы обучения справедливо считаются необходимыми, как наиболее гибкий источник знаний. Они позволяют экономным способом довести до созна­ния учащихся информационный материал, влиять на обу­чение школьников, воспитывать их в процессе обучения При устном изложении программного материала учитель за 20—25 минут может объяснить такой его объем, для са­мостоятельного изучения которого учащимся потребуется в 2-3 раза больше времени. Кроме того, словесные ме­тоды чаще всего сочетаются с другими методами - иллю­страциями, демонстрациями, практическими и исследо­вательскими методами.

При стремлении максимально разнообразить методическое оснащение урока, учитель должен постоянно отдавать себе отчет в том, ради чего он применяет тот или иной метод. С одной стороны, известно, что ни один из методов не в состоянии обеспечить всю полноту образовательного процесса. С другой стороны, конкретный метод, попадая в разные системы музыкального образования школьников, при внешней схожести, узнаваемости, может кардинально отличаться по содержательному внутреннему наполнению, что сказывается на направленности музыкальной деятельности ребенка, вплоть до изменения ее смысла, содержания. Каждый метод обусловлен целевыми установками и принципами, характерными для школы того или иного времени, той или иной программы.

Наши рекомендации