Специфика словесных методов на уроке музыки
Словесные, наглядные и практические методы музыкального воспитания
Словесные методы в преподавании музыки. Наглядные и практические методы музыкального воспитания. Проблемное обучение на уроках музыки. Игровые методы в музыкальном обучении.
Методы музыкального образования в разных видах музыкальной деятельности обучающихся: музыкально-слушательская деятельность; музыкально-исполнительская деятельность в двух ее разновидностях (вокально-хоровая и игра на музыкальных инструментах); музыкально-композиционное творчество в форме импровизации и сочинения музыки.
Специфика словесных методов на уроке музыки.
Задачи обучения решаются в педагогике с помощью конкретных методов. Это система действий преподавателя по организации познавательной и практической деятельности учащихся с целью усвоения содержания учебной программы. Таким образом, методы обучения означают способы организации совместной деятельности учителя и руководимых им учеников, обеспечивающие единство процессов преподавания и учения. От методов обучения зависит, каким окажется путь школьников к знаниям. А он должен быть возможно более коротким, простым, интересным и требовать минимальных затрат времени и усилий преподавателя и учащихся. В обучении, в том числе музыкальном, источниками знаний, умений и навыков являются слово, образ (слуховой и зрительный) и практическое действие. Квалифицированный учитель хорошо понимает, применение какого метода окажется наиболее соответствующим конкретным условиям педагогического процесса. Инструментарий педагогического воздействия, как иногда называют методы обучения, должен быть достаточно широким.
Методы музыкальной педагогики относятся к области отдельного конкретного учебного предмета «Музыка». В тоже время они неразрывно связаны как с частными дидактическими методами, так и с дидактическими методами, отражающими общие способы достижения целей образования. При стремлении максимально разнообразить методическое оснащение урока, учитель должен постоянно отдавать себе отчет в том, ради чего он применяет тот или иной метод.
Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой) занимают ведущее место в системе методов обучения. Они позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить проблемы, указать пути их решения, сделать выводы. С их помощью учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. «Слово учителя, - писал В.А.Сухомлинский, - ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу... Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств. Я старался, чтобы слово, объяснение музыки было своеобразным, эмоциональным стимулом, который пробуждает чувствительность к музыке, как непосредственному языку души. Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке» (20).
В своей познавательной деятельности учащимся приходится воспринимать и усваивать знания (о музыке, способах ее изучения и исполнения) в готовом виде, которые сообщает преподаватель и которые содержатся в нотах и учебных пособиях; упражняться в применении знаний по образцу, то есть вырабатывать традиционные для музыкальной деятельности умения и навыки; кроме того, с накоплением музыкального опыта учиться находить знания и способы деятельности самостоятельно и применять их творчески.
В реализации каждого из методов преподаватель обращается к словесным средствам. Слово(устное и письменное) выступает в музыкальном, как и в любом другом обучении, в качестве источника знаний.
Исключительно велика роль слова в музыкальном обучении, слова, воспитывающего и обучающего, организующего и контролирующего. Многие знания о музыке просто не могут быть переданы учащимся иначе, как с помощью слова. При изучении музыкальной грамоты и музыкальной литературы знания приобретаются и из учебников (письменное слово). Различающиеся дидактическими характеристиками объяснение, рассказ и беседа выступают здесь как разновидности словесных методов.
Специфична роль слова при объяснении и анализе музыки и приемов ее исполнения. Тут всегда требуется особый подбор слов или словосочетаний, чтобы возможно полнее и убедительнее в одних случаях, образнее и эмоциональнее в других передать содержание произведений, объяснить их построение, охарактеризовать выразительные средства, какой-либо исполнительский прием или способ его применения. Задача преподавателя—
возможно точнее и доходчивее выразить свою мысль, передать или внушить ученику то или иное эмоциональное состояние, пробудить к желаемым действиям, добиться понимания учебных задач и способов их осуществления.
Все это требует совершенного владения словом, богатой лексики, образного ассоциативного мышления, понимания психологии школьников. Эффективность словесных методов зависит и от чисто речевых навыков (голоса, интонации, дикции, орфоэпии), которые можно развить и усовершенствовать специальными упражнениями. Владение словесными методами обучения—неотъемлемый компонент педагогического мастерства. Музыкальная педагогика знает немало примеров, когда именно слово или словосочетание — емкое, образное и точное, к месту и выразительно произнесенное — оказывало на ученика необходимое воздействие и помогало преодолевать трудности учения. Этим славился, к примеру, такой выдающийся педагог, как П. С. Столярский. «Он умел на редкость образно и доходчиво объяснять детям, что нужно сделать, как нужно сыграть», — вспоминает о своем учителе известный советский скрипач Э. Грач (5)
Сущность словесных методов обучения
В педагогике принято подразделять методы на методы обучения и воспитания, так как они имеют разную направленность: методы обучения ориентированы на решение дидактических задач, методы воспитания - на формирование у учащихся ценностного отношения к миру и самим себе. Музыкальная педагогика общеобразовательной школы, опираясь на совместную деятельность учителя и учащихся, стремится к их органическому единству - как двум составляющим метода. Предпосылкой к этому является двойственность духовно — материальной природы самого музыкального языка как языка искусства.
Методы музыкальной педагогики относятся к области отдельного конкретного учебного предмета «Музыка». В тоже время они неразрывно связаны как с частными дидактическими методами, так и с общими дидактическими методами, отражающими общие способы достижения целей образования.
Рассказ учителя — это живое, образное, эмоциональное изложение информации о происходящих вокруг нас процессах, явлениях природы, способах преобразования растений и живых организмов, возможностях овладения естественными богатствами с помощью научных открытий и разумного использования природных явлений в интересах человечества.
По ходу рассказа учитель может обращаться к учащимся с вопросами с целью получения обратной информации, с помощью которой можно судить о понимании излагаемого материала, мобилизации их внимания и усиления умственной работы. К рассказу, как методу обучения, предъявляются требования:
-достоверность изложения, точность фактов, правильное научное обоснование темы;
- четкость и доказательность для убеждения учащихся фактами и выводами;
- логическая последовательность в изложении, что служит примером последовательного и логического мышления;
- наглядность и образность изложения материала, вызывающего яркие впечатления о явлениях, процессах, событиях, действующих лицах;
- эмоциональная выразительность рассказа, воздействующая не только на ум, но и на чувства, воображение и волю учащихся;
- ясность и правильность речи, доступность ее понимания учащимися.
Весьма важно внутреннее отношение педагога к содержанию излагаемого материала. Эмоциональная насыщенность рассказа вызывает у школьников любовь или ненависть, гнев или радость, стремление к действенно-волевым усилиям. Метод рассказа можноохарактеризоватькак эмоционально выраженное изложение изучаемого материала.
Школьная лекция, как метод обучения, мало чем отличается от рассказа. В отличие от урока-лекции (когда весь урок читается) школьная лекция приемлема лишь при изложении нового материала на одном из этапов учебных занятий. Лекция, в отличие от рассказа, меньше прерывается диалогом между учителем и учащимися. Лекционным методом можно пользоваться в случае, когда требуется более глубокое раскрытие материала темы или раздела курса. До начала лекции учитель пишет на доске план изложения материала для того, чтобы ученики следили за рассуждениями учителя и фиксировали или запоминали их. Это поможет научиться записывать содержание лекции с дальнейшей ее обработкой и использованием. Учить школьников записывать и слушать лекции важно и для того, чтобы облегчить последующее обучение в средних специальных и высших учебных заведениях. Лекционным методом учитель должен воспользоваться при изложении нового материала, который отсутствует в учебниках. По своей структуре лекция включает иллюстрации, элементы проблемного изложения, объяснение и другие приемы. Применяется лекционный метод в старших классах. Итак, метод лекции можноохарактеризовать по ее назначению для изложения обширного или более углубленного материала.
Беседа — метод обучения, при котором учитель, опираясь на знания и опыт учащихся, с помощью диалога подводит их к пониманию и усвоению программного материала. Она находит применение на всех этапах урока: при проверке домашнего задания, изучения нового материала, закреплении. В многовековой практике использовались разные виды бесед:монологическая (монолог), когда учитель ставит вопрос и сам на него отвечает;диалогическая (диалог) ведется с помощью вопросов и ответов на них;катехизическая беседа ведется по заранее заданному тексту (пришла из средних веков, когда беседа проводилась по катехизису);эвристическая (эвристика: "Я открыл" -Архимед), когда учитель ставит вопросы, а ученики находят ответ из литературных источников, эксперимента или опыта. «Беседа, как метод обучения,характеризуется методом,активизирующим познавательную деятельность учащихся Объяснение занесено в разряд методов обучения сравнительно недавно, хотя в практике им пользовались всегда. При объяснении учитель пользуется различными приемами для доказательства того или иного закона, явления или процесса - элементами рассказа, беседы, иллюстрациями, учебником и другими источниками. Этот метод характеризуется своейдоказательностью, как доказательный метод обучения.
Словесные методы обучения справедливо считаются необходимыми, как наиболее гибкий источник знаний. Они позволяют экономным способом довести до сознания учащихся информационный материал, влиять на обучение школьников, воспитывать их в процессе обучения При устном изложении программного материала учитель за 20—25 минут может объяснить такой его объем, для самостоятельного изучения которого учащимся потребуется в 2-3 раза больше времени. Кроме того, словесные методы чаще всего сочетаются с другими методами - иллюстрациями, демонстрациями, практическими и исследовательскими методами.
При стремлении максимально разнообразить методическое оснащение урока, учитель должен постоянно отдавать себе отчет в том, ради чего он применяет тот или иной метод. С одной стороны, известно, что ни один из методов не в состоянии обеспечить всю полноту образовательного процесса. С другой стороны, конкретный метод, попадая в разные системы музыкального образования школьников, при внешней схожести, узнаваемости, может кардинально отличаться по содержательному внутреннему наполнению, что сказывается на направленности музыкальной деятельности ребенка, вплоть до изменения ее смысла, содержания. Каждый метод обусловлен целевыми установками и принципами, характерными для школы того или иного времени, той или иной программы.